Урок русского языка в 8 классе.
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Урок обобщающего повторения.
Урок проводится в рамках акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».
Цели урока:
Образовательная: повторить сведения о главных и второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения, совершенствовать навык синтаксического разбора простого предложения, анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.
Развивающая : формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.
Воспитательная : воспитание уважительного отношения к родному языку, формирование у обучающихся стремления к здоровому образу жизни. Пропаганда занятий физической культуры и спортом среди учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, учебник.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ. Урок – практикум.
Форма: групповая, индивидуальная, самостоятельная.
Методы: частично-поисковые.
1. Слово учителя.
- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть!
Урок русского языка. Ребята, мы начали изучать большой раздел русского языка «Синтаксис и пунктуация».
- Вспомните, что изучает этот раздел? Какие члены предложения вы знаете?
Мы изучили главные члены предложения: подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельство.
Сегодня на уроке мы подведем итоги, проверим, как вы умеете различать второстепенные члены предложения, определять их роль в языке.
Одновременно поговорим о здоровье.
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда.
Но добиться результата невозможно без труда.
Ход урока.
Организационный момент.
1. Слово учителя.
- Ребята, добрый день! Мы закончили изучение темы «Главные и второстепенные члены предложения».
Сегодня на уроке мы подведём итоги, обобщим знания по теме, проверим ваши умения находить главные и второстепенные члены предложения; делать различие в определении второстепенных членов предложения; и умение использовать их в речи.
А говорить мы будем с вами о благотворном влиянии спорта на жизнь, здоровье человека. Запишите тему урока «Спорт – это жизнь». В жизни каждого человека есть место выбору. Только от вас самих зависит, будете ли вы здоровыми, крепкими, красивыми или слабыми, бледными, часто болеющими.
Каждое утро родители провожают вас в школу, говорят «До свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома, набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки - прежде всего с нравственной точки зрения - люди и сама жизнь. Какой же путь вы изберете для себя. Путь добра, милосердия, любви, сострадания, путь здорового образа жизни?.. Или путь к вредным привычкам, сомнительным «удовольствиям»? Путь, на котором вы не заметите боль близких, забудете родителей?
Наш класс тоже принимает участие в акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
2.Актуализация знаний.
На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.
Спорт- это жизнь.
Рассмотрим тему нашего урока с синтаксической точки зрения.
Что изучает синтаксис? (раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений)
Какая единица языка перед нами? (предложение)
Докажите. (к доске 1 ученик, который находит гр. основу, объясняет правило постановки знаков препинания, даёт полную характеристику предложению, главным членам.)
Спорт- подлежащее (что?) – спорт, выражено сущ. в И.п.
Жизнь – сказуемое (выражено сущ. В И.п., составное именное сказуемое, опущена связка, т. к. наст время)
Между подлежащим и сказуемым ставлю тире, т. к. оба главных члена выражены сущ. в И.п., между ними есть частица это.
Характеристика предложения. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое)
3. Повторение теоретических сведений о главных членах предложения.
Что такое подлежащее?
Чем может быть выражено подлежащее.
( ответы обучающихся)
4. Практическая работа. Приведите примеры предложений на тему «Спорт- это жизнь», где подлежащее будет выражено различными частями речи.
Примерные ответы обучающихся.
1. Спорт продлевает жизнь.
2. Каждый мечтает стать красивым.
3. Тренирующиеся вышли из зала.
4. Тренироваться – значит много работать.
5. Гимнаст с фигуристкой спешили на сборы.
Хорошо, ребята. Вспомним, что такое сказуемое.
Какие виды сказуемых вы знаете?
(ответы обучающихся)
Практическая работа. Предложения проецируются на доску. Обучающиеся в тетрадях дают характеристику сказуемому каждого предложения. (Например, 1-ПГС)
1. Спорт продлевает жизнь. (ПГС)
2. Тренирующиеся вышли из зала. (ПГС)
3. Тренироваться – значит много работать.(ПГС)
4. Гимнаст с фигуристкой спешили на сборы.(ПГС)
5.Спортсмены начали тренироваться. (СГС)
6. Человек должен трудиться. (СГС)
7. Я был бы рад победить. (СГС) .
8. Жизнь без движения пуста. (СИС)
9. Упражнение казалось простым. (СИС)
10. Каждый мечтает стать красивым. (СИС) Оценить ответ.
Вспомним, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
(ответы обучающихся)
Практическая работа. (У доски 1 ученик, учитель диктует)
Чистота – залог здоровья.
Я хороший спортсмен.
Хорошо учиться – наш долг.
Молодость бескорыстна и великодушна.
Наш стадион как чистый двор.
Болезнь не приговор. Оценить ответ.
Вспомним, какие члены предложения называются второстепенными. Какие второстепенные члены предложения вам известны.
(ответы обучающихся)
Практическая работа. ( Тесты лежат перед обучающимися. На выполнение задания отводится 5 мин)
1.Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом
А. Стадион был переполнен.
Б. Она плыла вдоль бортика.
В. Тренер велел вратарю думать.
2. Укажите предложение с обстоятельством образа действия
А. Мяч полетел прямым путем.
Б. К утру мы были дома.
В. Весь день на стадионе шел дождь.
Укажите предложение с несогласованным определением
А. Отец изучал турнирную таблицу.
Б. На матче звучал спортивный марш.
В. Это был юноша лет шестнадцати.
4. Укажите предложение, в котором НЕТ приложения
А. Бесконечна возможность познавать себя.
Б. Внук – спортсмен уехал на соревнования.
В. Отец выписывает журнал «Геркулес».
5. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием
А. Летом я прочитал много книг о спорте
Б. Брат болеет за «Динамо».
В. Шайбу забросил. М.Карпов.
Оценить ответ. (взять 2 тетради на проверку)
Работа с текстом. (подготовка к ГИА)
Гимн Олимпийских игр
(1)Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. (2)Музыка занимает важнейшее место в программе Олимпиад. (3)В 1896 г. был впервые исполнен олимпийский гимн, написанный греческим композитором С. Самарасом на стихи К. Паламаса и переведенный на многие языки мира. (4)На церемониях открытия и закрытия Олимпиад звучат лучшие произведения национального и мирового музыкального искусства. (5) На открытии московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д.Шостаковича, ставшая ее музыкальной эмблемой. (6)А на торжественной церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу, улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова:
(7)До свиданья, Москва, до свиданья!
(8)Олимпийская сказка, прощай!
- Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста.
Определить вид связи (цепная). Как проявляется? (Через синонимы)
Словарная работа.
Патриот - Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Толковый словарь Ушакова
Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Выполнение грамматических заданий
1. Из 2 предложения текста выпишите слова, где звуков больше, чем букв (занимает, важнейшее )
2. Из предложений 3-4 выписать слово, написание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах причастий в краткой форме пишется одна буква Н» (исполнен)
3. Заменить слово ГИГАНТСКИЙ (предложение 6) стилистически нейтральным синонимом (большой)
4. Заменить словосочетание МОСКОВСКОЕ НЕБО (предложение 6) со связью согласование синтаксическим синонимом со связью управление (небо Москвы)
5. Выпишите грамматическую основу из предложения 5 (звучала «Праздничная увертюра»)
6. Среди предложений 6-8 найдите предложения с обращениями. Напишите номера этих предложений 7,8
7. Определить количество грамматических основ в предложении 4 (1)
Работа с учебником. Стр.98, упр. 190. Читаем. Озаглавить. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
Выставление оценок, комментарий учителя.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.
Используемая литература:
Текст с сайта http://sochi2014.blob.core.windows.net/storage/education/method/Russian.pdf
1. Укажите предложение с обстоятельством времени
А. Красиво льется вода в скале.
Б. Несмотря на проливной дождь, спортсмены остались на улице.
В. С утра было холодно.
Г. От жары и духоты книзу клонятся цветы.
2.Укажите предложение с обстоятельством причины
А. Лошадь с испугу рванула в сторону.
Б. В Неве водилось много рыбы.
В. Он сделал это.
Г. Снег падал медленно и бесшумно.
3. Укажите предложение с обстоятельством цели
А. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться.
Б. За печкой тикал, как ходики, сверчок.
В. Не очень-то я его боюсь.
Г. Чуден Днепр при тихой погоде.
4. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием
А. Летом я прочитал много книг о спорте
Б. Семья приготовилась к отъезду.
В. Брат не написал мне письма.
5. Укажите предложение с прямым дополнением
А. Я взял ручку и начал писать сочинение.
Б. Брат вскочил с постели.
В. За поворотом мы остановились.
6. Укажите предложение с несогласованным определением
А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.
Б. Изба лесника состояла из одной комнаты.
В. Мы остановились в маленькой деревне.
7. Укажите предложение с согласованным определением
А. В нем рано проснулась страсть к бегу.
Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.
В. Он жил около спортивной площадки.
8. Пишется через дефис
А. сосед художник
Б. Нева река
В. Река Нева
9. Укажите предложение с обстоятельством времени
А. Величаво стоят сосны.
Б. Мы ушли из-за непогоды.
В. Утром было пасмурно
10. Укажите предложение с обстоятельством причины
А. Пловец с усталости в сон крепкий погрузился.
Б. Он шел по кругу.
В. Это лучший стадион в мире.
11. Укажите предложение с прямым дополнением
А. Отец налил чаю.
Б. Поговорим о бурных днях Кавказа...
В. Я к вам пишу...
Г. Расскажи мне о себе.
Укажите предложение с обстоятельством уступки
А. Друзья! К чему весь этот шум?
Б. Сначала сходи к сестре.
В. Несмотря на поздний час, мы поехали в город.
25. Определите синтаксическую функцию неопределённой формы глагола.
А. Курить – здоровью вредить.
Б. Доктора запретили ему курить.
В. Его привычка курить ему повредила.
Г. Он вышел покурить.
Синтаксический разбор предложения.
Раскрыв рот от восхищения, забыв страх и одиночество, Павлик смотрел кругом, ослеплённый чудесным зрелищем, машинально отвечая на вопросы тренера.