«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках физики с помощью кейс-метода»

Системно-деятельностный подход, который используют в рамках нового ФГОС, нацелен на то, чтобы результатом образование стало развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (умений учится). Одним из способов можно считать использование метода кейсов (обучение на конкретных ситуациях).

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики с помощью кейс-метода»


Актуальность: Традиционный подход в образовании заключается в том, что результатом образования выступают полученные предметные знания, умения и навыки. А подход (системно-деятельностный подход), который используют в рамках нового ФГОС, нацелен на то, чтобы результатом образование стало развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (умений учится). А если меняется цель образования, то и меняется способ ее достижения. Одним из способов можно считать использование метода кейсов (обучение на конкретных ситуациях).


Цель: Разработать ряд кейсов направленных на формирование УУД на уроках физики.

Задачи:

- изучить литературу о современных педагогических технологиях;

- проанализировать опыт работы учителей по данной теме;

- разработать систему кейсов для уроков физики.


УУД: это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

В более узком - это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс. 


Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем. Умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность.

Отражают способность ребенка строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)-обработка информации

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.

Личностные универсальные действия. Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей.

  • Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

  • Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

  • Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).


Кейс-метод: это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций.

Кейс, как инструмент метода – это описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике, которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения.

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.


(Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.)


Форма представления кейсов:

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации) что делает его более наглядным

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).


Кейс «Радуга в природе»

Алеша каждое лето проводит у своей бабушки в деревни. Однажды гуляя по лугу, он наблюдал такую картину. Совершенно неожиданно сорвался ветер, он носился по лугу и присвистывал. Непродолжительный летний дождик закончился также неожиданно, как и начался. Занавес из дождевых туч пробил острый солнечный луч и, в образовавшуюся брешь тут же пролезло половинка солнца. Воздух, наполненный озоном, сплетаясь с золотым светом, превратился в радугу, повисшую над лугом.

Вопросы к кейсу:

  1. Что такое радуга?

  2. Где относительно солнца должен был стоять Алеша, чтобы увидеть радугу?

  3. В чем причина возникновения радуги?

  4. Что называется дисперсией света? 

  5. Как можно наблюдать явление дисперсии света?

  6. Можно ли получить радугу в домашних условиях?

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации с применением метода информационного поиска с помощью справочных материалов;

- умение самостоятельно формулировать определение, выделять признаки явления;

- умение самостоятельно анализировать происходящую ситуацию;

- способность производить синтез, сравнение и обобщение;

- установление причинно-следственных связей.


Вывод: учителя должны учить не тому, что должны думать ученики, а тому, как они должны думать. Чему способствует использование кейс-метода в обучении.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее