«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету»

В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. В российском образовании приоритет все больше отдается именно воспитанию и в частности воспитанию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ульяновский государственный педагогический

университет имени И.Н. Ульянова»


(ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н.Ульянова»)

Факультет дополнительного образования

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования




Итоговая аттестационная работа


по теме «Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету»



Работу выполнила:

Мусенова Назиря Гареевна,

Слушатель группы И-7,

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Средней школы №51»

имени А. М. Аблукова г. Ульяновска

Рецензент:

Бравина М.А., зав. Кафедрой МГПО, к.и.н









Ульяновск

2017

Оглавление

  1. Содержание понятия «патриотизм»

  2. Характеристика понятия «патриотическая компетенция»

  3. Создание учебных проектов на уроках истории

  4. Реализация патриотической компетенции во внеурочной деятельности

  5. Выводы, обобщения

  6. Литература

  7. Приложения

Содержание понятия «патриотизм»

В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. В российском образовании приоритет все больше отдается именно воспитанию и в частности воспитанию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».

Патриотизм- это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями, и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, российскому патриотизму присущи свои особенности.

Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, т.е. охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы.

Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

На современном этапе развития нашего общества патриотическое воспитание должно осуществляется через решение следующих задач:

1. Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

2. Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально- экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

3. Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечение реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

4. Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

5. Привлечение традиционных для России религиозных концессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

6. Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие анти- патриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры основанных на культе населения, искажению и фальсификации истории Отечества;

7. Формирование расовой, национальной религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрешающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. В.А. Сухомлинский писал: «Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и общества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и, ни с чем несравнимая, красота человечества».

Патриотическое воспитание способствует воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавать идею Родины, переживать чувства любви к ней, восторженности, испытывать тревогу за ее настоящее и будущее, способствовать желанию у учащихся утверждать свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Эти нравственно-духовные качества призван открывать детям преподаватель истории, т.к. богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории. Уроки истории призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости.

В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.


Характеристика понятия «патриотическая компетенция»

Социологические исследования молодежной субкультуры показывают, что у современной молодежи развивается потребительская психология отношения к жизни.

Разрушение прежней системы ценностей создает духовный вакуум, обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству.

В связи с этим, важнейшей целью воспитания является формирование гражданско-патриотической компетентности личности, т.е. чувства собственного достоинства человека, его внутренней свободы, дисциплинированности, уважения и доверия к другим людям и власти, способности выполнять свои обязанности гражданина.

Гражданско-патриотическая компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.

Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, об­щественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни.

Становление гражданско-патриотической компетентности неразрывно связано с формированием основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание обучающихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет обучающимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни, помогает обучающимся успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника), усваивают идеалы и ценности демократического общества.

Гражданско-патриотическое образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Воспитание гражданственности неотделимо от воспитания патриотического.

Патриотизм является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Родины, это моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.

Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, и в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия Отечества. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность. Основой патриотического самосознания учащихся является знание истории Отечества.

Патриотическое сознание формируется на знаниях об Отечестве, его истории, культуре, народе, передаю­щихся из поколения в поколение традициях, обычаях, языке как отражении мента­литета. Родина – это отражение и сим­вол заботы и любви самых близких и дорогих людей.

Воспитание - это не трансляция суммы знаний: знания являются только платформой, на которой формируются чув­ства, активная позиция (деятельностный компонент) и собственно убеждения, взгляды и ценности формирующейся личности.

Создание учебных проектов на уроках истории


В своей практике использую «метод проектов», совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить проблему обучающегося путём выполнения им самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов. Он предусматривает развитие познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень обучающихся.

Проектный метод позволяет не только углубленно изучать материал, но и формировать общеучебные умения, систему научных знаний, мировоззрение.

Непременным условием деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапах проектирования и реализации, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Результаты этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, интересен и значим для самого обучающегося.

При изучении некоторых тем провожу социологические опросы, результаты которых вызывают интерес у обучающихся и мотивируют в дальнейшем к исследовательской деятельность.

Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Сегодня главное - формирование готовности и способности молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи происходит переход от знаниевой составляющей к компетентностной.

Основой формирования патриотической компетенции является урок. В соответствии с результатами входящей диагностики определяю основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:

  • Мыслительные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.

  • Коммуникативные: слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса и консенсуса, взаимодействие внутри группы.

  • Поисковые: нахождение информации в справочниках, энциклопедиях, поиск и формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, предоставление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Проектную деятельность организуется на трех уровнях:

  • объяснение учителем технологии подготовки ученического проекта (знание);

  • выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);

  • самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Стратегической целью проекта является развитие осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к недоброжелателям России посредством организацию проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:

  • формирования понимания Родины на различных этапах развития России;

  • формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;

  • формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;

  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

  • формирование специальных и исследовательских умений и навыков;

  • использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

  • приобретение опыта проектной деятельности.


В привлечении обучающихся к созданию учебных проектов учитель ставит перед собой следующие задачи:

1. Усилить практикоориентированную содержательную линию курса истории для 8 – 9 классов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект, что продиктовано современными тенденциями и требованиями к подготовке выпускников основной школы – умение действовать, применять полученные знания в практических ситуациях, создавать авторские творческие продукты.

2. Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности.

3. Вовлечь максимальное количество обучающихся в различные активные формы изучения предмета, поддерживающие развитие патриотической компетенции, в том числе и в проектную деятельность.


Реализация патриотической компетенции во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание на уроках истории тесно связанно с внеурочной деятельностью. Выделяют следующие функции патриотического воспитания старшеклассников в современных условиях: воспитательная, развивающая, охранительная, защитная, духовно-нравственная.

Воспитательная функция нацелена на воспитание причастности и ответственности перед родителями, близкими людьми, друзьями, одноклассниками и одноклассницами. Бесспорно, непросто воспитать в мире, в котором столько негатива, патриотов своей Родины. Трепетное отношение к дому, краю, стране, где родился, возникает у ребенка тогда, когда он сам рос в уважении и любви. Если по какой-то причине этого не случилось в детстве, в период старшего школьного возраста, есть шанс еще изменить человека к лучшему, т. к. происходит перестройка самосознания, активизация интеллектуальной сферы, поиск смысла жизни, самоопределение: личностное и профессиональное, поэтому период старшего школьного возраста является благодатной почвой для укрепления человеческого ядра, переосмысления внутреннего «Я», становления многих ценных личностных качеств, в том числе, и патриотизма, любви, к Родине при умелой, профессиональной педагогической поддержке педагогов и соответствующих стараниях самих старшеклассников (осознание, принятие соответствующих ценностей, деятельности).

Развивающая функция для патриотического воспитания учащихся старшей школы является обязательной, поскольку без общего развития человека, его интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, деятельностной сфер и сферы саморегуляции этот процесс весьма затруднителен. Интеллектуальная тупость и эмоциональная глухота, например, плохие помощники воспитания чего–либо, в том, числе патриотических чувств и качеств. Развитие в ребенке патриота – это, прежде всего, развитие в ребенке уважения к родителям. Если родители упустили это из виду, то это означает, что они не смогли научить ребенка уважать малую Родину, самоуважение в нем самом, в этом случае перед учителями усложняется задача. Им вначале предстоит исправить ошибки родителей, направить усилия на общее развитие старшеклассников, развитие уважительного отношения к окружающим людям, одноклассникам и одноклассницам, а только потом может появиться возможность осуществлять развитие любви к большой Родине, своей стране.

Охранительная функция важна для того, чтобы молодое поколение чтило память и равнялось на своих дедов, которые ежедневно смотрели смерти в лицо «в годину бедствий», во времена Великой Отечественной Войны. Ярким примером является подвиг Александра Матросова, который пожертвовал собой, бросившись на амбразуру вражеского дзота. Памятник, посвященный герою и его подвигу, расположен в парке его имени, но случается, что сегодняшние школьники не знают о нем. Старшеклассники должны воспитываться на таких подвигах, а задача учителя в современных условиях передать весь эмоциональный окрас тех сражений, в которых молодые ребята гордо шли в бой, несмотря на то, что ежедневно видели смерть повсюду. Важно помнить имена героев, которые отдали жизни за спасение страны, дома, семьи. Помимо героической направленности важна краеведческая и культурно–историческая охранительная деятельность старшеклассников, изучение, приобщение к ценностям родного края, семейным и национальным ценностям и их сохранение.

Защитная функция заключается в защите национальных интересов, а также в обеспечении национальной безопасности России, проявляющаяся у старшеклассников в способности обеспечить собственную безопасность для своей жизни и здоровья, для наиболее полного раскрытия личностного потенциала в хорошей учебе, выборе профессии, соответствующей способностям, развивающей, а не разрушающей здоровье, интеллектуальный, творческий потенциал, которая будет способствовать личностной и профессиональной самореализации, позволит внести вклад в процветание страны, ее прогрессивное развитие, соответствующее мировым стандартам. Обретение россиянами статуса – человек мира, не вредит национальной безопасности России, а работает на ее престиж в мире. Квалифицированные специалисты, которые востребованы в разных странах, с одной стороны, подчеркивают качество российского образования, а, с другой, остаются представителями своей страны, т. е., патриотами России. В качестве примера можно назвать великого музыканта Мстислава Ростроповича, который сразу прилетел на защиту демократии в Россию, когда были введены танки. Его имя имеет мировое значение, но он для всего мира остался в памяти россиянином, патриотом.

Духовно-нравственная функция патриотического воспитания старшеклассников тесно связана с духовно–нравственным развитием и воспитанием в процессе социализации старшеклассников как процесс развития способности оценивать и сознательно выстраивать на основе моральных норм и нравственных практик отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; усвоение и принятие старшеклассниками базовых национальных, общечеловеческих культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации с помощью социально-педагогической поддержки, обеспечивающей развитие и становление нравственного, ответственного, инициативного, толерантного и компетентного гражданина России, т. е. патриота.

Все эти функции взаимосвязаны между собой, и не существуют раздельно друг от друга. Одна функция является основанием для другой и ее продолжением, а их реализация эффективно достигает поставленной педагогической цели.

При использовании современных информационных технологий, в частности, мультимедийных средств, патриотическое воспитание старшеклассников становится намного эффективнее, интереснее, т. к. мультимедийные программы с красивым интерактивным интерфейсом, снабженные графическим, звуковым и видео сопровождением, превращают работу старшеклассника в творческий труд, приносящий удовлетворение. С помощью интерактивных презентаций мы создаем различные творческие проекты. Например:

1. «Генеалогическое древо семьи» позволяет узнать происхождение своей семьи. Целью данного задания является приобщение старшеклассников и старшеклассниц к истории своего рода: кем были их прабабушки и прадедушки, чем занимались, чем прославились. Данная работа закладывает фундамент в воспитании патриотизма, поскольку учащиеся вначале испытывают интерес, затем, испытывают причастность к прошлому и ответственность пред предками, родственниками.

2. «Достопримечательности своего края» дают возможность старшеклассникам узнать о памятных местах родного края, узнать о событиях, происходивших в их городе, поселке. Они начинают смотреть на давно знакомые места другими глазами, проявлять трепетное отношение к родным местам. Памятники культуры производят на старшеклассников большое эмоциональное впечатление, заинтересованность узнать о них новую информацию, когда удается преподнести сведения ярко и содержательно.

3.Благодаря творческому проекту «История родного края» старшеклассники узнают имена людей и их заслуги, в честь которых названы улицы, на которых они живут, по которым ежедневно ходят, а также какие изменения происходили на родной земле за сотни лет. В ходе исследования было обнаружено, что многие обучающиеся даже никогда не задумывались над вопросом о том, где они живут, какие знаменательные события происходили в их родном крае. А ведь без этого, трудно чувствовать гордость за свою землю, и тем более, за свою страну? В процессе реализации проекта учащиеся чувствовали дух прошлого, заинтересованность, волнение и причастность к происходящему; в них зарождались исследователи. Задания давали возможность старшеклассникам обретать новые знания в области информационных технологий, совершенствоваться духовно, испытывать уважение к малой Родине, желание совершать добрые поступки на благо окружающих, своей страны.

Выводы, обобщения

Таким образом, метод проектов, согласно новым требованиям ФГОС, приобретает особое значение, поэтому работа по организации проектной и исследовательской деятельности выступает как отдельная инновация на уровне образовательного учреждения.

Результатом работы над проектом может быть проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности, передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, радиопередача, участие в конкурсе и др.

Патриотическая работа с использованием исследовательской проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты: знания по истории и культуре родного края, истории школы; ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы; реализация интересов и творческих способностей учащихся; опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций; формирование духовного мира личности учащихся; опыт социальных отношений.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум. Если ученик сумеет справиться с работой над проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных школьнику.

А самое важное то, что в процессе грамотно организованной педагогами исследовательско-проектной деятельности, связанной с историей нашей страны, у школьников прочно формируются патриотические чувства и складываются определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.

Практический опыт реализации данной проблемы представлен в приложении к данной теме.


Литература

  1. Обществознание «Сборник нормативных документов». (Феодальный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план). «Дрофа», Москва, 2004г.

  2. Человек и общество. (Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений). Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. Москва, «Просвещение», 2004г.

  3. Хрестоматия «Человек и общество», основы современной цивилизации, «Социально-политический журнал». «Гелион», Москва, 1992г.

  4. Журнал «Народное образование» №5,6, 1993г., статьи: О.Лифшиц «Воспитание личности в условиях социального кризиса», Л.Толстой «Избранные философские произведения».

  5. Журнал «Родина» №5,6, 1993г. (А.Якимович «Родоначальники новой магии»).

  6. Журнал «Вопросы истории» № 11,12, 1993г. (А.В.Гладышев «Сен-Симон до и во время революции».

  7. Видюкова Н.В. Актуальность применения информационных технологий при формировании ключевых компетенций учащихся. Пед. мастерская 2004, №4.

  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,1999.

  9. Лутовинов, В.И. Гражданско – патриотическое воспитание сегодня. Педагогика. 2006. №5.

  10. Овчинников, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики. Педагогика. 2007. №1.

  11. Патриотическое воспитание молодежи: методический сборник. Под ред. О.Г.Прохоровой. – М., 2005.



Приложение

«НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН – ПИСАТЕЛЬ, ПАТРИОТ РОССИИ»


Цель:

- Познакомить учащихся с биографией писателя-историка Н.М.Карамзина.

- Охарактеризовать исторические труды: «История государства Российского», «Письма русского путешественника».

- Показать вклад Н.М.Карамзина в развитие исторической науки, цивилизации России.

- Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.


План:

  1. Биографические данные о Н.М.Карамзине.

  2. «История государства Российского» - главный труд Н.М.Карамзина.

  3. История – священная книга народов.

  4. История создания памятника Н.М.Карамзину в Симбирске.

  5. «Письма русского путешественника».


Оборудование урока:

- Видеофильм «Подвиг Карамзина».

- Портрет писателя, его высказывания.


Когда-то А.С.Пушкин написал, что «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Поэт образно выразил впечатление русского общества об «Истории» Н.М.Карамзина после ее выхода в свет. Это вовсе не значило, что российский читатель прежде не знал древней истории своей страны. Уже были известны такие шедевры русского летописания, как «Нестерова летопись», уже появились в свет обобщающие труды В.Н.Татищева, М.М.Шербатова, И.Н.Болтина, А.Д.Шлепера. И все же открытие древней России для читателя XIX века оказалось связанным именно с научным творчеством Н.М.Карамзина. Он сумел, как никто другой, полнокровно, масштабно, талантливо представить историю России от древнейших времен до начала XVII века. Читатели получили от Карамзина грандиозный запас исторических знаний. И не случайно поколение за поколением, отворачиваясь порой от архаических концепций Карамзина, вновь и вновь открывали его «Историю», поражаясь ее полнотой, основательностью, фактической и исторической аргументированностью.

Н.М.Карамзин помогал читателям силой своего исследовательского дара, художественной интуиции независимо от их общественных настроений и привязанностей увидеть Россию в самом различном обличьи, Россию, которую можно было любить и которой можно было гордиться, Россию, которую следовало осуждать и ненавидеть, Россию, за которую можно было страдать душой.

Перед читающей публикой Россия с самых первых шагов своего исторического существования предстала не изолированной от мира восточной окраиной, какой рисовали ее в XVII-нач.XIX вв. западные да и некоторые отечественные авторы, а полноправным членом семьи европейских народов и государств. Н.М.Карамзин в силу возможностей науки своего времени попытался сопоставить некоторые и, прежде всего, политические процессы, протекающие в России, с явлениями, происходящими во всем евразийском регионе, выявил их общность и закономерность. Эти же попытки дали ему редкую возможность сопоставить стремительный прогресс европейских народов и печальное топтание на месте в течение нескольких столетий милой его сердцу родины, которое он объясняет лишь тяготами татаро-монгольского нашествия и последующего ига.

Впервые в отечественной историографии Н.М.Карамзин представил читателям историю страны в образном ее видении, в попытках раскрыть человеческие характеры «действующих лиц», выступающих на исторической авансцене.

Работа над «Историей» длилась более двух десятилетий – с 1804 по 1826 год. Исторический сюжет, использование данной ситуации обосновали иной, рожденный русской традицией метод изображения человека – не «домашним образом», но со стороны его связей с большим миром общенационального, общегосударственного бытия.

Россия – громадная страна, «мира половина», и потому государственным строем ее должна быть монархия. Это была не отвлеченная и умозрительная теория, за ней стоял опыт России. «Русское самодержавие», - признают современные историки, - некогда сыгравшие прогрессивную роль в историческом процессе, способствовавшее объединению основной государственной территории России и сплочению в единое государственное целое разоренных феодальных земель».

Важнейшей особенностью художественной стихии «История» является патриотизм ее автора, который определял возможность создания эмоционального образа «минувших столетий».

«Мой способ писать возник из того представления, которое я имею о приемах историка. Из всех литературных произведений народа изложение истории его судьбы более всего должно вызывать его интерес и менее всего может иметь общий, не строго национальный характер. Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастие или умалять в своем изложении бедствия: он должен быть прежде всего правдив; он может, даже должен, все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии, говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего должен быть историк». (Н.М.Карамзин).


* * *

Н.М.Карамзин родился 1(12) декабря 1766 года, а умер 22 мая (3 июня) 1826г. Родился он в дворянской семье в Симбирске.

Около 40 лет работал Карамзин в литературе. Время и события накладывали свою печать на убеждения Карамзина, определяли его общественную и литературную позицию. Как настоящий дворянский идеолог, он не принял идеи социального равенства людей в просветительской идеологии. Уже в журнале «Детское чтение» был напечатан разговор Добросердова с детьми о неравенстве состояний. Добросердов поучал детей, что только благодаря неравенству крестьяне обрабатывают поле и тем добывают нужный дворянам хлеб. «Итак, заключал он, - посредством неравного разделения участи Бог связывает нас теснее союзом любви и дружбы». С юношеских лет до конца жизни Карамзин оставался верен убеждению, что неравенство необходимо, что оно даже благодетельно. Но Карамзин признает моральное неравенство людей.


ПОСЛАНИЕ ЦАРЮ АЛЕКСАНДРУ I ПО СЛУЧАЮ НАПИСАНИЯ КНИГИ

Государю Императору Александру Павловичу

Самодержцу Всея России


Всемилостивейший Государь! С благоговением представляю Вашему Императорскому Величеству плод усердных, двенадцатилетних трудов. Не хвалюся древностию и постоянством: ободренный Вами, мог ли я не иметь их?

В 1811 году, в счастливейшие, незабвенные годы жизни моей, читал я Вам, Государь, некоторые главы сей истории – об ужасах Батыева нашествия, О подвиге Героя, Дмитрия Донского – в то время, когда густая туча бедствий висела над Европою, угражая и нашему любезному отечеству. Вы слушали с восхитительным для меня вниманием; сравнивали давно минувшее с настоящим и не завидовали славным опасностям Дмитрия, ибо предвидели для себя еще славнейшее. Великодушное предчувствие исполнилось: туча грянула над Россиею, но мы спасены, прославлены, враг истреблен, Европа свободна, и глава Александрова сияет в лучезарном венце бессмертия. Государь, если счастие Вашего добродетельного сердца равно Вашей славе, то Вы счастливее земнородных.

Новая эпоха наступила. Будущее известно единому Богу; но мы, судя по вероятностям разума, ожидаем мира твердого, столь вожделенного для народов и Венценосцев, которые хотят властвовать для пользы людей, для успехов нравственности, добродетели, Наук, Искусств гражданских, благосостояния государственного и частного. Победою устранив препятствия в сем истинно Царском деле, даровав златую тишину нам и в Европе, чего Вы, Государь, не совершите в крепости мужества, в течение жизни долговременной, обещаемой Вам законом Природы и теплою молитвой подданных!

Бодрствуйте, Монарх, возлюбленный! Сердцевед читает мысли, История предает деяние великодушных царей и самое отдаленное потомство вселяет любовь к их священной памяти. Примите милостиво книгу, служащую тому доказательством. История народа принадлежит Царю.

Всемилостивейший Государь!

Вашего Императорского Величества

верноподданный Николай Карамзин.

Декабря 8, 1815.


СМЫСЛ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ


Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает от государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества. Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума! Любопытство сродни человеку, и просвещенному и дикому. На славных играх Олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Геродота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народ уже любит историю: старец указывает юноше на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя. Первые опыты наших предков в искусстве грамоты были посвящены Вере и дееписанию; омраченный густою сению невежества, народ с жадностью внимал сказаниям летописцев. И вымыслы нравятся; но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что она истина. История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет предел нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность.



ПРЕДЕСЛОВИЕ К «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»


Обращаюсь к труду моему. Не дозволяя себе не какого изобретения, я искал выражений в уме своем, а мыслей единственно в памятниках; искал духа и жизни в тлеющих хартиях; желаю преданное нам веками соединять систему, ясную стройным сближением частей; изображая не только бедствия и славу войны, но и все, что входит в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы, промышленность; не боялся с важностью говорить о том, что уважалось предками; хотел, не изменяя своему веку, без гордости и насмешек описывать веки душевного младенчества, легверия, баснословия; хотел представить и характер времени и характер летописцев: ибо одно казалось мне нужным для другого. Чем менее находил я известий, тем более дорожил и пользовалися находимым; тем менее выбирал: ибо не бедные, а богатые избирают. Надлежало или не сказать ничего, или сказать все о таком-то князе, дабы он жил в нашей памяти не одним сухим именем, но с некоторою нравственною физиогномиею. Прилежно истощая материалы древнейшей Российской Истории, я, ободряя себя мыслию, что в повествовании о временах отдаленных есть какая-то неизъяснимая прелесть для нашего воображения: там источники Поэзии! Взор наш, в созерцании великого пространства, не стремиться ли обыкновенно – мимо всего близкого, ясного – к концу горизонта где густеют, меркнут тени и начинается непроницаемость.

С охотою и ревностию посвятив двенадцать лет, и лучшее время моей жизни, на сочинение осьми или девяти томов, могу по слабости желать хвалы и бояться осуждения, но смею сказать, что это для меня не главное. Одно славолюбие не могло бы дать мне твердости постоянной, долговременной, необходимой в таком деле, если бы не находил я истинного удовольствия в самом труде и не имел надежды быть полезным, то есть сделать Российскую Историю известнее для многих, даже и для строгих моих судей.

Благодаря всех, и живых и мертвых, коих ум, знания, таланты, искусства служили мне руководством, поручаю себе снисходительности добрых сограждан. Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежеле славы, желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия; да правила мудрого Самодержавия и Святой Веры более и более укрепляют союз частей; да цветет Россия … по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!


ПАМЯТНИК КАРАМЗИНУ В СИМБИРСКЕ


Достопримечательность Симбирска – это памятник историку Н.М.Карамзину, уроженцу Симбирской губернии. Проект памятника принадлежит скульптору С.И.Гальбергу; разные части его исполнены по смерти Гальберга учениками последнего: Ставассером, Ивановым и Рамазановым. Отлил же его барон Н.А.Клодт. Обошелся он около ста тысяч рублей, собранных по подписке в Петербурге и среди Симбирского дворянства. Торжественное открытие памятника произошло 23 августа 1845 года. К сожалению, замысловатость памятника делает его совершенно непонятным большинству населения, которое по главной его фигуре называет «чугунной бабой».

Памятник состоит из гранитного четырехугольного пьедестала, на котором поставлена бронзовая статуя музы истории Клио; она оперлась правой рукой на скрижаль, а левой в низ опущенную трубу. Под статуей на лицевой стороне пьедестала, в круглой нише, поставлен прекрасно исполненным бюст Карамзина и под ним надпись:

«Н.М.Карамзину,

Историку Российского государства

Повелением императора Николая I

1844 года»

В боковые стороны пьедестала врезаны два медных барельефа, на которых изображено в аллегорической форме: с левой стороны – чтение Карамзиным отрывков из своей «Истории» пред императором Александром I во дворце великой княгини Екатерины Павловны в Твери 18 марта 1811 года; Карамзин изображен стоящим пред Государем в римской тоге. С правой стороны – вручение умирающему Карамзину рескрипта Императора Николая I от 13 мая 1826 года о пожаловании 50 000 рублей на путешествие в Италию для излечения; здесь Карамзин представлен лежащим на смертном одре окруженным своем семейством; фортуна из рога изобилия сыплет дары, а ребенок собирает рассыпанные сокровища.




ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КНИГИ Н.М.КАРАМЗИНА

«ПИСЬМА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА»


17 мая 1789 года из Твери через Петербург, Нарву, Дерпт, Ригу выезжал в дальнее путешествие по Европе 23-летний русский писатель Николай Карамзин. Посетив Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию, он вернулся на родину в сентябре 1790 года. После кратного пребывания в столице писатель перебрался в Москву, где и принялся готовить издание собственного журнала, который начал выходить со следующего 1791 года под названием «Московский журнал». С первого же номера Карамзин стал публиковать писавшиеся под свежем впечатлением только что проделанного путешествия по Европе «Письма русского путешественника» - свое первое крупное произведение. Два года печатались «Письма» в «Московском журнале», вызвав широкий читательский интерес, принеся автору известность и уважение. В последнем, сдвоенном октябрьско-ноябрьском номере «Московского журнала» за 1792 год было завершено печатание написанной части «Писем русского путешественника». Последнее письмо, помеченное «Париж, 27 марта», рассказывало о первом дне пребывания в столице Франции. Расставаясь с подписчиками «Московского журнала» Карамзин сообщал, что уезжает из Москвы, прекращает издание журнала, чтобы в «часы отдохновения» писать «безделки» (так, шутя, Карамзин называл произведения малых жанров – стихотворения, повести, статьи), которое в месте с «безделками» своих друзей станет печатать в виде «маленьких тетрадок» под названием «Аглая». «Письма русского путешественника» он обещал «напечатать особливо в двух частях: первая заключится отъездом из Женевы, а вторая – возвращение в Россию». В пути он вел записи увиденного, услышанного, фиксировал свои впечатления, размышления, разговоры с писателями и философами, делал зарисовки беспрестанно меняющихся ландшафтов, отмечал для памяти то, что требовало подробного объяснения (сведения об истории посещаемых стран, общественном устройстве, искусстве народов и т.д.). Но поскольку своему сочинению Карамзин предал форму дорожных писем, адресованных друзьям, он имитировал их частных, так сказать, практически, а не художественных характер, подчеркивал непосредственность записей своих впечатлений в пути. Оттого, начиная с первого письма, выдерживается этот тон: «расстался я с вами, милые, расстался!», «Вчера, любезнейшие мои, приехал я в Ригу…» С той же целью было написано предисловие, в котором читатель предупреждался, что он видел, слышал, чувствовал, думал, и описывал свои впечатления «не на досуге, не в тишине кабинета, а где и как случалось, дорогою, на лоскутках, карандашом». Рекомендуя свое произведение как собрание бытовых документов – частных писем путешественника друзьям, Карамзин стремился сосредоточить внимание читателя на их документальности. «Письма» представали как исповедальный дневник русского человека, попавшего в огромный незнаемый им мир духовной и общественной жизни европейских стран, в круговорот европейских событий. В действительности «Письма русского путешественника» писатель в Москве на протяжении многих лет. Писатель пользовался при этом своими путевыми записками, хорошо использовал хорошо известные ему книги, посвященные тем странам, которые он посещал. Он брал нужное из сочинений различных авторов: Николаи – «Берлин и Потсдам», Кокса – «Письма о политическом, гражданском и естественном состоянии Швейцарии», Мерсье – «Картины Парижа», Сен-Фуа – «Исторические очерки из Парижа», Морица – «Путешествие немца в Англию».


«20 век: люди и судьбы»


ТИП УРОКА: комплексное применение знаний


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:


1. Учащиеся должны уметь определять место 20 века во всемирно — историческом процессе; знать эпохальные события 20 века, изменившие облик мира; показать вклад России в мировую цивилизацию.

2. Развивать историческое мышление, способность использовать причинно — следственные связи при раскрытии, при рассмотрении (раскрытии) противоречивости эпохи;

- формировать культуру речи и общения.

З. Воспитывать умение слушать, делать выводы, оценивать свою работу и работу своих товарищей.

4. Способствовать формированию патриотической компетентности.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ словесный, наглядный, частично — поисковый.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карта, газеты, мемуары, периодическая печать, аудио — видео.


СТРУКТУРА УРОКА:


1. Организация начала урока.
2. Подготовка к основному этапу урока.
З. Комплексное применение знаний.
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
б. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.


ПЛАН УРОКА:


  1. Место 20 века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза – глобальная общепланетарная цивилизация

  2. Куда мы идем? (Попытки ученого в 1893 году рассказать о событиях в мире в конце 20 века).

  3. Главные события 20 века.

  4. Цифры и факты.

  5. Анкета для учащихся.








МЕСТО 20 ВЕКА ВО ВСЕМИРНО - ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
НОВЫЙ УРОВЕНЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СИНТЕЗА
- ГЛОБАЛЬНАЯ
ОБЩЕПЛАНЕТАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ


В соответствии с общепринятой цивилизацией 20 век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. Отправным моментом Новейшей истории традиционно считалась ВОС революция. Теперь же всё больше историков склоняются к мысли, что эпохальным событием 20 века, изменившим облик мира, наложившим существенный отпечаток на общественное развитие во всём мире, является первая мировая война. Поэтому именно первая мировая война может служить в качестве исходного момента в отсчёте времени новой исторической эпохи.

Первая мировая война (1914 — 1918 годов) была наиболее крупным историческим событием начала 20 века. Она потрясла основы западноевропейской цивилизации, глубины бытия капиталистического общества, в первую очередь Европы. Война привела к массовому уничтожению людей, крупномасштабным разрушениям материальных ценностей, экономических и политических структур воюющих держав. Непосредственным результатом первой мировой войны явился распад прежних государственных образований (Австро — Венгрия, Германия, Российская империя).

В результате первой мировой войны западная цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса ... Разразился духовный кризис. Рухнули многие абсолютные ценности 18 — 19 веков: вера в прогресс, в конструктивно — созидательные силы человека, в способность человека рационально воздействовать на окружающую среду для улучшения его бытия, в способность науки и техники реализовывать вековые устремления человечества и т.д. Ведущим общественным настроением послевоенного времени являлось настроение упадка, разочарования в возможностях общества справиться со своими проблемами, неверие в будущее, страх перед этим.

Господствующее умонастроение исторического и социального пессимизма было наиболее ярко выражено в книге немецкого мыслителя Освальда Шпенрлера «Закат Европы», первая часть которой вышла в 1918 году. В этой книге О.Шпенглер грозящую гибель заладно — европейской цивилизации представлял как естественное, почти биологическое событие, подобное смерти организма. Он показал, что угроза цивилизации исходит не извне, а изнутри самой культуры, того общества, в котором жил европейский человек. «Закат Европы» О.Шпенглера за короткое время стал самой читаемой книгой в Европе и Америке, символом своего времени.

Кризис западной цивилизации — это обобщённая характеристика времени между двумя мировыми войнами. В реальной истории в этот исторический период происходили разноплановые события.

В 1918 — 1923 годах сразу после подписания перемирия в первой мировой войне краткий период торгово-промышленного бума перерос в затяжной экономический и политический кризис, включая и кризис международных отношений (отношения Запада с Советской Россией, отношение Запада с побеждённой Германией).

С 1923 по 1929 годы начался период временной частичной стабилизации в ведущих странах Европы и США. В этот период достаточно высокими темпами осуществляется обновление основных фондов, капиталистическая модернизация производства в форме его индустриализации, растёт производство товаров. В большинстве стран Европы производство товаров в 1929 году достигает довоенного уровня, либо даже превосходит его. Ускорителем развития и стабилизации в этот период выступают США. Используя своё преимущество от позднего вступления в первую мировую войну и исключения территории из зоны военных действий.

Положительные сдвиги в экономике и международных отношениях не могли не сказаться и на внутриполитической обстановке стран Европы и Америки. Относительно высокие темпы развития производства привели к сокращению безработицы, что в свою очередь, способствовало сглаживанию социальных проблем, снижению уровня социальной напряжённости.

Глобализация процессов связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху всё человечество входит в единую систему социально — экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распределению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных общественных потребностей. Таким образом, глобальная цивилизация расценивается как качественно новый тип цивилизации, новый тип целостности духовной и материальной жизни.

Но было бы значительным упрощением истолковывать возрастающую целостность цивилизации как принятие всеми членами мирового сообщества определённой общей системы ценностей, т.е. только как возрастающую унификацию различных стран и регионов Земного шара. Унификация, без сомнения, имеет место. Основой этой унификации является глобальное сотрудничество народов и регионов, создание общепланетарной системы разделения общественного труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т.д.

Однако наряду с системообразующими процессами в современном мире происходит процесс автономизации обществ и регионов. Независимо от сознания и воли людей происходит рост их взаимозависимости.

Признание ведущей роли взаимозависимости и взаимодействия в современных цивилизованных процессах позволило учёным сделать вывод, что преобладающей тенденцией глобального цивилизованного развития является не унификация, а межцивилизационный диалог. Этот диалог идёт по многим каналам. Межцивилизационный диалог во второй половине 20 века приобрёл всеобщий глобальный характер. Благодаря языкам — трансляторам у всех народов появилась возможность выйти на мировой уровень культуры.


Таким образом, можно сделать выводы, что в процессе межцивилизационного диалога:


  1. Усвоение прогрессивного опыта происходило при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа.


  1. Каждое сообщество берёт из общечеловеческого опыта те формы жизни, которые оно в состоянии освоить в рамках своих экономических и культурных возможностей.


  1. Элементы иной цивилизации, пересаженные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество.


  1. В результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся односторонность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.





КУДА МЫ ИДЕМ?

(Попытка учёного в 1893 году рассказать о событиях в мире в конце 20 века).


Шарль Ринге (1859 — 1935 годы), парижский биолог, лауреат нобелевской премии 1913 года по медицине, профессор психологии Парижского университета, президент Парижской Академии наук с 1933 года, разносторонний человек.

Человек прошлого века пишет о нас, рассказывает людям, каким он видит их мир. Очерк, отрывки из которого мы предлагаем вам, поразительным образом сочетает прозорливость науки с наивными представлениями уже почти позапрошлого века.

Человек тоже путешественник, но менее благоразумный. Он часто оглядывается назад, терпеливо изучает памятники и измеряет расстояния, которое отделяет его от прошлого. Но очень редко приходит ему в голову обратиться к будущему.

Каковы же эти гипотезы о будущем?

Две цивилизованные страны достигнут наибольшего могущества в конце века:
Соединённые Штаты, с одной стороны, и Россия - с другой. Их население будет превышать население всей остальной Европы.

Самым распространённым языком будет английский, да он и представляет много выгодных сторон. Оп прост, удобопонятен. Хотя политика более, чем что — либо, подвержена невероятным превратностям, но можно предположить, что границы европейских государств останутся в том же виде, как и ныне. Азия в конце 20 века будет в руках России, которая овладеет севером и центром Англии, которой будет принадлежать Индия, Франции, которая, по всей видимости, сохранит власть над Индокитаем.

Через сто лет Италия и Испания будут республиками. Последними монархиями останутся английская и русская.

Настанет момент, когда народы поймут нелепость войны. Люди поймут, наконец, что у них есть дела получше взаимной резни, что их общие враги — нищета, невежество, болезни; что их усилия должны объединиться против этих ужасных бедствий, а не против своих товарищей по нищете и несчастьям. Время маленьких армий миновало. Вооружаются целые нации. И как вооружаются. Усовершенствование войны, в конце концов, сделает её невозможной. В конце 20 века наступит если не золотой век ..., то, по крайней мере, ослабление ненависти.

Мир стремится к единству!

Сравните состояние Европы 100 лет тому назад, и вы видите, какие успехи сделаны в этом направлении. К 2000 году эта великая революция ещё не закончится, но уже настолько преуспеет, что людям того времени легко будет предвидеть её конец.

Всеобщее голосование, прогрессивный и пропорциональный подоходный налог, уничтожение постоянных армий и учреждение международных судов, свобода синдикатов и стачек, обязательное и всеобщее образование — вот требования демократии; и т.к. она всемогуща, то и добьётся всего этого.

Сохранится ли религия у этого материалистического и утилитарного общества? Без сомнения, она примет существенно мирской характер. Но религиозные идеи не уничтожаются, как и национальный язык, они обладают почти непреодолимой способностью к сопротивлению.

В обществах 20 века законы, конечно, будут почти те же.

...Что касается истории, то от неё, очевидно, нечего ждать значительных успехов. Если только не откроют, что маловероятно, обширной группы надписей, ещё неизвестных, или папирусов, ещё не разобранных, история, наука мёртвая, будет преуспевать разве в разработке мелочей, имеющих особенное значение.

…Станут ли люди счастливее? Не думаем. Счастье зависит не от внешних условий, а от нас самих, от нашего ума, от нашего психического состояния … Предохранять людей от холода, голода и болезней не значит доставлять им счастье, по это всё, что мы можем сделать для них.

Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. Рождается новая этика конца 20 века — этика ответственности, экологическая этика. Центр экологической помощи создан при ООН. Учёными нашей страны разработан «Экологический кодекс России». Всё слышнее и требовательнее раздаются голоса лучших людей планеты в защиту природы. Все десятилетия 20 века были борьбой между добром и злом, и всегда побеждало добро. Люди тянулись к добру и свету. А будь иначе, кто сегодня бы подвёл итоги 20 века, мечтая о счастье в 21 веке?

Оценку уходящей эпохи дадут много позже учёные, историки, писатели, поэты, новые другие поколения. Время - самый строгий и справедливый судья.

На пороге нового столетия мы, люди, дети своего времени, задумываемся, размышляем о нашем сегодняшнем дне, о наших сегодняшних делах, бедах, радостях, надеждах…

Печальную эстафету принимает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово «экология» сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу проблемы века. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. 20 век внёс роковые изменения в понятие «экология». Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, «как люди», - таков ответ Бернарда Шоу, классика 20 столетия.

Мысль писателя — англичанина продолжает наш соотечественник - академик В.А. Легасов, много сделавший для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. «Сверхзадача века — сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке»,- говорил он. Выход из критической ситуации ищет вся планета. Несомненно, речь идёт об экологии подлинной культуры человечества, т.е. об экологии человека - его души, его сознания. 20 век, к сожалению, не изменил человечество в лучшую сторону. Угроза нависла над всем живым, в том числе и над самим человеком. Сейчас, как никогда в истории, от нас зависит то, каким будет будущее, по какому руслу оно потечёт, насколько чистыми будут его берега. Непрестанно возрастающая зависимость человека от техники, нависшая над человечеством угроза катастрофы, утрата коммуникабельности между людьми, неврозы и стрессы вызвали, по его мнению, новую болезнь, которую он образно назвал «шоком будущего». Это состояние в какой — то степени испытывает каждый из нас.

Конечно, сегодня так мало хорошего вокруг. Конечно, сегодня, как никогда, тяжелы трудности наших дней. Сегодня, как никогда, мы с тревогой всматриваемся в каждую газетную строчку, со страхом вслушиваемся в каждое слово информационных передач. Чужого горя не бывает. Душа откликается на всё: и на кровавые события в Чечне, и на выстрелы средь бела дня в наших городах, на взрывы, убийства, катастрофы. Преследуют душу и кошмары зыбкого благоденствия, и маячащий призрак нищеты.

Но без веры жить нельзя. Без веры в человека, его разум, без веры в то, что на краю пропасти мы остановимся.

Каким запомнит история уходящее 20 столетие? Совсем недавно газета «Собеседник» провела среди читателей суперопрос «Итоги 20 века». Респондентами стали учёные, деятели науки и искусства, политологи, социологи, экономисты, писатели, поэты, священники, спортсмены ... Люди самых разных профессий и поколений. К нашим современникам присоединились и мы. Каждый из нас, в стремительном вихре 20 века, раздумывая о времени и своём месте в нём, ищет ответа на множество вопросов. Простейший способ взаимодействия — анкета. Отвечая на её вопросы, несколько тысяч современников приняли участие в создании человеческого документа, который если и не будет использован теперь, конечно же, всё равно останется и пригодится будущим поколениям. Коллективная мысль этого размышления - писания по известной теории не сможет не перейти в космос вместе с мириадами мыслей, носящихся там, будет подписывать наших потомков, которым так или иначе предстоит жить после нас.

Несомненно, 20 век стал творцом и художником. Сколько талантливых людей подарил он истории! Мир замирал в восхищении у бессмертных полотен, создавалась удивительная, прекрасная литература, звучала изумительная музыка 20 века, покоряли планету великие певцы, актёры, режиссёры. Сколько шедевров нашей эпохи стали мировой классикой! Удивляли небывалые рекорды спортсменов. Дух захватывало от фантастических проектов архитекторов и строителей!

1-ый участник: «Да, мы пели «Нас утро встречает прохладой» и не знали, что автор этой песни - тридцатилетний талантливый поэт Борис Корнилов один из миллионов жертв репрессий, расстрелян как враг народа». Больше всего пожалуй, своих чёрных отметин оставил 20 век в судьбе нашей Родины. Войны, эпидемии, катастрофы, искалеченные судьбы…

Печальную эстафету принимает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово «экология» сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу проблемы века. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. 20 век внёс роковые изменения в понятие «экология». Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, «как люди», - таков ответ Бернарда Шоу, классика 20 столетия.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее