Тема: «Фотосинтез – способ питания растений»
Класс: 6
Цель урока: - изучить процесс воздушного питания растений - «фотосинтез» и условия его протекания.
- рассмотреть такие понятия как автотрофы и гетеротрофы.
Задачи: - познакомиться с историей открытия фотосинтеза
- Выявить приспособления растений к процессу фотосинтеза.
Должны знать: что такое фотосинтез, органические вещества, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы.
Должны уметь: доказывать на примере, роль света в фотосинтезе.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, магнитная доска, учебник по биологии, информационные листы.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Тип урока: усвоение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Прежде, чем я объявлю тему урока, послушайте четверостишье.
Мы требуем, чтобы по праву
И кусты, и деревья, и травы –
Бесценный дар кислородный –
Берёг и ценил человек.
Почему автор называет растения даром кислородным?
Ответ: потому что растения выделяют в атмосферу кислород, которым мы дышим.
Актуализация знаний
На предыдущем уроке мы с вами начали изучать царство растения.
Давайте с вами вспомним, какие еще царства существуют в природе? (Бактерии, Протисты, Грибы, Растения, Животные)
Итак, давайте вспомним, на какие органы делятся все растения? (Корень, стебель, лист). Все растения могут дышать, питаться, размножаться, активно реагировать, выделять. Питание у растений происходит с помощью какого органа? (Корней)
Изучение нового материала
Сегодня на уроке, мы с вами рассмотрим, еще 1 способ питания растений это – фотосинтез. Давайте вспомним, какое питание характерно для растений? (Почвенное)
Запишите в тетрадь число, тему урока: « Фотосинтез – способ питания растений».
Узнаем на уроке:
- Что такое фотосинтез и при каких условиях он происходит;
- Какое значение имеет фотосинтез;
Прежде, чем подробно разбирать процесс фотосинтез. Давайте с вами познакомимся с его историей открытия.
Первым ученым, который стал исследовать питание растений, стал голландский учёный Ян Баптист ван Гельмонт.
В глиняной кадке с почвой он выращивал иву, поливая её только дождевой водой. Опавшие листья собирал и взвешивал. Через 5 лет масса ивы вместе с опавшими листьями увеличилась на 77 кг, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.
? Как вы думаете, за счёт чего выросло дерево? Гельмонт не смог в своё время ответить правильно на этот вопрос.
Ответ: он считал, что растение питается водой.
Следующим ученым, который проводил исследование растений и открыл фотосинтез стал Джозеф Пристли – английский ученый, родился в семье ткача. Он был хорошо образован для своего времени человеком, изучил 9 языков.
Учёный взял два стеклянных колпака, поместил под каждой по мыши. Со второй мышью он поместил растение с мятой. Что произошло через 5 часов? И почему?
К какому выводу пришёл учёный?
Ответ: Пристли так сказал, что растения «исправляют» воздух, т.е. поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Запишите в тетрадь: Д.Пристли – открыл фотосинтез.
Затем, Юлиус Сакс - немецкий ботаник доказал, что зелёные растения не только выделяют кислород, но и создают органические вещества (крахмал), служащие пищей другим организмам.
Он поставил комнатное растение в тёмный шкаф на 3 дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев. На полоске чёрной бумаги вырезал фигурку- флажок. Через 3 суток вынул растение из шкафа и приколол полоску иголочками к листу. Затем растение поместил на свет на 10 часов, но при этом дополнительно включил светильник. Через 10 часов снял чёрную полоску, лист срезал и поместил на 1 минуту в кипящую воду, а затем в горячий спирт на 1 минуту, в котором хорошо растворился хлорофилл. Когда спирт окрасился в зелёный цвет, а лист обесцветился, его промыл водой и положил в чашку со слабым раствором йода, на листе стала проявляться фигурка флажка, окрашенная в синий цвет.
Почему флажок окрасился в синий цвет?
Ответ: Крахмал окрашивается йодом в синий цвет.
Какой сделаем вывод по опыту Сакса?
Ответ: крахмал образовался в листьях на свету, а в темноте крахмал не образуется.
К.А.Тимирязев – отечественный ботаник, развил учение о фотосинтезе. Внёс большой вклад в выяснение космической роли растений.
Запишите в тетрадь. К.А.Тимирязев – развил учение о фотосинтезе.
Теперь давайте рассмотрим, что же такое фотосинтез. Вы просмотрите мультфильм «Смешарики. Пин код. Серия «Будь проще».» И в конце мы с вами сформулируем определение процесса Фотосинтез.
Просмотр мультфильма.
Мы с вами просмотрели мультфильм, итак, что же такое фотосинтез?
Фотосинтез – это процесс образования органических веществ, в хлоропластах на свету из углекислого газа и воды с выделением кислорода. Определение записываем в тетрадь.
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – красиво покружилась, Три – изящно полетела, И четыре – тихо села. | Потирают глаза Потянулись, улыбнулись Круговые движения рук у лица Покружились Взмахи руками Садятся за парты |
Немножко отдохнули, теперь давайте продолжим питание растений.
Итак, рассмотрев процесс фотосинтеза, мы может сделать вывод, что растения по типу питания являются автотрофами (от греч. аутос — сам и трофе — питание), т. е. сами создают для себя органические вещества из неорганических. Органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза, поступают из клеток листа в клетки других органов растений. Там они идут на построение новых клеток, корней, стеблей, цветков, плодов.
Значительная часть органических веществ в клетках растений идет на клеточное дыхание — органические вещества под действием кислорода расщепляются с высвобождением энергии.
Кислород, выделившийся в ходе фотосинтеза, используется всеми живыми организмами для дыхания.
Отметим, что способность к фотосинтезу характерна для зеленых растений, некоторых бактерий и протистов. Грибы, большая часть бактерий, многие протисты и все животные не способны осуществлять фотосинтез, так как в их клетках нет хлоропластов.
Эти организмы называются гетеротрофами.
Закрепление изученного материала
1. Составить схему процесса фотосинтез из предложенных карточек
Учитель предлагает карточки на которых нарисовано и подписано: растение, углекислый газ, вода, свет, хлоропласт, кислород, органические вещества.
1 ученик на магнитной доске пробует составить схему процесса фотосинтеза. Остальные учащиеся проверяют эту схему и при необходимости исправляют.
Информирование о домашнем задании
Параграф 13, подготовить сообщения по темам: «Необычные и удивительные деревья, растущие на территории Республики Беларусь», «Необычные и удивительные кустарники, растущие на территории Республики Беларусь», «Лекарственные растения, растущие на территории Республики Беларусь».
Подведение итогов урока
Тест по теме «Фотосинтез»
Фотосинтез происходит………
А. в устьицах
Б. в межклетниках
В. В хлоропластах
В процессе фотосинтеза происходит
А. поглощение кислорода и выделение углекислого газа
Б. поглощение углекислого газа и образование кислорода
Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …..
А. выделения его во внешнюю среду
Б. снабжения им всех частей растения
Первым открыл процесс фотосинтеза
А. Пристли
Б. Гельмонт
В. Тимирязев
Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является
А. запасным питательным веществом
Б. побочным продуктом обмена
А сейчас поменяйтесь работами и проверьте друг у друга и поставите отметки 1 ошибка – 9, 2 ошибки – 8)
( один из учащихся зачитывает правильные ответы)
Рефлексия
«Смайлики»