Конспект урока природоведение. 5 класс.
Дата проведения: 30.11.2023 г.
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: «Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь. Свойства».
Цель урока: дать учащимся представления о свойствах горючего полезного ископаемом каменном угле.
Задачи урока:
- образовательная: формирование представлений о горючих полезных ископаемых – каменном угле;
- корекционно – развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности мышление через умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- воспитательная: воспитывать интерес к изучению природоведения; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Планируемые результаты:
-личностные: навыки организации рабочего места для работы; формирование эстетических чувств; умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; определение этапов работы; проговаривание пошагового выполнения работы;
- предметные: узнавание и называние представителей горючих полезных ископаемых; выделять признаки горючих полезных ископаемых - каменного угла.
Оборудование урока:
- конспект урока;
- учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Природоведение 5 класс». Авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина;
-натуральные объекты – каменный уголь;
- карточки с заданиями.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Определение отсутствующих.
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- О каком полезном ископаемом мы говорили на прошлом уроке?
-Какое это полезное ископаемое?
- Перечислите свойства торфа.
- Как люди используют торф?
- Выполним задания по пройденной теме.
а) работа по карточкам.
Задание № 1. Выбрать свойства торфа и соединить слова правого столбика со словами левого столбика.
Образованно из перегнивших остатков растений.
Черного цвета.
Коричневого цвета.
Торф Плохо проводит тепло.
Хорошо проводит тепло.
Легче воды.
Тяжелее воды.
Хорошо горит.
Используют как топливо и как удобрение.
Используют в строительстве.
Индивидуальная работа - уч – ся 3 группы выполняют задание, используя материал учебника.
Учащиеся по карточкам самостоятельно выполняют задания. Затем проверка.
3.Сообщение темы и цели урока.
- А хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить? Тогда выполни следующие задания.
- Игра «Собери слова». Из предложенных букв соберите слова и прочитайте, что получилось.
е ы п з н о е л к и е с ы о а п е м
(полезные ископаемые)
- Мы продолжаем изучение горючих полезных ископаемых. Подумайте и отгадайте загадку, с каким полезным ископаемым мы познакомимся.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмали. ( Каменный уголь)
- Тема нашего урока « Каменный уголь». Мы познакомимся со свойствами и значением каменного угля.
- Откройте тетради для предстоящей работы. Запишите число и тему урока.
4.Изучение нового материала.
- Каменный уголь, так же как и торф, образовался из остатков древних растений и животных.
а) работа с учебником.
- На стр. 61 учебника найдите и прочитайте, как образовался каменный уголь.
- Из папоротников под тяжестью воды и земли, без доступа воздуха образовались толстые слои сначала торфа, а потом каменного угля.
- Рассмотрите иллюстрации на доске этих древних растений – папоротников.
- Уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на земле. Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно.
- А почему его называют каменным? Каменный уголь очень твёрдый, как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню, поэтому его так и назвали, каменный.
- А теперь проведем несколько опытом, с помощью которых изучим свойства каменного угля и заполним схему.
б) работа со схемой.
Свойства каменного угля.
Практическая работа: «Свойства каменного угля»
1.Рассмотрите кусок каменного угля. Определите его цвет. Имеет ли он блеск?
- Цвет - черный, блестящий.Записываем под первой стрелкой.
2.Попробуем разломать его руками. Однако если уголь ударить молотком, то он расколется на несколько кусочков удар молотком по куску угля (в смятой бумаге).
-Какой можно сделать вывод?
- Каменный уголь твёрдый, но одновременно хрупкий. Записываем под второй стрелкой - твердый, хрупкий.
3.Положите кусочек угля в стакан с водой. Что произойдёт? Он утонет.
-Какой можно сделать вывод? Записываем под третьей стрелкой – тяжелый, тонет в воде.
- Каменный уголь в 2,5 раза горит жарче торфа. Наблюдение за горением торфа и каменного угля показывает, что в отличие от торфа, который вспыхивает практически сразу, каменный уголь разгорается очень долго. Обычно сначала разжигают дрова, а уже затем поверх них начинают небольшими порциями равномерно подкладывать уголь.
- Уголь выделяет тепла, значительно больше, чем при горении торфа или дров.
- Записываем под четвертой стрелкой – хорошо горит и выделяет много тепла.
Индивидуальная работа – уч - ся 3 группы – схема напечатанная и заполненная вклеивается в тетради.
Физминутка
5. Закрепление нового материала.
- Ребята, сейчас насколько вы поняли тему, мы выполним практическую работу по карточкам.
а) работа по карточкам.
Задание № 1. Заполнить таблицу «Свойства торфа и каменного угля». Если свойства относиться к каменному углю или торфу поставить «плюс», если не относится «минус».
Свойства горючих полезных ископаемых. | Торф. | Каменный уголь |
Цвет коричневый. | | |
Цвет черный и блестящий. | | |
Образован из болотных растений. | | |
Образован из папоротников. | | |
Легче воды. | | |
Тяжелее воды. | | |
Впитывает влагу. | | |
Хорошо горит и выделяет много тепла. | | |
Хорошо горит. | | |
Индивидуальная работа – учащиеся 3 группы выполняют задание с помощью дозированной помощи учителя.
Учащиеся самостоятельно по карточкам выполняют задание. Затем проверка.
6.Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Почему уголь называется каменный?
- Перечислите свойства каменного угля.
- Из чего каменный уголь образован?
Записывается д/з :
- 1, 2 группы - стр. 60 – 61, читать и пересказывать; подготовить материал «Для любознательных» к пересказу;
- 3 группа – прочитать стр. учебника 60 - 61, учить по тетрадям.
Выставляются оценки учащимся за работу на уроке.