«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Гражданская оборона основные понятия, определения

Урок по ОБЖ " Гражданская оборона основные понятия, определения"

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 7


1. Тема занятия:

Гражданская оборона основные понятия определения (2 час.)

2. Цели занятия:


дидактическая:

  • Дать учащимся представление о гражданской обороне,

  • познакомить с историей создания гражданской обороны и ее предназначением,

  • рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

развивающая:

  • формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы

  • развитие познавательного интереса обучающихся, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;.

воспитательная:

  • воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.

3. Тип занятия

изучения нового материала

4. Вид занятия

Комбинированный урок

5. Ресурсы

Технические средства обучения (экран, проектор, ПК), марля, вата,

6. Учебные материалы

Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

7. Метод проведения

информационный, демонстрация, практическая работа

8. Преобладающие методы обучения

- информационно-развивающий (лекция)

- проблемно-поисковый (практическая работа)


9. Межпредметные связи

физика, химия, биология, история, математика

10. Система контроля

фронтальный опрос, наблюдение


Этап занятия

Содержание учебного материала

Формы организации работы

Формируемые умения, знания, компетенции

Время, мин.

I Начало занятия

5

1. Оргмомент

Объявление темы и типа занятия



2

Проверка присутствующих

1


Объявление цели и задачи занятия

Озвучивание темы занятия и учебных вопросов:

1.Понятие ГО

2. История создания ГО

3. Предназначение и задачи ГО.


2

II Основная часть

40

1. Актуализация опорных знаний

Предлагается учащимся дать определение ГО.


Фронтальный опрос, заполнение схемы

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5, ОК 6, У1, У2, У3, З1, З2 , З3

10

2. Формирование новых знаний

Предлагается учащимся вставить пропущенные слова в текст, одновременно с рассказом о истории ГО.

Лекция с применением технических средств обучения (презентация)

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5, ОК 6, У1, У2, У3, З1, З2 , З3

30

Озвучиваются Задачи ГО

Предлагается учащимся исключить задачи не относящиеся к ГО, для этого раздается раздаточный материал

Предлагается ответить на вопросы:

  • Кем вводится в РФ или отдельных ее территориях военное положение?

  • Силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения?

  • Когда это происходит?


Перемена


5

III Заключительная часть

45

1. Закрепление нового материала

Предлагается ответить на заданные вопросы:

  • Дата основания ГО в нашей стране.

  • Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?


Ответ на поставленные вопросы

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5, ОК 6, У1, У2, У3, З1, З2 , З3

35

Предлагается пользуясь инструкцией изготовить ВМП

Практическая работа

2. Обобщение результатов работы обучающихся


Проверка конспектов и изготовления ВМП

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5, ОК 6, У1, У2, У3, З1, З2 , З3

5



КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА № 12

по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

«Гражданская оборона. Основные понятия определения»





Цели урока:

Образовательные – Изучить основные понятия о Гражданской обороне (ГО), разберем понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона. Основные понятия определения

Развивающие – формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения обучающимися понятий: гражданская оборона; важность и значение ГО; формирование правильного отношения к личной безопасности жизнедеятельности в условиях ЧС мирного и военного времени.

формирование общеучебных умений.

Воспитательные – воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет:

- усвоения новых понятий

- показать связь изученного материала с реальной жизнью;

- воспитание чувства коллективизма, умение вести диалог;

Занятие способствует формированию ОК – 1- 6

Оборудование: мультимедиа, компьютер, опорные конспекты, раздаточный материал. вата, марля,

Предварительная подготовка

Включается сигнал ГО

Преподаватель: Сегодня на занятии мы с вами поговорим о Гражданской обороне (ГО), разберем понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона. Основные определения понятия (записывается на доске).

Запись основных моментов в тетради

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный,

проблемно – поисковый, эвристический.

Задачи:

1.Обучающая: ознакомить учащихся с понятиями ГО и задачами системы ГО.

2. Воспитывающая: воспитать личность безопасного типа.

3.Развивающая: развить интерес к изучению темы.

Основные понятия:

Гражданская оборона. Принципы организации и основные задачи ГО в нынешнее время





Вступительное слово:

В современной сложной международной обстановке в условиях возрастания опасности террористической угрозы каждый гражданин Российской Федерации обязан знать или хотя бы иметь представление о системе гражданской обороны, знать, как уберечь собственную жизнь в случае войны.


  1. Актуализация знаний учащихся о гражданской обороне.

Преподаватель: В начале нашего занятия разберем понятие ГО (для следующей работы из обучающихся выбирается помощник для ведения записей на доске).

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”? (по одному слову-ассоциации записываем на доску).

Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.) (Помощник садится на свое место).

Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? Помощником в этой работе нам будет следующая схема с вопросами (см. приложение 1)

Чтобы ответить на центральный вопрос этой схемы, вернемся к нашим словам-ассоциациям.

Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО? (учащиеся: нет, вместе, все эти слова входят в представление о ГО).

Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей схемы (записываю его на доске).

Итак, ГО - это система мероприятий.

Найдите главное слово в словах-ассоциациях (Учащиеся: защита).

Защита направлена на кого? (Учащиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности).

Когда? (период времени) (Учащиеся: война)

Где? (Учащиеся: на территории РФ).

Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение ГО? (пробуют два ученика).

Преподаватель: Это определение оставим на доске, с ним мы будем работать на занятии постоянно.





  1. Формирование новых знаний

Преподаватель: Переходим к вопросу об истории создания ГО. Для этой работы нам понадобится раздаточный материал (Приложение 2). Это краткое изложение моего рассказа об истории создания ГО, но вы наверняка заметили, что здесь имеются пропуски. Ваша задача не только внимательно слушать мой рассказ, но и заполнить пропущенную информацию. В конце работу проверим.

(Далее идет лекция учителя с презентационным сопровождением)

МПВО 1932-1941 гг. Первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения от ударов с воздуха.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.

Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО:

  • служба оповещения и связи,

  • медико-санитарная служба.

  • службы убежищ,

  • транспорта,

  • торговли,

  • общественного питания и др.

Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Таким образом, была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

1945-1961 гг. В 50-е гг. в арсенале многих государств появилось новое оружие- ядерное, появились новые средства его доставки-ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения. Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. “Мирные” катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и моральный ущерб.

Например:

  • 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС. Огромные территории заражены радиоактивными веществами.

  • 1988 г. – землетрясение в Армении. Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов.

Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ГО: ее воинским частям и невоенизированным формированиям.

В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который

10 января 1994 г. был преобразован в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (МЧС) России. Дальнейшему развитию системы ГО послужило принятие закона.

Кто знает как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их осуществления? (ФЗ РФ “О ГО”) Кто помнит год его принятия? 12 февраля 1998 г.

Преподаватель: Проверяем, что у вас получилось (учащиеся по цепочке зачитывают по 1 предложению). После проверки задается вопрос обучающимся: Сколько лет со дня основания исполнилось в этом году ГО? (ответ: 84 год, 4 октября)

Преподаватель: Вернемся к нашему определению и озвучим его еще раз (один из учащихся). Теперь рассмотрим задачи ГО на современном этапе. Для этой работы вам необходимо разделиться на 5 групп. Задания-инструкции группам:

Каждая группа получает раздаточный материал с задачами, направлениями, действиями ГО.

Прочитать их и подумать, все ли эти задачи, действия выполняются в системе ГО? (удалить одну лишнюю). (Приложение 3)

Представители каждой из группы работают. Вычеркивают лишнее,

Группа аргументирует выбор (готовит защиту).

Успешность выполнения работы зависит от понимания определения ГО.

Преподаватель: Из определения мы выяснили, что меры по защите населения от опасностей применяются при ведении военных действий. В соответствии с законом ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления войны, военных действий.

Напомните, кто вводит в стране или отдельных ее территориях военное положение? (Учащиеся: Президент РФ).

Преподаватель: Все ли рассмотренные задачи, направления осуществляются в военное время? (нет).

Выполнение каких задач осуществляется в мирное время? (Назовите их: обучение населения способам защиты от опасностей, разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО).

Какой вывод можно сделать? (подготовку к ведению ГО осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий).

Преподаватель: Скажите, силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения? Когда это происходит? (при крупных, масштабных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях).

Вносим дополнения к определению на доске: В современных условиях ГО осуществляет мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. В ФЗ “О ГО” внесена поправка в 2004 году.

Преподаватель: Все эти задачи важны для государства, обороны, обеспечения безопасности РФ?

Преподаватель: За последнее время произошли существенные изменения в:

  • организационных основах ГО, методах и способах ее деятельности:

  • совершенствуются системы управления и оповещения ГО (в местах массового пребывания людей),

  • организованы подготовительные мероприятия по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного характера, и террористических проявлений,

  • разрабатываются и внедряются новые СИЗ И СКЗ,

  • принимаются меры по развитию сил ГО в рамках реформирования военной организации государства,

  • внедрение передовых космических, авиационных, информационных технологий при ведении АСДНР (Аварийно-спасательные и другие неотложные работы),

  • создана система обучения всех категорий граждан в области ГО.

В целом, состояние ГО обеспечивает решение задач по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. Вместе с тем меняются характер и способы решения международных и других проблем, в т. ч. с применением военной силы. Возможные войны будут происходить в локальном масштабе и отличаться высокой интенсивностью. В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному оружию. Ведутся разработки оружия нового поколения, основанного на новых физических принципах. Существенно возрастает роль новых форм противоборства сторон, в которых основными формами противоборства будет экономическое, политическое, информационное, и психологическое воздействие на человека.

3. Закрепление знаний.

Что такое ГО?

Дата основания ГО в нашей стране.

Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?

С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?

Учитель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?

(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).

На этом лекция закончена, перейдем к практической работе

Средства индивидуальной защиты

Преподаватель: Одной из задач ГО предоставления населению СИЗ, таких как противогазы, респираторы, которые относят к СИЗОД, защитные костюмы т.д. являются СИЗК. Но ЧС случаются не только в военное время, но и в мирное.

Например такая ситуация раздается сигнал оповещение ГО о выбросе ХОВ. Какими при этом должны быть действия населения? (учащиеся)

Действия населения:

Услышав звук сирен, других характерных звуков тревоги с объекта включить радиоточки, телевизоры и радиоприемники, получив информацию об аварии от соседей, с объекта из других источников или почувствовав запах ХЛОРА, АММИАКА:

Как правила в домашних условиях не всегда найдется противогаз, а вот ватно-марлевую повязку каждый из вас сможет сделать.



Итак, у вас на столе в раздаточном материале есть поэтапная инструкция изготовления ВМП. Внимательно ознакомитесь и приступайте к изготовлению (приложение 4)

4. Подведение итоги (рефлексия).

Итак, сегодня на занятии

  • вы дали понятие ГО,

  • познакомились с историей создания ГО,

  • рассмотрели задачи ГО на современном этапе.

  • Научились изготавливать ВМП

Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на занятии?

Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)

Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой в группах.

Спасибо за занятие!

Приложение 1


На доске получится следующая запись:


Приложение 2

МПВО 1932-1941 гг. Первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения от _________________.

4 октября ________ г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена ___________________________________________________________(МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.

Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО:

  • ____________________________,

  • медико-санитарная служба.

  • службы убежищ,

  • транспорта,

  • торговли,

  • общественного питания и др.

1941-1945 гг. Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более ____ тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше _____ тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Таким образом, была создана основа для создания ______________________________________ по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

1945-1961 гг. В 50-е гг. в арсенале многих государств появилось новое оружие- ядерное, появились новые средства его доставки-ракеты. Все это привело к необходимости _________________________ системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле ________г. МПВО была преобразована в _____________________ (ГО) СССР. ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от _____________________________________________________________________ и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения. Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ___________________. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. “Мирные” катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и моральный ущерб.

1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС. Огромные территории заражены радиоактивными веществами.

1988 г. – землетрясение в _____________. Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов.

Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ________________________: ее воинским частям и невоенизированным формированиям.

В ноябре _________ г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство _______ России. Дальнейшему развитию системы ГО послужило принятие закона.____________________________________________________

Приложение 3

Группа №1:

- Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

- Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий;

- Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- Организация развлекательных патриотических мероприятий;

Группа №2:

- Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- Осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- Утилизация ламп освещения, содержащих вредные вещества;

- Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий;

Группа №3:

- Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие др. необходимых мер;

- Уборка пляжей от мусора способного нанести вред здоровью отдыхающих;

- Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий;

- Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Группа №4:

- Обучение населения о создании мин-растяжек кустарным способом;

- Обеззараживание населения, техники, зданий, сооружений и др. необходимые мероприятия;

- Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий;

- Срочное захоронение трупов в военное время;

Группа №5:

- Восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

- Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО;

- Проведение авиа-шоу на День победы;


Приложение 4

4. Для изготовления ВМП необходимо взять кусок марли размером 100 на 50см. на него кладем слой ваты толщиной 1-2см, края марли загибаем с обеих сторон и накладываем на вату, концы по длине разрезаем на 30-40см с каждой стороны. Повязка закрывает подбородок, рот, нос (см. рисунок)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее