«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Формирование навыков говорения на уроках английского языка с детьми ОВЗ на начальном этапе обучения»

С момента изучения нового предмета «Английский язык» детьми с ограниченными возможностями здоровья с первых уроков становится ясно для них и самого учителя – будет чрезвычайно трудно!

Когда детьми усвоены первые навыки чтения, продолжается знакомство с лексикой английского языка, изучаются грамматические структуры, активно ведется работа по формированию навыков письма и аудирования, наступает время, когда все полученные знания детей и старания учителя можно объединить в совместный труд – устную речь

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Формирование навыков говорения на уроках английского языка с детьми ОВЗ на начальном этапе обучения»



Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень




С момента изучения нового предмета «Английский язык» детьми с ограниченными возможностями здоровья с первых уроков становится ясно для них и самого учителя – будет чрезвычайно трудно!

Когда детьми усвоены первые навыки чтения, продолжается знакомство с лексикой английского языка, изучаются грамматические структуры, активно ведется работа по формированию навыков письма и аудирования, наступает время, когда все полученные знания детей и старания учителя можно объединить в совместный труд – устную речь.

На начальном этапе обучения английскому языку говорение выступает как средство, и как самостоятельная цель обучения. Говорение на уровне репродукции языковых и речевых образцов используется для закрепления фонетических, лексических, грамматических навыков. Организация работы по формированию навыков устной речи в классе детей с ОВЗ проходит с учетом их психологических особенностей. Дети этой группы характеризуются:

  1. Неустойчивым вниманием, которое ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы.

  2. Сниженной концентрацией. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости.

  3. Снижением объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.

  4. Сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;

  5. Сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;

  6. «Прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;

  7. Повышенная отвлекаемость.

  8. Выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР (особенно их внимание) оказывают посторонние воздействия, например: шум, речевые помехи, резкие звуки, яркие вспышки света, другие грубые раздражители. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.


Традиционно использую упражнения на повторение, подстановку, трансформацию и на соединение нескольких речевых образцов. Особое значение играют игры на уроках английского языка в таком классе. Применяю игры на отгадывание, игры с элементами информационного пробела. Такие приемы позволяют без страха участвовать в подобных заданиях и сделать участие детей более увлекательным. Важно, чтобы эти задания основывались на использовании аудиозаписей в классе и при выполнении домашнего задания.

В 3 классе значительно возрастает возможность обучения говорению как важному виду речевой деятельности. В классе для детей с ОВЗ необходимо создавать соответствующие условия в формировании навыков устной речи.

Ситуации общения и речевые задачи должны быть четкими и понятными для учащихся, лучше, если задачи устной речи будут похожи на предыдущие о опираются на изученный материал ( опору – текст, диалог, знакомые картинки). Любое задание по устной речи может быть выполнено при соблюдении следующих условий :

  • учащиеся понимают суть задания,

  • речевые задания основываются на сюжете, интересном для детей этой группы, что является стимулом к говорению,

  • учащимся есть что сказать, т.е. они владеют информацией (опора на перевод),

  • наличие видеоряда зрительных, грамматических и лексических опор,

  • учащиеся владеют речевыми образцами, необходимыми для решения данной коммуникативной задачи,

  • учащиеся имеют необходимые языковые средства (набор слов, грамматические структуры, дополнения или соединения информации)

На начальном этапе обучения английскому языку говорение реализуется в форме диалога или монолога. В традиционных классах в формате говорения преобладает диалог на уроках английского языка. Диалог вызывает особенное затруднение у детей с ограниченными возможностями. Причины кроются в особенностях их психического развития. У детей ОВЗ отсутствует реактивный характер использования изученного лексического, фонетического, грамматического учебного материала. Для них характерно отсутствие логики построения диалога с использованием вопросов, ответов, т. е. языковых и речевых клише. Необходимо развивать у учащихся скорее не скорость их речевого запаса, а надежное усвоение (запоминание) материала. И только после усвоения учебного материала работать на быстроту реагирования речевых примеров. В начальной школе дети запоминают чаще речевые клише на:

  • приветствие

  • прощание

  • на вопросы самочувствия

  • о совершенных и планируемых действиях


На начальном этапе необходимо идти от заучивания простейших диалогов к их последующему комбинированию, трансформации с новой речевой задачей.

Отдельной задачей является обучение монологической речи, требующей соблюдение логики и последовательности изложения мысли, смысловой законченности высказывания, его соответствия поставленной задаче, использования соединительных слов или союзов. В 3 классе активно идет формирование умений монологической речи:

  • дети учатся рассказывать о своей семье,

  • своих увлечениях,

  • домашних питомцах,

  • описывать внешность человека,

  • внешний вид и повадки животных,

  • рассказывать о временах года и характерных для них забав в рамках изучаемого лексико – грамматического материала.


Формирование монологической речи в 3классе детей с ОВЗ на опоре теста « Our country»

План методических рекомендаций .

  1. Знакомство с новой лексикой по теме « Our country»

Taiga, a forest, a mountain, a museum, a city.

  1. Аудирование. Прослушивание текста . ( аудиодиск)

  2. Чтение по частям.

  3. Заглавие каждой части текста.

  4. Выполнение заданий по тексту.

Найти информацию из текста со ловами:

Capital of Russia, the Kremlin, famous, Moscow, Sochi, Winter Olympics.

Ответьте на вопросы.

1. What is the capital of Russia?

2. Where do you live?

3. Is Moscow famous for the Kremlin?

4. Are there many tows , rivers, forests in Russia?

5. Is Sochi a famous city?

6. What can we do in Sochi?

Translate!

1. Я живу в тайге.

2. Лес зеленый летом.

3. Я вижу гору.

4. Мой брат идет в музей.

Read the words!

Dogsgyouuseabeachesfolthebig.

Frumotheraustralia.

Famousaknyuowhatesadcountry

Put the question!

  1. .. do you live?

  2. .. сolour is the crocodiles?

  3. .. ….. pens are on the table?

  4. . is the capital of Russia?

  5. . does he live?

( what, where, how many.)

Что можешь назвать по картинке?




Примеры заданий и упражнений для формирования навыков говорения на уроках английского языка

    • Назвать слово, глядя на картинку.

    • Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.

    • Прочитать слова.

    • Составить словосочетания из предложенных слов.

    • Заполнить пропуски в предложении.

    • Найти ошибки.

    • Отгадать слово.

    • Ответить на вопросы, предполагающие использо­вание новой лексики.

    • Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.

    • Заполнить пропуски/закончить предложения.

    • Соединить разрозненные части предложения.

    • Перефразировать предложения с использовани­ем предложенных слов.

    • Описать картинку.

    • Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные со­ревнования и т.д.).

При формировании устной речи на уроках английского языка надо помнить об особенностях речи у детей с ограниченными особенностями здоровья.

Дети с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференцированностью восприятия речевых звуков, оттенков речи (у 75% наблюдаются трудности в дифференциации звуков).

Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляторного аппарата (у 55 % отмечается недостаточность речевой моторики: дети с трудом удерживают артикуляционную позу, мышцы языка напряжены, с трудом происходит переключение с одной позы на другую, у 45 % из них — дефекты строения зубного ряда).

К признакам своеобразной задержки речевого развития можно отнести процесс возрастного развития словообразования при ЗПР (Е. С. Слепович). Обычно процесс бурного словотворчества у нормально развивающихся детей заканчивается к старшему дошкольному возрасту. У детей с ЗПР этот процесс затягивается вплоть до конца начальной школы.

Для совершенствования навыков формирования устной речи следует

  • использовать четкие указания;

  • поэтапно разъяснять задания;

  • учить последовательно выполнять задания;

  • повторять инструкции к выполнению задания;

  • демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

Дети всегда испытывают трудности с выполнением задания по английскому языку, поэтому, я поддерживаю детей, их инициативу, или любое дополнение к ответу словами: «молодец!», « умница!», « ты сегодня – великолепен!» , «отличный ответ», « пробуем вместе!», «завтра будет лучше ответ»!

Учителю необходимо учитывать особенности психологического развития детей при организации коррекционно-развивающей помощи и в ходе урока, усиливая воздействие на «сильные» стороны каждого ребенка.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее