Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
«Для ребенка игра – это самое серьезное дело.
В игре раскрывается перед детьми, раскрываются
творческие способности личности. Без игры нет
и не может быть полноценного умственного развития.
Игра- это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности»
В.А. Сухомлинский.
Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.
Актуальность данной проблемы обуславливается, прежде всего, тем, что математические представления активно влияют на формирование умственных действий.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому, она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей младшего возраста, ребенок познаёт новое.
Для организации игровой образовательной деятельности необходимо определить цели и задачи развития детей.
Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления.
Задачи:
Развивающие:
расширять кругозор на базе ближайшего окружения;
развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.
Образовательные:
обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;
развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т.д.);
формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения;
учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым;
учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;
учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;
обучать счёту в пределах пяти.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Работу с детьми я начала с построения предметно-развивающей среды. Изучив задачи данной возрастной группы, наполнила среду атрибутикой, пособиями, дидактическими играми, направленными на их решение.
Среда детей младшей группы включает пособия на развитие мелкой моторики, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей), пирамидки, матрёшки, вкладыши (на закрепление операции сериации) и дидактически игры на основные задачи развития детей 4-го года жизни.
Дидактические игры могут решать как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т.п.
В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе вверху, красный цветок на полянке внизу, синие тучки на небе вверху, около красного цветка вырос желтый одуванчик и т.д.
Интересны детям для закрепления пространственных представлений дидактические игры, созданные по мотивам знакомых русских народных сказок, например «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и др. Вспоминая сказку, выкладывая её на фланелеграфе или магнитной доске, дети вспоминают пространственные отношения персонажей: дедка стоит впереди, за дедкой бабка, бабка стоит сзади дедки и т.п.
С целью ознакомления детей с геометрическими формами созданы дидактические игры
«Геометрическая полянка», «Подбери заплатку», где дети накладывают тождественную геометрическую фигуру на образец (здесь можно использовать дифференцированный подход: дети с высоким уровнем развития определяют фигуру по 2-3 признакам – цвет, величина, форма; с низким уровнем развития по одному признаку – форма);
«Парное лото», где дети прикладывают тождественные геометрические фигуры, развивают зрительное внимание;
«Волшебный сундучок», «Кубик с сюрпризом» дают возможность детям закрепить знания об объёмных геометрических формах через приём наложения.
При формировании у детей знаний о величине я использовала дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки. Это первая ступенька в ознакомлении детей с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.
Для усложнения восприятия детьми данной задачи создала наборы плоскостных предметных изображений. Чтобы эта игра заинтересовала детей, а особенно наших подвижных мальчиков сделала тематические наборы: солдатиков, черепашек – нинзя, человек-паук и др.; для девочек наборы принцесс, матрёшек и др.
Дети младшего дошкольного возраста воспринимают информацию на эмоциональном уровне, поэтому очень важно продумывать до мелочей различные дидактические материалы, красочность и яркость дидактических пособий. Когда в группе появились разноцветные кармашки, в которых постоянно появлялись сюрпризы – это очень заинтересовало детей, и помогла закрепить с детьми основные цвета, знание геометрических форм, ориентировку в пространстве (вверху, внизу, посередине).
Например:
Где живёт зеленый круг? (В зеленом кармашке, посередине).
Где живёт синий квадрат? (В синем кармашке, наверху).
Для ознакомления детей с ситуаций убавления и добавления, изменения количества была придумана игра с использованием зарифмованных игровых задач. В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминают, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делает игру интересной и занимательной. Например:
«Каждой белочке по тарелочке» – на верхнюю полоску выкладывают изображение белочек, на нижнюю полоску столько же тарелочек, дети знакомятся в игровой форме с ситуациями изменения количества (добавления и убавления);
«Каждой Нюше по груше»;
«Каждой козочке по розочке»
«Каждому комарику по шарику»;
«Каждой бабочке по шляпочке» и т.п.
Но особенной находкой в формировании элементарных математических представлений у детей младшей группы я считаю полифункциональное дидактическое пособие «Математическая лужайка». С помощью этой игры решаются все задачи по формированию элементарных математических представлений в младшем возрасте. В дополнение к игре созданы различные наборы предметных картинок.
Работа с панно основана на совместном рассказывании математических сказок. Математические сказки с игровыми проблемными ситуациями, которые можно разыгрывать на этой «математической лужайке».
Например,
«Чудо дерево»
Посмотрите, на полянке, солнышко сияет,
Чудо – дерево стоит, очень странное на вид.
Чудо-чудо-чудо-чудо, расчудесное.
Выросли на нём не листочки, не цветочки, а очень интересные геометрические фигуры.
Какие геометрические фигуры выросли на нашем чудо – дереве?(Ответы детей).
Какого цвета круги (квадраты, треугольники) вы видите? (Ответы детей).
Тут бабочка прилетала, крылышками помахала. А какие у неё по форме крылышки? (Ответы детей). В руке держала ведёрко, какое по форме?(Ответы детей). Стала собирать урожай. Помогите ей ребята: бабочка с круглыми крылышками в круглое ведро положила один круг. (Дети выполняют задание). Сколько кругов собрала бабочка? (Ответы детей: много). Как это получилось? (Ответы детей: каждый положил бабочке по одному кругу и получилось много).
Аналогично проводится работа по другим геометрическим формам.
Реализация программных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. Как показала предварительная работа, анкетирование родителей, дома у детей достаточной игрушек, но покупаются они без учёта их возраста и без перспективы на развитие. В основном это дорогие мягкие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить развивающей игровой деятельностью ребенка. Тем более, что у родителей сложилось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-то математических понятий. Чтобы познакомиться родителей, а как это может быть по другому, как можно сделать математику интересной для детей для начала организовала выставку дидактических игр и пособий по математике.
Затем провела родительское собрание по теме «Что такое дидактическая игра?» в форме деловой игры. Где родители учились играть в дидактические игры. Я показала, как можно заинтересовать ребенка, как разжечь в нём огонь познания, как активизировать его. Как играя познакомить ребенка с новым и закрепить уже имеющиеся знания.
Выяснили, что существует проблема, т.к. у детей еще в этом возрасте кратковременная заинтересованность, они любят сменять деятельность, любят играть в разные игры, решили создать в группе «Библиотеку дидактических игр», где каждый может на один вечер взять домой понравившуюся дидактическую игру, а утром её вернуть обратно в детский сад. Так решили проблему по приобретению новых дидактических игр.
В заключение своего опыта хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!