Людмила Викторовна Казакова,
учитель трудового обучения,
ГКОУ СО «Туринская школа-интернат»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ПОДГОТОВКА МЛАДШЕГО ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА»
В специальном образовании формирование коммуникативной сферы становится тем компонентом, который позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности умственно отсталого школьника и является предпосылкой подготовки обучающихся к дальнейшей полноценной жизни в непростых условиях современной действительности.
Рассмотрение современного состояния проблемы коммуникативного развития умственно отсталого ребенка в аспекте его социального становления делает актуальным поиск новых действенных механизмов ее решения.
Для формирования коммуникативных компетенций у учащихся с УО по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» мною разработаны и внедрены коррекционно – развивающие упражнения.
Для обогащения активного словаря применяю такие упражнения, в которых необходимо подобрать однокоренные слова.
Тема: Протирка полов шваброй.
Запиши ласковые слова
Щетка -
Совок -
Халат -
Перчатки -
Фартук -
Ведро -
Косынка -
Веник -
Для развития высших психических функций, таких как внимание, мышление использую упражнения «Что лишнее», «Найди слова», « Соедини правильно»:
«Что лишнее»
Метла, щетка, веник, совок
Швабра, ведро, тряпкодержатель, грабли
Халат, косынка, перчатки, фартук, сарафан
«Найди слова»
1.смиаропьльоттряпкодержательвапкенгпотир
2.кепароитьрлшпшвабратмиркнеувпаомтпргеь
3.цуквапсимтопгешльторнапевсовокитьбдщжз
4.цвуакепвеникпритогшлдщзжэхжюбдльторим
5.итрогрведротьлошгрнпеакмсавчсампирногш
«Соедини правильно»
со | ник |
щет | ро |
вед | вок |
ве | ка |
Тема: «Уборка полов в школе»
Запиши правильно последовательность действий при мытье пола:
Убрать инвентарь на место
Намочить в ведре тряпку, отжать
Налить теплую воду в ведро
Вылить воду и сполоснуть ведро
Добавить в воду моющее средство
Протирать пол штриховыми движениями, периодически споласкивая
тряпку
Протереть пол хорошо отжатой тряпкой насухо
Сполоснуть тряпку, отжать и повесить для просушки
Тема: Уборка пришкольной территории
1) Осенью для уборки листвы используют (что?):
Опавшие листья под деревьями и кустами сгребают (чем?)
Опавшие листья с газона сгребают (чем?)
Опавшие листья с дорожек сметают (чем?)
Листву загружают и увозят (на чем?)
Тема: Кухня
Посуда хранится (где?) на кухне.
Масло сливочное переложили (куда?) в масленку.
Сахар насыпали (куда?) в сахарницу.
Молоко перелили (куда?) в молочник.
Соль находится (где?) в солонке.
Перец насыпали (куда?) в перечницу.
Фрукты положили (куда?) в вазу.
Хлеб хранится (где?) в хлебнице.
Соус перелили (куда?) в соусник.
Селедку подали (в чем?) в селедочнице.
Загадки, пословицы имеют огромный дидактический и воспитательный потенциал для решения различных коммуникативно-познавательных задач: для развития навыков устной речи, создания положительной мотивации к обучению; способствуют непроизвольному запоминанию лексики, задействуя не только слуховую, но и эмоциональную память. Использование загадок, пословиц в процессе обучения вызывает у обучающихся большой интерес; решает ряд образовательных задач: расширяет кругозор обучащихся, активизирует лексическую составляющую коммуникативной компетенции, формирует гуманистические ценности.
Отгадай загадки
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
Закипит – исходит паром,
И свистит и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
-Эй, сними меня,- кричит.
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри -
Угощение внутри.
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Сканворд по теме «ПОСУДА»
В | К | А | С | Т | Р | Ю | Л | Я |
Т | Ш | Ж | О | А | И | О | О | Э |
В | Ц | Р | У | Р | П | Ж | З | Ъ |
Ы | А | Л | С | Е | М | К | Н | К |
И | П | Г | Н | Л | Э | З | Щ | Е |
Г | Л | Д | И | К | О | Г | Л | Е |
О | Т | И | К | А | К | А | П | Е |
С | К | О | В | О | Р | О | Д | А |
Ч | С | А | Л | А | Т | Н | И | К |
Игра “Закончи пословицу”.
Кто не работает… (тот не ест).
Хочешь есть калачи,… (не сиди на печи).
Труд человека кормит,… (а лень – портит).
Кто любит труд… (того люди чтут).
Без труда не вынешь… (и рыбку из пруда).
Предложенные формы работы считаю эффективными, т.к. развивая коммуникативную сферу у обучающихся с УО, способствую успешной их социализации и развиваю навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.