Формы музыкального образования. Урок музыки в системе учебных дисциплин.
Учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи) является единственной дисциплиной музыкального образования, которую осваивают все дети.
В настоящее время этот предмет входит в образовательную область «Искусство» вместе с предметами «Изобразительное искусство» (с I по VII классы) и «Мировая художественная культура» (в старших классах). Эти дисциплины составляют так называемый, эстетический цикл. Каждая из них своими специфическими средствами раскрывает внутренний мир человека.
Согласно принятым в стране нормативам, обязательный предмет «Музыка» в учебном плане школы представлен с I по VII класс одним уроком в неделю, общим объемом 34 часа в год. В VIII и IX классах он преподается объемом в 17 часов в год в рамках интегрированного предмета «Искусство».
В настоящее время разработан и утвержден Государственный стандарт начального общего и основного общего образования по предмету «Музыкальное искусство». Текст, приведенный ниже, является основным нормативным документом при разработке авторских учебных программ, методических рекомендаций к ним, содержания и организации практической работы учителей музыки.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
МУЗЫКА
Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
становлениеоснов музыкальной культуры;
развитиеинтереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоениемузыкальных произведений и знаний о музыке;
овладениепрактическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитаниемузыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Основы музыкального искусства
Представления о музыке.Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Музыка народная и профессиональная. Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Сочинения профессиональных композиторов.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация и развитие в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Материал, выделенный курсивом подлежи к изучению, но не включен в требования подготовки выпускника начальной школы.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо).
Овладение элементами нотной грамоты.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: народных инструментов, духовой, симфонический.
Музыкальное искусство в жизни страны.
Государственный музыкальный символ — Гимн России. Музыкальные традиции родного края. Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали. Музыка в радио- и телепередачах.
Опыт музыкально-творческой деятельности
Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии ее видов жанров, форм.
Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен, Э.Григ).
Произведения современных композиторов для детей.
Пение.Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, одноголосное и с элементами двухголосия,с ориентацией на нотную запись.Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе достижения исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения своего отношения к музыкальному произведению.
Инструментальное музицирование. Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.
Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев.
Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (врисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать:
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИСКУССТВУ
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
освоениезнаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
овладениепрактическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
формированиеустойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
МУЗЫКА
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыкамив различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и к музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.