Цель: провести первоначальное ознакомление с I и II спряжениями глаголов.
Задачи:
Познавательные:
-дать представление о I и II спряжениях глаголов;
-познакомить с окончаниями I и II спряжений глаголов;
-формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжений;
Развивающие:
-развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
-развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, пословицами; орфографическую зоркость, логическое мышление, память;
Воспитательные :
-воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи. Ведь в хорошем настроении любое дело спорится. Я хотела бы видеть вас на уроке активными, мыслящими, добрыми.
-А что вы ожидаете от урока?
-Всё это будет зависеть только от нас.
2. Актуализация знаний.
Взаимопроверка домашнего задания (стр. 92, упр. 146)
Чтение стихотворения.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
-Ребята, о какой части речи говорится в этом стихотворении ?
-Посмотрим, что вы знаете о глаголе?
Продолжим фразы
Глагол – это часть речи, которая обозначает…………и отвечает на вопросы ……….
В предложении глагол чаще всего является ……………..
Неопределённая форма глагола – это ……………..
Вопросы неопределённой формы:…………………
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы ……………..
Глаголы будущего времени отвечают на вопросы ……………..
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы ……………..и изменяются по ………….. и ……………
Спряжение – это ……………………..
-О какой части речи мы сегодня будем узнавать новые знания?
3. Минутка чистописания.
-Записываем сегодняшнее число, классная работа.
На доске написаны слова: С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, ч…рнееш… .
-Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).
-Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).
-Сегодня на минутке чистописания пропишем цепочку, состоящую из окончаний глаголов -ешь и -ишь: ешьишь
-Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами (ешьишь ишьешь)
- Какую орфограмму мы повторяем в чистописании?
работаешь бежишь
Что посеешь, то и пожнёшь.
4. Изучение нового материала
- Сравните по плану глаголы: работаешь и сидишь.
1.Время.
2.Лицо.
3.Число.
4. Окончание.
Производится проверка с места: глагол работаешь– настоящего времени, 2 лица, единственного числа, окончание – ешь. Глагол сидишь – настоящего времени, 2 лица, единственного числа, окончание – ишь.
-Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? (Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?)
Физкультминутка
-Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу? Давайте понаблюдаем над некоторыми другими глаголами.
Ребята 1 варианта – подберите синоним к слову «существовать» (глагол жить).
Ребята 2 варианта – подберите антоним к слову «молчать» (глагол говорить).
-Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. Заполните таблицу.
Я живу говорю
Ты живёшь говоришь
Он живёт говорит
Мы живём говорим
Вы живёте говорите
Они живут говорят
-Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов? (Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ут. Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят).
-Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:
Давным-давно, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
Думали сыновья три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, личные окончания которых имеют гласную и, а I спряжение – глаголами с гласной е. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).
-Может кто-то уже догадался, какая тема нашего урока?
-Какая цель стоит перед нами?( научиться различать окончания глаголов)
Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.
I спряжение II спряжение
Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.ч.
1 л. -у, -ю -ем 1 л. -у, -ю -им
2 л. -ешь -ете 2 л. -ишь -ите
3 л. -ет -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят
-Давайте откроем учебник на странице 93 и посмотрим на упражнение148 (устная работа). Нам предлагается понаблюдать за ударными и безударными окончаниями глаголов.
-Что можно сказать про ударные и безударные окончания глаголов одного и того же спряжения?
-У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.
Правило стр.93
-Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).
5. Работа по дальнейшему углублению знаний
-Сейчас мы будем работать над упражнением147(в парах). Писать глаголы будем в два столбика – по спряжениям и выделять окончания (2 человека у доски).
6. Дифференцированная работа по объёму и степени сложности
-Сейчас мы будем выполнять задания по группам.
1. Выделить окончания глаголов и определить спряжение (красные кружочки).
Идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, шумишь, глядят.
2.Вставить пропущенные буквы, определить спряжение глаголов (жёлтые кружочки).
Пальчики …лижешь; точим лясы; за уши не …тянешь; считает в..р..н, ходим на г..л..ве, держит язык за зубами.
3.Сгруппируйте фразеологические обороты по признакам (признаки группировки определите самостоятельно), вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов (зелёные кружочки).
Пальчики …лижешь; точим лясы; за уши не …тянешь; считает в..р..н, ходим на г..л..ве, держит язык за зубами.
7.Итоги урока.
-Что нового мы сегодня узнали о глаголах?
– Каковы характерные признаки глаголов I спряжения? II спряжения?
– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?
8.Рефлексия.
-Если вы хорошо усвоили тему и запомнили, что основная гласная глаголов 1спряжения – Е, а 2 спряжения - И, то на маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит к соответствующему спряжению. К неопределённой форме глагол в данной форме, если вы не совсем всё запомнили.
9. Домашнее задание.
-Найдите в учебнике упражнение 151 на странице 95. Давайте прочитаем задание. Не забудьте выучить правило на странице 93.
Выделить окончания глаголов и определить спряжение.
Идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, шумишь, глядят.
Вставить пропущенные буквы, определить спряжение глаголов.
Пальчики …лижешь; точим лясы; за уши не …тянешь; считает в..р..н, ходим на г..л..ве, держит язык за зубами.
Сгруппируйте фразеологические обороты по признакам (признаки группировки определите самостоятельно), вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.
Пальчики …лижешь; точим лясы; за уши не …тянешь; считает в..р..н, ходим на г..л..ве, держит язык за зубами.
ГУО «Средняя школа № 10 г. Могилёва»
Урок по русскому языку в 4 классе
I и II спряжения глаголов
Учитель начальных классов:
Цыганкова Н.В.
2013