Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Глаголы повелительного наклонения.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель:
1. Дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблении форм повелительного наклонения глаголов;
2. Развивать мышление, орфографически-грамотное письмо; правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений.
3. Прививать любовь и интерес к родному языку.
Задачи урока:
формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
повторить побудительные по цели высказывания предложения;
работать над развитием речи.
Оборудование:
карточки для индивидуальной работы, толковые словари, тесты по теме урока, мультимедиапроектор
Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
1. Сообщение темы, цели и задач урока.
а). Слово учителя. Актуализация знаний.
-Вчера мы познакомились с тем, как образуются глаголы, повелительного наклонения, каковы особенности их правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений. Сегодня наша задача - закрепить полученные знания на практике.
- Будем работать в парах, помогая друг другу при закреплении новой темы и контролируя знания
друг друга. А сейчас давайте обратим внимание на таблицу.
Наклонения глагола
наклонение | пример | значение действия |
Изъявительное | пишу, писал, буду писать | происходит, происходило, будет происходить |
Условное | написал бы, прочитал бы | возможно при каком-либо условии |
Повелительное | напишите, пожалуйста быстро принеси | просьба или приказ выполнить |
- Сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения)
- Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило, происходит и будет происходить)
- Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при каком-либо условии)
- Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают выполнить)
- Как образуются формы повелительного наклонения глаголов? Об этом мы узнаем сегодня, а также научимся правописанию глаголов в повелительном наклонении.
2. Запись темы урока в тетрадях.
III. Основной этап.
Ученикам раздаются карточки с заданиями и “Листки учета знаний”. Выполненное задание сразу проверяется и оценивается в парах.
Вариант 1.
Самостоятельная работа | Работа с партнером | |
Задание 1 | 1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения. 2. Выпиши примеры. | 1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении. Попроси его ответить на вопросы:
Попроси его повторить определение повелительного наклонения (Оценка партнеру) |
Задание 2 | Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения. Советы биолога. Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь. Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора. Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения. (Оценка партнеру) |
Задание 3 | Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания. Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы. (Оценка партнеру |
Задание 4 | Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа. Приготовление домашних заданий. (Научиться) быстро включаться. Не (отвлекаться), (быть) внимательны и аккуратны. (Сесть) прямо, не (горбиться). Сначала (готовить) уроки средней трудности. Когда втянетесь в работу, (переходить) к выполнению наиболее трудных заданий, (заканчивать) более легкими. Через каждые 40-50 минут (делать) перерыв на 5-10 минут. (Проветрить) комнату, (сделать) несколько гимнастических упражнений и (продолжать) работу. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы. (Оценка партнеру) |
Вариант 2
Самостоятельная работа | Работа с партнером | ||
Задание 1 | 1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения. 2. Выпиши примеры. | 1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении. Попроси его ответить на вопросы: 4. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении? Попроси его повторить определение повелительного наклонения (Оценка партнеру) | |
Задание 2 | Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения. Советы юным велосипедистам. Езде на велосипеде учитесь в стороне от уличного движения. Научитесь самостоятельно садиться на велосипед. Не держитесь слишком сильно за руль! Смотрите на метров пять-шесть вперед, а не на колесо. Педали вращайте равномерно, без рывков. Прежде чем спуститься, прекратите вращение педалей. Когда скорость уменьшится, машина накренится. Опустите в сторону наклона ногу и поставьте ее на землю. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения. (Оценка партнеру) | |
Задание 3 | Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания. Возить, резать, шить, купить, читать, сдать. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы. (Оценка партнеру | |
Задание 4 | Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа. Составление плана текста. (Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы). (Оценка партнеру) |
Листок учета знаний.
ФИ ученика ___________________________________________
№ заданий | №1 | №2 | №3 | тест | Итоговая | |||||
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| самокон | взаимокон | самокон | взаимокон | самоконт | взаимокон | самокон | учитель |
Карточки с ответами.
Вариант 1.
Задание 2. Иди, не бери, оставь, старайся, запиши, очисти, залепи, не лови, не бери.
Критерии оценок:
8-9 правильных ответов-“5”;
6-7 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответов-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.
Задание 3. Быть- будут- будь – будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить –жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.
Критерии оценок:
6 правильных ответов-“5”;
4-5 правильных ответов- “4”;
3 правильных ответа-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.
Задание4. Научитесь, не отвлекайтесь, будьте, сидите, не горбитесь, готовьте, переходите, заканчивайте.
Критерии оценок:
8 правильных ответов-“5”;
7-6 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответа-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.
Вариант 2.
Задание 2. Учитесь, научитесь, не держитесь, смотрите, вращайте, прекратите, опустите, поставьте. .
Критерии оценок:
8 правильных ответов-“5”;
6-7 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответов-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.
Задание 3. Возить – возят –вози- возите; резать –режут – режь - режьте; шить – шьют – шей - шейте; купить – купят – купи - купите; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.
Критерии оценок:
6 правильных ответов-“5”;
4-5 правильных ответов- “4”;
3 правильных ответа-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.
Задание4. Прочтите, выясните, определите, разделите, озаглавьте, напишите, сопоставьте, проследите, проверьте. .
Критерии оценок:
8 правильных ответов-“5”;
7-6 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответа-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.
2. Учитель собирает листки учета знаний и выставляет итоговую оценку
3. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Тестирование.
1. Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
а) по временам, числам, лицам или родам;
б) по числам и родам;
в) по числам.
2. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:
а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.
3. В каких глаголах пишется ь?
а) не эконом…те
б) не удержит…ся
в) поклониш…ся
г) намаж…те
4. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола?
а) Вы бродете по ярмарочным рядам.
б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!
в) Отрежте мне кусочек пирога.
5. Укажите глагол в повелительном наклонении.
а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.
6. Укажите глагол в повелительном наклонении:
а) Улыбается;
б) соберется;
в) отправься.
7. Укажите глагол в повелительном наклонении:
а) Тишь;
б) брешь;
в) режь.
8. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :
а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.
9. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:
а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.
10. Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:
а) которые происходили, происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.
2. Беседа с учащимися:
Что нового мы узнали о повелительном наклонении глагола?
В форме какого лица и числа они употребляются?
От основы какого времени они образуются?
- Каково значение глаголов в повелительном наклонении?
- При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?
- В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
- Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Учитель собирает листки учета знаний и выставляет итоговую оценку.