Формирование типа правильной читательской деятельности
Андриянова Е. В.
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия№1»
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Сейчас часто можно услышать вопрос: «Почему современные дети не любят читать?» На него можно дать разные варианты ответа. XXI век – век бесконечной информации, значит, уходят на второй план отношения, мысли, чувства. Важно многое знать и быть в курсе. Для этого есть различные источники информации: телевизор, компьютер, интернет. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к различным хитростям, поощрениям.
Задачи учителя – подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению, высокую технику чтения, приёмы понимания прочитанного, научить любить книги и уметь их выбирать.
Организовать полноценное, глубокое восприятие учащимися всей информации, заложенной в тексте, помочь представить картины, нарисованные автором, эмоционально отзываться на чувства автора и героев, понимать авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает мастер слова.
Технология продуктивного чтения направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Цель технологии: формирование типа правильной читательской деятельности
Задачи:
1. Формирование техники чтения, приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с литературными понятиями.
Технология предполагает три этапа работы с текстом
До чтения текста – просмотровое чтение.
Цель: развитие важнейшего читательского умения – антиципации - умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, содержанию.
Главная задача: вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать произведение.
1. Антиципация - предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения. Самостоятельное по названию, по имени автора, по ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
Во время чтения: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)
Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
1. Первичное чтение текста. - Самостоятельное чтение ( дома или в классе), - чтение-слушание, - комбинированное чтение, с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Выявление первичного восприятия при помощи беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, рисунков, схем.
2. Перечитывание текста. Медленное, вдумчивое повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимое комментирование текста (словарь, подтекст).
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Результат: интерпретация текста ( первичное чтение текста, использование приема «активный читатель», перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
После чтения: –рефлексия, концептуальные вопросы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Задача: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
1.Концептуальная (смысловая) беседа. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских истолкований, оценок с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста. Или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника и дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с авторским и собственным представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на одну из сфер читательской деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественные формы.
Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Используя технологию продуктивного чтения учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Проблема чтения становится государственной. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, т.к. мы живем в условиях переизбытка информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот поэтому технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология вполне универсальна, может применяться на любых уроках, начиная с первого класса.
Список литературы:
Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. - №1 – с.11-18.
Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 20100»: [Монография]/ Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010 – 208с.