Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики с помощью кейс-метода»
Актуальность: Традиционный подход в образовании заключается в том, что результатом образования выступают полученные предметные знания, умения и навыки. А подход (системно-деятельностный подход), который используют в рамках нового ФГОС, нацелен на то, чтобы результатом образование стало развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (умений учится). А если меняется цель образования, то и меняется способ ее достижения. Одним из способов можно считать использование метода кейсов (обучение на конкретных ситуациях).
Цель: Разработать ряд кейсов направленных на формирование УУД на уроках физики.
Задачи:
- изучить литературу о современных педагогических технологиях;
- проанализировать опыт работы учителей по данной теме;
- разработать систему кейсов для уроков физики.
УУД: это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
В более узком - это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем. Умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность.
Отражают способность ребенка строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)-обработка информации
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.
Личностные универсальные действия. Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей.
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Кейс-метод: это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций.
Кейс, как инструмент метода – это описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике, которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения.
Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
(Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.)
Форма представления кейсов:
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации) что делает его более наглядным
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Кейс «Радуга в природе»
Алеша каждое лето проводит у своей бабушки в деревни. Однажды гуляя по лугу, он наблюдал такую картину. Совершенно неожиданно сорвался ветер, он носился по лугу и присвистывал. Непродолжительный летний дождик закончился также неожиданно, как и начался. Занавес из дождевых туч пробил острый солнечный луч и, в образовавшуюся брешь тут же пролезло половинка солнца. Воздух, наполненный озоном, сплетаясь с золотым светом, превратился в радугу, повисшую над лугом.
Вопросы к кейсу:
Что такое радуга?
Где относительно солнца должен был стоять Алеша, чтобы увидеть радугу?
В чем причина возникновения радуги?
Что называется дисперсией света?
Как можно наблюдать явление дисперсии света?
Можно ли получить радугу в домашних условиях?
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации с применением метода информационного поиска с помощью справочных материалов;
- умение самостоятельно формулировать определение, выделять признаки явления;
- умение самостоятельно анализировать происходящую ситуацию;
- способность производить синтез, сравнение и обобщение;
- установление причинно-следственных связей.
Вывод: учителя должны учить не тому, что должны думать ученики, а тому, как они должны думать. Чему способствует использование кейс-метода в обучении.