Цель:
формирование у учащихся правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения
Задачи:
Воспитать у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
Развить интерес к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
Научить школьников приемам безопасного и ответственного поведения.
Воспитать умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим обязанностям.
“Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”(К.Д.Ушинский)
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования школьников. Это объясняется двумя основными причинами:
1. необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения детей.
2. степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Коренные изменения, сопутствующие становлению гражданского общества и правового государства, вызвали в жизни необходимость формирования правовой культуры и общественной позиции молодого гражданина.
Сегодня трудно жить в обществе, не зная юридических правил, призванных регулировать поведение людей. Почти каждый наш поступок, так или иначе, обусловлен правом и связан с ним. Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право, как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми.
Чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь. Непосредственной целью гражданско-правовой культуры обучающихся является формирование их правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
Формирование человека, обладающего гражданско-правовой культурой – одна из важнейших задач при работе с детьми с ОВЗ. Чтобы понять, зачем юному жителю нашей страны знать правовые понятия и юридические термины, необходимо помочь ему осознать себя гражданином, каковым он является с момента рождения. Привлечь личность к осознанию самого себя гражданином можно только путем интереснейших внеурочных видов деятельности.
Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.
В 8-х классах проводили воспитательский час на тему : «Государственная символика России», где дети вспомнили символы России – герб, флаг и гимн РФ, а также рассказали о том, что обозначают цвета флага, изображения на гербе России. В конце ребята нарисовали флаги нашей области и района, объяснив изображения на их полотнах.
Учащиеся 8-х классов участвовали в Конкурсе инсценированной песни, посвященной ко Дню защитника Отечества, где заняли призовое 2 место.
С учащимися проводим классные часы, митинги, акции в парке Славы, у братской могилы участникам Гражданской и Великой Отечественной войны, возлагаем цветы, наводим порядок у братской могилы, сажаем и ухаживаем за цветами в течение всего года.
Большое внимание уделяется внеклассной работе по формированию гражданско-правовой культуры через такие мероприятия, как:
Изучение с детьми правил поведения в общественных местах.
Проведение Недели безопасности и жизнедеятельности.
Проведение ряда бесед, воспитательских часов:
“Что такое уголовная ответственность?”
«Мои права и обязанности»
“Что такое административная ответственность?”
“Правила товарищества”
“Как вести себя в школе и дома.”
4.Знакомили детей с основными статьями конституции РФ
5.Проводили мероприятия, посвященные Дню Победы - «Мы все Победою сильны…»
6.Проводили воспитательские и классные часы по памятным датам:
Я – гражданин своей Родины.
Дети на защите Отечества.
3) Мои замечательные земляки – герои СВО.
4) Земля – наш дом.
7. Смотр строя и песни, инсценированной песни , конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества, дню Победы.
8. Тематический вечер, посвященный Дню памяти юных героев-антифашистов «Мы памяти этой верны».
9. Позравляли ветеранов педагогического труда с праздниками, участников СВО, собирали и отправляли посылки солдатам, письма.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с ОВЗ является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.
Правовая культура формируется постепенно. Раньше всего закладывается фундамент - элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, милосердие, доброта. Без них правовая культура не может быть полноценной.
Я думаю, что изучение предмета «Обществознание» играет важную роль в формировании, прежде всего, социальной компетенции выпускника коррекционной школы.
Курс обществознания позволяет учащимся с ОВЗ усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношении человека к природе, обществу, самому себе. Уроки в последующим помогут учащимся ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей ( гражданин, член семьи, избиратель, собственник), школьники могут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.
Думается, что человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, остановить преступление. Он может вместе с такими же, как сам, сделать нашу Россию процветающей страной.