Фрагмент урока по теме "Праздники как одна из форм исторической памяти (на примере репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица»)

Этот фрагмент можно использовать и на уроке ИЗО во втором классе (УМК Перспектива)

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема:  Праздники как одна из форм исторической памяти.

(на примере репродукции картины Б.  Кустодиева «Масленица»)

Цели:

  • формировать у детей навык словесного иллюстрирования;

  • обогащение словарного запаса учащихся;

  • привлечение внимания учащихся к искусству, воспитывать любовь к русской культуре к традициям народа

Задачи: умение работать с репродукцией, ориентироваться в ней, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); формирование навыка словесного иллюстрирования; уважать мнение собеседников

Фрагмент урока

 Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, а что вы знаете о праздновании Масленицы в России?

Учащиеся: Среди древнерусских праздников особо любимых русскими людьми – Масленица.

- Это праздник, который «провожает зиму».

- Масленица длится целую неделю.

- Каждый год он бывает в разные дни от середины февраля до первых дней марта.  

- Масленицу называли разными именами: широкая, развеселая, честная.

- В Масленицу пекли блины с маслом и сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, одевались в разные наряды.

- Делали куклу Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду и сжигали на высоком месте, чтобы огонь сжег старое, ненужное, несчастное.



Учитель: Перед вами репродукция картины Бориса Кустодиева «Масленица». Вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города. Эту картину Кустодиев писал под впечатлением от древних подмосковных городов Серпухова и Зарайска. Используя словосочетания, написанные на доске, составьте предложения при ответе на мои вопросы.

(ВЫРАЖЕНИЯ на доске: Катят сани; слышен задорный смех, веселые приветствия; перезвон колокольчиков на  украшенной упряжке лошадей;  медные бляшки сбруй сверкают на солнце;  лоснятся упругие, сильные и красивые спины лошадей;  упряжки лошадей бодро, весело и резво бегут по сугробам и холмам; местом для своих забав дети избрали косогор; простёрли свои нежные ветви берёзы; потревоженные шумным праздником; кружат над городом; завороженным взором; зимний пейзаж.)

Учитель: Чем примечательная изображенная местность?

Учащиеся: Местность холмистая, и на ней раскинулся сказочный заснеженный город.

Учитель: Какие постройки вы видите?

Учащиеся: Церкви, светлые купола храмов, торговые ряды,  театр, искрящиеся инеем крыши домов и зданий.

Учитель: Давно ли выпал снег?

Учащиеся: О том, что шел снег давно, видно по его обилию на деревьях, по глубоким следам, оставленным в сугробах.

Учитель: Почему на картине так много изображено людей?

- Обратите внимание на людей, изображенных на переднем плане. Как они одеты? Что, по-вашему, занимает их?

- Каково выражение лиц у людей?

- Каким образом развлекаются люди?

- Что привлекает наше внимание на среднем и заднем плане изображения?

Учащиеся: Лихая езда на расписных санях с важными бородатыми кучерами, веселая карусель с шумным балаганом.

Учитель: На фоне чего изображено катание?

- Какими красками художник создает праздничную атмосферу народного гулянья?

- Опишите небо. Каким вы его видите?

- Какие цвета избрал художник для изображения города?

- Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?

- Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?

- Что вас в ней заинтересовало?

- Как называется полотно, которым мы любовались, и когда оно было написано художником?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее