«Зимний фестиваль знаний 2025»

Формирование коммуникативных компетенций у обучащихся по предмету «подготовка младшего обслуживающего персонала»

В специальном образовании формирование коммуникативной сферы становится тем компонентом, который позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности умственно отсталого школьника и является предпосылкой подготовки обучающихся к дальнейшей полноценной жизни в непростых условиях современной действительности. Для формирования коммуникативных компетенций у учащихся с УО по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» мною разработаны и внедрены коррекционно – развивающие упражнения.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Людмила Викторовна Казакова,

учитель трудового обучения,

ГКОУ СО «Туринская школа-интернат»


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ПОДГОТОВКА МЛАДШЕГО ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА»


В специальном образовании формирование коммуникативной сферы становится тем компонентом, который позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности умственно отсталого школьника и является предпосылкой подготовки обучающихся к дальнейшей полноценной жизни в непростых условиях современной действительности.

Рассмотрение современного состояния проблемы коммуникативного развития умственно отсталого ребенка в аспекте его социального становления делает актуальным поиск новых действенных механизмов ее решения.

Для формирования коммуникативных компетенций у учащихся с УО по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» мною разработаны и внедрены коррекционно – развивающие упражнения.

Для обогащения активного словаря применяю такие упражнения, в которых необходимо подобрать однокоренные слова.

Тема: Протирка полов шваброй.

Запиши ласковые слова

Щетка -

Совок -

Халат -

Перчатки -

Фартук -

Ведро -

Косынка -

Веник -

Для развития высших психических функций, таких как внимание, мышление использую упражнения «Что лишнее», «Найди слова», « Соедини правильно»:

«Что лишнее»

Метла, щетка, веник, совок

Швабра, ведро, тряпкодержатель, грабли

Халат, косынка, перчатки, фартук, сарафан

«Найди слова»

1.смиаропьльоттряпкодержательвапкенгпотир

2.кепароитьрлшпшвабратмиркнеувпаомтпргеь

3.цуквапсимтопгешльторнапевсовокитьбдщжз

4.цвуакепвеникпритогшлдщзжэхжюбдльторим

5.итрогрведротьлошгрнпеакмсавчсампирногш


«Соедини правильно»

со

ник

щет

ро

вед

вок

ве

ка

Тема: «Уборка полов в школе»

Запиши правильно последовательность действий при мытье пола:

Убрать инвентарь на место

Намочить в ведре тряпку, отжать

Налить теплую воду в ведро

Вылить воду и сполоснуть ведро

Добавить в воду моющее средство

Протирать пол штриховыми движениями, периодически споласкивая

тряпку

Протереть пол хорошо отжатой тряпкой насухо

Сполоснуть тряпку, отжать и повесить для просушки

Тема: Уборка пришкольной территории

1) Осенью для уборки листвы используют (что?):

Опавшие листья под деревьями и кустами сгребают (чем?)

Опавшие листья с газона сгребают (чем?)

Опавшие листья с дорожек сметают (чем?)

Листву загружают и увозят (на чем?)

Тема: Кухня

Посуда хранится (где?) на кухне.

Масло сливочное переложили (куда?) в масленку.

Сахар насыпали (куда?) в сахарницу.

Молоко перелили (куда?) в молочник.

Соль находится (где?) в солонке.

Перец насыпали (куда?) в перечницу.

Фрукты положили (куда?) в вазу.

Хлеб хранится (где?) в хлебнице.

Соус перелили (куда?) в соусник.

Селедку подали (в чем?) в селедочнице.

Загадки, пословицы имеют огромный дидактический и воспитательный потенциал для решения различных коммуникативно-познавательных задач: для развития навыков устной речи, создания положительной мотивации к обучению; способствуют непроизвольному запоминанию лексики, задействуя не только слуховую, но и эмоциональную память. Использование загадок, пословиц в процессе обучения вызывает у обучающихся большой интерес; решает ряд образовательных задач: расширяет кругозор обучащихся, активизирует лексическую составляющую коммуникативной компетенции, формирует гуманистические ценности.

Отгадай загадки

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

Закипит – исходит паром,

И свистит и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

-Эй, сними меня,- кричит.

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри -

Угощение внутри.

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

Сканворд по теме «ПОСУДА»


В

К

А

С

Т

Р

Ю

Л

Я

Т

Ш

Ж

О

А

И

О

О

Э

В

Ц

Р

У

Р

П

Ж

З

Ъ

Ы

А

Л

С

Е

М

К

Н

К

И

П

Г

Н

Л

Э

З

Щ

Е

Г

Л

Д

И

К

О

Г

Л

Е

О

Т

И

К

А

К

А

П

Е

С

К

О

В

О

Р

О

Д

А

Ч

С

А

Л

А

Т

Н

И

К


Игра “Закончи пословицу”.

Кто не работает… (тот не ест).

Хочешь есть калачи,… (не сиди на печи).

Труд человека кормит,… (а лень – портит).

Кто любит труд… (того люди чтут).

Без труда не вынешь… (и рыбку из пруда).

Предложенные формы работы считаю эффективными, т.к. развивая коммуникативную сферу у обучающихся с УО, способствую успешной их социализации и развиваю навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее