Хявгя О.В.,
учитель математики I кв. категории
МОУ Иванковская СШ
Формирование самостоятельной и творческой активности учащихся
при подготовке к государственной итоговой аттестации.
Чтобы что-то понять,
человек должен
открыть это сам.
Сократ
При подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 и 11 классах необходимо повторить с ними большой объем информации, отработать разные способы решения тех или иных задач, причем не только базового, повышенного, но и высокого уровня сложности. Поэтому в своих классах я начинаю готовить ребят к экзаменам с 5 класса. При прохождении различных тем предлагаю учащимся задачи из открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ, включаю задания на вычисления и задания с графиками и диаграммами в устный счёт, использую задания из прототипов при составлении тематических тестов и при проведении индивидуальных занятий. Однако, для того, чтобы решение задач из тестов ОГЭ и ЕГЭ было полезным, а способы и алгоритмы решений прочно запоминались, ученики должны с желанием выполнять предложенные задачи, т.е. должны быть мотивированы, и, что не менее важно, должны владеть навыками самостоятельной работы и быть творчески активными.
Один из мотивов активной самостоятельной и творческой деятельности учащихся, который осознается раньше, чем другие мотивы – это интерес к предмету. Практика показала, что использование занимательных фактов на уроке, создание игровых и проблемных ситуаций, решение нестандартных задач, решение и составление задач с практическим содержанием заметно повышает интерес учащихся к предмету и, как следствие, повышает эффективность обучения. Но одного интереса недостаточно для получения стабильных результатов. В роли мотива часто выступают чувства. Если учащийся будет испытывать чувства радости, гордости за самостоятельное преодоление трудностей, почувствует полезность своей деятельности, то потребность в изучении математики, в решении задач, требующих применения математического аппарата к решению практических задач закрепится и станет весьма значимой для него.
Считаю, что важно активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах обучения. Этого можно достичь, если:
связать в учебном процессе теорию с практикой;
многосторонне раскрыть отдельные вопросы в различных темах и осуществить на этой основе межпредметные связи;
совершенствовать методы и методические приемы самостоятельной работы с практической направленностью;
обеспечивать индивидуализацию самостоятельной работы учащихся, применяя задания с практической направленностью различной степени сложности.
Задачи с практическим содержанием играют важную роль при изучении математики, так как они являются одной из распространенных форм связи обучения с жизнью.
Применяю следующие типы задач с практическим содержанием:
задания, развивающие кругозор учащихся;
задания, направленные на умение читать и анализировать графики функций;
задания, требующие применение умений обращаться с измерительными приборами, таблицами, справочной литературой;
задания, требующие высокой вычислительной культуры.
Систематически предлагаю учащимся практические работы по геометрии. В процессе этих работ у учащихся формируется навык приближенных вычислений, они учатся пользоваться таблицами, справочной литературой, проводить различные измерения, построения геометрических фигур, видеть прикладной характер математики.
Комплексным заданиям с практическим содержанием отводится особая роль в реализации межпредметных связей. Такие задания связывают между собой знания из различных учебных дисциплин, систематизируют и обобщают знания учащихся, что особенно важно при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Примеры: тест по алгебре для учащихся 5-9 классов (Приложение 1), тест по геометрии (Приложение 2) для учащихся 5-9 классов.
Начиная с 5 класса, предлагаю учащимся тестовые задания. Тесты составляю таким образом, чтобы обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой (нестандартной) ситуации, творческого применения. Это создаёт основу для разгрузки слабомотивированных учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебному труду и мотивирует сильных учащихся к выполнению трудных заданий. Например, при подготовке к ГИА часто применяю тесты, в которых первые задания (с 1 по 3) – это задания на узнавание и применение знаний в знакомой ситуации, начиная с 4-го задания – задания на применение знаний в нестандартной ситуации (задания, помеченные *) и последние задания – задания, для решения которых необходим творческий подход при выполнении задачи (задания, помеченные **).
Тесты позволяют объективно оценить знания и умения учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям, сформировать навык самостоятельной работы, приучают детей выполнять задания, как на экзамене, в строго отведённый для этого промежуток времени.
Составляя тесты, учитываю следующие рекомендации:
Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний.
Определенность. После прочтения заданий каждый учащийся должен понять, какие действия он будет выполнять, какие знания применять.
Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими.
Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ.
Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Организована работа учащихся с тренировочными и диагностическими тестами в системе Стат-Град. В 5, 6 классах решаем тесты в формате ВПР, в 7-11 классах - тематические тесты и тесты в формате ОГЭ, ЕГЭ на сайте Дмитрия Гущина (не только online, но и созданные мной). Таким образом, учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и правилами выполнения тестовых работ государственной итоговой аттестации.
Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля знаний и умений учащихся при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Самой распространенной формой работы, обеспечивающей качественную подготовку учащихся к самостоятельной деятельности, являются самостоятельные работы на уроке и вне урока. В зависимости от целей, которые реализуются в ходе самостоятельных работ, они могут быть:
обучающими
тренировочными
закрепляющими
повторительными
развивающими и творческими
Время на их выполнение от 10 до 30 минут.
Обучающие самостоятельные работы могут быть представлены в виде соотнесения терминов, формулировок и понятий или в виде составления примеров и задач на изучаемые правила, свойства. В процессе выполнения таких работ ребята осмысленно запоминают и учатся с интересом воспринимать материал. Можно предложить учащимся самостоятельно разработать алгоритм и с его помощью решить задачу. (Приложение 3)
Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила, свойства. При выполнении этого вида работ можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Это создает благоприятный климат для менее подготовленных учащихся. В таких условиях они очень легко включаются в работу и выполняют ее. Например, выполнение заданий по карточкам разного уровня сложности и желательно в нескольких вариантах. (Приложение 4)
Закрепляющие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.
(Приложение 5)
Повторительные самостоятельные работы – это обобщающие или тематические работы. (Приложение 6)
Развивающие самостоятельные работы – это домашние задания по составлению докладов на определенные темы, по подготовке мероприятий в рамках предметной недели в школе, по составлению математических игр, по сочинению сказок, спектаклей и др.
На уроках – это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.
Творческие самостоятельные работы интересны учащимся, так как предполагают высокий уровень самостоятельности. Работа, как правило, предполагает применение творческих способностей, часто - поиск разных способов решения задачи. При выполнении таких работ учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это умение помогает ученикам решать сложные задачи на ОГЭ и ЕГЭ. (Приложение 7)
Для закрепления теоретических сведений и формул регулярно провожу зачеты, как в письменной, так и в устной форме. В течение нескольких лет учащиеся ведут специальные тетради, в которых записывают необходимые формулы, формулировки теорем и различных свойств, что позволяет им лучше запомнить изученный материал, при необходимости быстрее найти необходимую формулу.
При подготовке учащихся к ГИА огромное значение имеет мониторинг успешности каждого ребёнка, позволяющий своевременно выявить пробелы в знаниях, проблемы в усвоении материала и вовремя их устранить. Результаты мониторинга фиксируются в специально разработанной таблице, из которой учителю, родителям и самому ученику видно, задания на какие темы вызывают у него затруднения, над чем нужно поработать дополнительно (Приложение 8). При регулярном решении учащимися тренировочных тестов учителем выполняется подробный анализ допущенных ошибок и проводится индивидуальная работа с каждым учеником по ликвидации пробелов в знаниях.
Считаю, что эффективно привлекать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ других учителей – предметников. Для этого из прототипов открытого банка заданий делаю выборку задач с физическим, географическим, биологическим, химическим содержанием и раздаю учителям этих предметов, чтобы они прорешивали их с учениками на своих уроках по соответствующей теме.
Результаты государственной итоговой аттестации по математике в 2016 и 2017 году подтверждают, что сложившаяся система работы способствует формированию самостоятельной и творческой активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации.
3