Время нас торопит в класс,
Ведь занятие у нас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Головоломка
«ТАНГРАМ»
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм" . Головоломки любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам.
История
ТАНГРАМ – древняя китайская головоломка . Буквально означает - «семь дощечек мастерства». Головоломка, состоящая из семи плоских фигур , которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Легенда первая: версия про разбитую плитку
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости .
Танграм
Вот они эти «семь дощечек мастерства»:
- 5 треугольников
- 1 квадрат
- 1 параллелограмм
из них уже много веков складываются различные фигуры.
Легенда вторая: три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю "
- Почти 4000 тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился наследник Лао.
- Император призвал к себе трех мудрецов и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы на-чала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
- Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на
семь частей –
танов .
математик
художник
философ
Легенда третья: Танграм – от слова «тань»- китаец
Эта легенда говорит о том, что игру придумал китайский учёный, которого звали Тан . Он был настолько известен в Китае, что ему поклонялись как богу. До нас дошли сведения о том, что он написал 7 книг, в каждой из которых было по 1000 изображений. Там были рисунки людей, животных, архитектурные сооружения.
Применение «Танграма»
Мебель в стиле «Танграм»
Физкультминутка.
Правила
При решении головоломки требуется соблюдать два условия : первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.
- Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника
Задание1.
орёл
человек
петух
заяц
треугольник
рыба
Задание
1) На занятии вы будете работать в парах;
2) Учиться собирать головоломку Танграм вы будете по образцам - контурам.
бегущий человек
кошка
зайчик
петух
треугольник
Рефлексия.
- Что интересного было на уроке?
- Что особенно запомнилось?
- Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?
- Понравился ли урок?
«Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»
М. Гарднер
Домашнее задание
Придумать свои фигурки из частей ТАНГРАМА (это могут быть изображения предметов, животных, геометрических фигур) и нарисовать их в тетради
Спасибо за внимание!