Формирование учебной мотивации младших школьников
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различных видах учебной деятельности.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет, поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Формировать мотивацию – не значит заложить готовые цели и мотивы в голову ученика, а поставить его в такие условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Сегодня познакомлю вас с некоторыми приёмами, повышающими уровень учебной мотивации.
Приёмы по формированию учебной мотивации на разных этапах урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.
Этот этап может проходить в виде:
-рифмованного начала урока (Вот книжки на столе, а вот тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный);
-с эпиграфа к уроку (Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт)
- с пословиц, поговорок, относящихся к теме урока (Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час);
-с загадок.
Приёмы данного этапа:
«Фантастическая добавка»
Дополняю реальную ситуацию фантастикой, перенося учебную ситуацию, например, на фантастическую планету, в страну Здоровичков и т.д.
«Интеллектуальная разминка»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Приём рифмованной психологической установки на урок. Видеофрагмент
2. Этап постановки учебной задачи.
На этом этапе использую несколько видов побуждений учащихся: сначала актуализирую мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызываю мотив относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиливаю мотив ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо).
Приёмы, используемые на данном этапе:
«Тема-вопрос»
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
«Работа над понятием»
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".
«Ситуация яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
При сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование». Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Видеофрагмент 2.
«Группировка»
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
«ГЕНЕРАТОРЫ – КРИТИКИ»
Ставлю проблему, не требующую длительного обсуждения. Формирую две группы: генераторы и критики.
Пример: Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
3. Актуализация знаний
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему; что именно им придется изучить и освоить; какова основная задача предстоящей работы.
После того, как основная учебная задача сформулирована, понятна учащимся, намечается и обсуждается план предстоящей работы.
Какие же приемы начала урока можно использовать:
«Подводящий диалог»
Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования, информация или действия. Ставится цель. Видеофрагмент 3
Изучение новой темы необходимо начинать в необычной форме.
Для этого использую приём «Привлекательная цель». Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирую. Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Удержать интерес в течение длительного отрезка времени. позволяет приём «Отсроченная отгадка».
1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос). Тема «Органы чувств»
2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно - тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».
Приём «Чёрный ящик». После определения темы и цели урока, вниманию детей представляется «Черный ящик». Школьникам сообщается, что в «Черном ящике» лежит предмет, который связан с темой урока. Дети высказывают свои предположения о содержимом. В конце урока одному из учеников предлагается достать предмет. Тому, кто угадал предмет, и вручается подарок. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Прием «Мозговой штурм»
Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей
4. Применение знаний и способов действий
«Да-нетка»
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
"Да-нетка" учит:
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать товарищей.
«МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»
Мультимедийная презентация - это представление материала с использованием компьютерной техники. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»
Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.
4. Закрепление знаний и способов действий
«РАБОТА В ГРУППАХ»
Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.
«ИГРА – ТРЕНИНГ»
Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия...Например, выполнить задание по вариантам, обменяться тетрадями и выполнить проверку, т.е. выступить в роли эксперта
«ГЛУХИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ»
Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-карту. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект-карту.
«МИНИ-ПРОЕКТЫ»
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).
«РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ»
«МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ»
Преподаватель “подталкивает” учащихся к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Ответив на эти вопросы, учащийся может получить совет преподавателя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:
- фантастической (учащийся выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
«РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ»
Учащиеся решают учебные задачи с использованием ТСО.
Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к учению являются дидактические игры. Когда школьники включаются в ситуацию дидактической игры, интерес к заданию у детей значительно увеличивается, повышается работоспособность.
Так, на любом уроке, можно вовлекать детей в дидактические игры. К приемам занимательности на уроках математики можно отнести:
1. Дидактическую игру «Лучший счетчик». На доске записано 5-8 примеров для устного счета. К доске вызываются два школьника, встают спиной к доске. Педагог показывает на пример. Остальные ученики должны вычислить. После того, как один из учеников озвучил ответ, оба школьника разворачиваются к доске и находят выражение, соответствующее названному ответу. Побеждает тот, кто первым укажет на пример.
2. «Задачи на смекалку».
- Дочке 8 лет, а маме 38 лет. Через сколько лет дочь будет младше мама в 2 раза?
- Стоит береза в поле. На березе семь веток. На каждой ветке по три яблока. Сколько яблок ты сможешь собрать с березы? (на березе яблоки не растут).
- По небу летели грач, синица, муха, снегирь, пчела. Сколько насекомых летело по небу? (два).
3. Игра «Волшебник». Задание для детей: задумайте число, прибавьте к нему 2, отнимите 1, затем прибавьте еще 2. Скажите ваш ответ, и я назову число, которое вы задумали. (нужно их результата вычесть 3). Такой прием, как дидактическая игра, является самым действующим приемом формирования мотивации к учебной деятельности.
В связи с этим, при закреплении знаний на уроке русского языка можно сыграть в «Найди, что мне принадлежит». Класс делится на несколько групп (в нашем случае на две, так как общее количество учеников. Каждой группе дается картинка с изображением животного: 1 гр. – волк, 2 гр. – медведь. Педагог называет слова, а дети должны записать только те, которые удовлетворяют условию: это имя прилагательное, связанное с изображением, которое лежит перед вами. Слова учителя: большой, серый, заяц, мед, косолапый, хитрый, бурый, злой, капуста, лиса, добрый, сильный и т.д.
Игра «Слово во всех падежах». Задание: распределите пословицы в порядке падежей существительного дружба, придумать предложение со словом дружба в недостающем падеже. И.п. Дружба – великая сила. Р.п. Не давай деньги- не теряй дружбы Д.п. Расстояние дружбе не мешает В.п. В долг давать – дружбу терять. Т.п. Дружба дружбой, а в карман не лезь П. п. –
Одновременно с игрой можно внести в урок момент соревнования: выполнять задания по очереди, по озвученному правилу, и с установкой, что каждое последующее действие зависит от предыдущего.
Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности можно, также, использовав на уроке:
1. Занимательные задания. На уроках литературного чтения мы часто использовали такую игру «Подбери рифму». Учитель задает начало фразы: Ра-ра-ра. Ученики продолжают: Очень нравится игра. На первоначальном этапе детям с трудом давалась рифмовка, но к концу учебного года ребята самостоятельно придумывали и начало, и конец фразы. На уроках русского языка - «Волшебную шляпу». В шляпе находится 7-10 букв. Из них нужно составить слова (имена существительные), в которых каждая буква используется только один раз. Например, М, А, К, О, Д, Е, И, Т, В. Слова: дом, мода, мак, ком, вода, дева, код, кед, кит, ток, кот, икота и т.д.
2. Загадки. С помощью загадок мы пишем словарные диктанты, определяем тему урока, актуализируем знания учащихся по пройденной теме.
3. Ребусы и кроссворды. Также используются для определения темы урока, подведения итогов, актуализации знаний, написания слов.
Приёмы по формированию учебной мотивации при повторении материала
Прием «Своя опора».
Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.
Прием «Свои примеры».
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Прием «Повторение с одновременным контролем».
Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
Приём самооценки и самоконтроля
Ученик отвечает на поставленный вопрос соседу по парте, после чего они меняются ролями. На уроке периодически можно предлагать ученикам поменяться тетрадями, исправить ошибки в работах друг друга, участвуя таким образом во взаимопроверке.
Приёмы по формированию учебной мотивации при выдаче домашнего задания
Прием «Необычная обычность»
Включает в себя процесс задавания домашнего задания в необычной форме.
Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами, связанные с изучением той или иной орфограммы (например: ...делать, французс...ий, р...стение, ука...ка, немец...ий, выр...щенный). Из вставленных букв предлагается собрать слово «сказка». И далее домашнее задание связать с полученным словом (сочинить сказку и др.).
Учащимся предлагаются цифры, соответствующие номеру букв в алфавите. Из букв необходимо собрать слово и далее домашнее задание связываются с полученным словом (19, 12, 1, 9, 12, 1 - сказка). Ключевое слово может быть представлено и по- другому: «Возьмите приставку из слова "предлагать", корень - из слова "сложить", суффикс из слова "умножение", окончание из слова "вишня"». (Получится слово «предложения».) С полученным словом связать домашнее задание. (Например, выписать из художественного произведения предложения на определенное пунктуационное правило.)
Учащимся предлагается математическое выражение (15+6) - 12. Результатом суммы является номер страницы, на которой находится домашнее задание, а значением всего выражения - номер задания. Можно оформить домашнее задание в треугольниках-конвертах. Назначенный дежурный учащийся, вроде почтальона, раздает ученикам письма - задания.
Прием «Задание массивом»
Учитель может задавать домашнее задание массивом (например, учитель задает десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного объема задания).
Прием «Особое задание»
Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.) Получение этого задания необходимо заслужить. Выполнение этого задания может длиться неделю-две в зависимости от сложности. Отметка за выполнение задания не ставится ниже «4». Отметка «4» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. Освобождаются ли эти учащиеся от обычных домашних заданий, решает учитель в зависимости от конкретных условий
Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:
работа с электронными учебниками;
работа с демонстрационными материалами;
компьютерные тесты;
использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
использование слайд – презентаций.
Проблемные задания мотивируют учеников, помогают вспомнить позволяют повторить ранее изученный материал, подготовиться к усвоению нового и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому нужно находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать учеников к их обсуждению и решению
Таким образом, мотивация учебной деятельности – это самый первый и главный ключ к успеху, в том числе и в учебе, так как ребенок лучше всего воспринимает именно ту информацию, которая ему интересна.