«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Формирование интереса и потребности в чтении как средство выразительности речи детей дошкольного возраста»

Название работы – «Формирование интереса и потребности в чтении как средство выразительности речи детей дошкольного возраста»

Краткое описание – методическая разработка в помощь воспитателям и родителям при знакомстве с художественной литературой.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки







«Формирование интереса и потребности в чтении как средство выразительности речи детей дошкольного возраста»













Составила:

воспитатель первой

квалификационной категории Бомбина Н.В..








Ростов-на-Дону

2021 год












В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информациейразвивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Поэтому цель педагогической деятельности - это развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой, воспитание интереса к книге.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование.С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.


Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

.

«Если c детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как - будто неизвестно откуда взявшееся плохое» [3] В.А. Сухомлинский

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин:

во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;

во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;

в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией работы.

Цельразвитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели можно выделить следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников нужно определить основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми; работа с родителями;

• работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.).

Работая по данной теме необходимо следующее:

• перспективное планирование для детей от 2 до 7 лет, включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники;

* разработки конспектов занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

* подобрать и систематизировать дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников, сделать копилку выразительных средств языка "Волшебный сундучок"

• приобрести наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей. XIX век", "Портреты детских писателей. XX век", с помощью родителей можно оформить в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги.

С раннего возраста родителям следует прививать детям любовь к разным жанрам детской художественной литературы и фольклора. Развивать способность внимательно слушать, понимать художественные произведения, давать оценку поступкам героев, высказывать свое отношение к ним. Также дети должны научиться запоминать и выразительно, с интонацией рассказывать стихи..

В ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи. Речевая развивающая среда позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.

.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Как строится анализ сказки? В беседе, следующей за рассказыванием сказки, внимание детей акцентировать на:

• её композиционном построении (зачин, завязка, развитие событий с кульминацией и развязка);

• изобразительно-выразительных средствах текста и особенностях интонации, позволяющих адекватно раскрыть содержание произведения и передать личное отношение к нему.

Внимание детей надо специально обращать на интонационную выразительность исполнения: «Как я голосом передала характеры героев?», «Поняли ли вы по голосу мое отношение к главному герою?» и т.д. Учитывая, что интонационная выразительность во многом зависит от умения рассказчика и понимать, и передавать эмоции и чувства героя, на данном этапе педагогической работы с детьми обсуждать эмоциональное состояние героев. Например, при анализе сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» педагог объяснет: «первый раз козленочек, бродя по бережку, звал свою сестрицу, а во второй раз, когда ему угрожала смерть, он «жалобнехонько закричал» от отчаяния. Поэтому одни и те же слова героя произносятся по-разному».

Средства выразительности


Средства, обеспечивающие выразительность речи, делятся на две большие группы:

1) языковые — лексические, морфологические, фонемно - акцентологические, интонационные и др.;

2)неязыковые — мимика, пантомимика (жесты, поза, походка).

Интонация — это «...важнейшая примета звучащей устной речи, средство оформления любого сочетания слов в предложении, уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков».

Интонация, по мнению Н. В. Черемисиной, выступает своеобразным звуковым «дополнением» к основному фонемному составу слов и выполняет следующие основные функции: коммуникативную, смыслоразличительную (фонологическую), кульминативную (выделительную), синтезирующую (объединительную), делимитативную (разграничительную), эмоционально-экспрессивную.

Это мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе;

ритм — чередование ударных и безударных, долгих и коротких слогов; интенсивность — сила и слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания;

темп — скорость протекания речи во времени и пауза между речевыми отрезками;

тембр — звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (веселый, мрачный и др.);

фразовые и логические ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Пословицы и поговорки. Многие понимали их буквально и допускали различные грамматические ошибки. Для преодоления указанных трудностей предлагаются следующие задания:

• Закончи предложение: Ученье – свет… а неученье – тьма. Человек без друзей… что дерево без корней. Тише едешь… дальше будешь. Береги платье снову… а честь смолоду. За двумя зайцами погонишься… ни одного не поймаешь.

• Составь из слов пословицу или поговорку: Пруд, труд, вынимать, рыбка (Без труда не вынешь рыбку из пруда). Медведь, наступил, ухо (Медведь на ухо наступил). Мудренее, вечер, утро (Утро вечера мудренее). Велики, страх, глаза (У страха глаза велики).Мастер, дело, бояться (Дело мастера боится).

Выполняя это упражнение, дети начинают понимать важность каждого слова в пословице или поговорке и, кроме того, учатся грамматически правильно строить предложения.

На следующем этапе реализации предлагаемой педагогической технологии важным является творческое отношение детей к произведениям устного народного творчества . Драматизация – этот прием хорошо известен в практике дошкольного воспитания. Стоящая перед детьми задача – полноценно выразить индивидуальность героя, что предполагает усвоение и передачу особенностей его речи почти в идентичной речевой ситуации. В процессе драматизации русских народных сказок дети усваивали характерные для сказок языковые средства, обогащали интонационный, лексический и синтаксический строй речи.

Еще один не менее эффективный прием – проблемная ситуация – такое затруднительное положение, которое вызывает познавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его решения. Детям были предложены такие, например, проблемные ситуации:

  • Если бы Аленушка сразу съела пирожок, предложенный печкой, как изменилась бы сказка?

  • Если бы в сказке «Заяц – хваста» волк не испугался и не убежал, что бы тогда произошло?

В данных проблемных ситуациях использовался прием, к которому прибегал К.С.Станиславский: «если бы…», «как будто…». Ребенок при этом переносил самого себя или воображаемого персонажа из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытался осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст – о себе самом или о воображаемом герои.

Среди наиболее эффективных приемов, которые хорошо воздействуют на восприятие детьми художественной литературы, можно назвать следующие:

• Словесные. Я провожу беседы по прочитанным произведениям. Устраиваю игровые ситуации. Совместно с детьми сочиняю истории;

• Наглядные. Во время чтения всегда привлекаю внимание детей к книжным иллюстрациям, обсуждая с ними изображенных героев, сюжеты. В группе мы организуем выставки рисунков и поделок по итогам прочитанных произведений;

• Практические. В своей деятельности можно активно использовать игры-инсценировки, игры-забавы, пальчиковые и подвижные игры. С детьми разыгрывать кукольные спектакли, устраивать драматические представления. Особенно дети любят заниматься упражнениями подражательно-исполнительского, творческого характера, а также любят моделировать и анализировать заданные ситуации.

Методы,используемые для развития выразительной речи у дошкольников, разнообразны, хорошо известны, и должны широко применяться не только воспитателями, но также и родителями.

• Выразительное чтение вслух;

• Заучивание наизусть;

• Иллюстрирование (Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста);

• Литературные викторины.

Поскольку книга, как никакой другой источник информации дает детям возможность домыслить, "пофантазировать", учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, усваивать правильную и выразительную речь. Слыша звуки родного языка, ребенок учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. В своей деятельности в рамках логопедической группы, уделяю особое внимание развитию выразительной речи, чтобы дети могли свободно строить фразы, общаться не только между собой, но и со взрослыми, были должным образом подготовлены к дальнейшей взрослой жизни.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее