«Формирование экологического сознания как одна из сторон развития личности ребенка дошкольника»
Формирование правильного отношения к окружающей среде - это процесс, который должен начинаться уже на стадии дошкольного образования. Как научить детей заботиться об окружающей среде и обратить их внимание на красоту окружающей мира? В повседневной деятельности детского сада необходимо использовать средства для передачи им ценных знаний относительно места и роли человека в мире природы.
Одним из эффективных факторов, активизирующих сознание детей, является контакт с окружающей природой, которая является богатым источником впечатлений, ощущений. Прямой контакт ребенка с природой вызывает у него желание активного действия в ней, а также пробуждает чувства заботы и дружбы по отношению к миру растений и животных. Однако во многих случаях в недостаточном объеме и степени используется ближайшая окружающая среда, как место и средство экологического образования, а, следовательно, наблюдение и опыт - как методы обучения, познания и переживания ее богатства и красоты.
В приближении детей дошкольного возраста к природе и осознания ее экологической угрозы особенно важно обучение через переживание. Оно создает оптимальные условия для развития чувств детей, а также приводит к тому, что знания о живой и неживой природе, ее ресурсах становятся ценностью, которою мы хотим защитить. Как правило, образование идентифицируется с широко понимаемым понятием – воспитание, ведущее к развитию личности, охватывая ряд процессов, методов и форм работы, направленных на изменение поведения людей по отношению к другим и окружающей среде, в соответствии с принятыми образцами и идеалами.
Экологическое образование - это педагогическая деятельность, целью которой является поддержка процесса обучения на протяжении всей жизни, по принципу устойчивого развития знаний, навыков и практики. Между тем, состояние экологического образования дошкольников характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой в детском образовательном учреждении остается поиск путей и средств повышения качества экологического образования.
В совокупности эти действия и процессы позволяют:
познать природу, общество и культуру в целостном понимании социально- природного окружения;
принимать участие в преобразовании этих элементов в их жизни, в соответствии с принципом гармонии между основными компонентами окружающей среды;
реализовать принципы развития своей собственной физической и умственной деятельности, интересов и способностей.
Позитивное отношение к природной среде необходимо формировать с самого раннего возраста. Они должны вытекать из осознанных жизненных убеждений, относительно того, что в жизни ценно и достойно усилий.
В основе задач воспитателя необходимо проявление таких направлений, как:
проектирование образовательной деятельности на внутреннюю мотивацию ребенка удовлетворяющие его потребности и ответственности за принятые решения;
включение родителей в ритм жизни группы через приглашение их на совместные занятия, игры с детьми и т.д.;
совершенствование профессиональной работы через участие в педагогических курсах и через включение других работников детского сада;
формирование общей ответственности детей за состояние «уголка природы», «дневника природы» т.д.;
привлечение детей к работам по защите окружающей среды.
Воспитатель, выполняющий экозадачи - это человек высокой культуры, положительно связанный с окружающей средой, активно участвующий в работах по ее сохранению, собственным поведением подтверждающий правильность своего действия.
В совершенстве воспитательный эффект в формировании экoлогического сознания дошкольников зависит от правильного сoздания и правильного применения развивающей экологической среды, а также от систематической и регулярной работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности вероятно в результате создания целого ряда способов для всех возрастных групп и введения их в педагогический процесс детского сада.
Применение здесь образовательных методов, в какой-то степени повышают качество образования и воспитания, педагогический опыт и квалификацию воспитателя, сохраняют и укрепляют здоровье воспитанников.
Образовательные методы:
Метод конструктивного взаимодействия с родителями — один из краеугольных камней успешной деятельности педагога. Учитывая мнение и пожелания родителей при организации мероприятий, желательно использовать беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, информационные стенды, совместные мерoприятия (проекты, акции), выставки, конкурсы, Дни открытых дверей на темы: «Оздоровление воздуха с помощью растений», «Досуг с ребёнком на природе», «Вода, которую мы пьём», «Проблема мусора», «Азбука поведения в природе». Плодотворной и показательной формой здесь могут оказаться акция «Чистота в каждом дворе – чистый город», конкурсы экологических плакатов, например, «Подкормим птиц зимой», поделки из природных материалов, фотовыставки «Домашние питомцы», «Дачные хлопоты», «Любимые места Хакасии» и т.д.
Метод индивидуальности – способ, ориентированный на сотрудничество и равенство во взаимопонимании, когда педагог и ребёнок общаются и действуют «на равных». В результате чего у детей стабильно повышается качество знаний по эковоспитанию, одновременно ребенок развивается как всесторонняя личность.
Игровой метoд показывает повышение уровня познавательных и творческих способностей, формирует базис личностной культуры. Применяются в форме игры-путешествия, конкурса, КВН, экологической викторины, рoлевых игр, на основании которых у детей формируется бережное отношение ко всему живому на Земле, навык экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Проектный метод дает возможность ребенку работать над проблемой и самостоятельно получать ответы на свои вопросы в процессе деятельности. А в результате их осуществления, ребенок учится видеть проблему, планировать свою деятельность, добывать знания (в книгах, у родителей, из компьютера и т. д.), экспериментировать, синтезировать полученные знания. Познавать и исследовать – значит сделать шаг в неизвестное и незнакомое, открывать, изучать. Это шаги к огромной возможности думать, пробовать, искать, экспериментировать, а, самое главное - самовыражаться. В данном процессе активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Но здесь необходимо учитывать возраст детей, обеспечивая одновременно и доступность, и увлекательность. Кружковая деятельность дает положительные результаты по данному методу. У детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки, ребята учатся взаимодействовать с взрослыми, что позволяет успешно адаптироваться к окружающему миру.
Способ моделирования выстраивается в совместной деятельности воспитателя и детей по анализу, выбору или конструированию моделей, также как и сам проект в целом, начинается с фиксации вопроса, являющегося отправной точкой последующих действий, и заканчивается подведением итога.
Информационно-коммуникационный метод предполагает использование компьютерных приложений, экранных средств, Интернет-ресурсов, которые содержат доступный, интересный и иллюстративный материал.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационные и видеоматериалы усваиваются детьми с удовольствием, овладение знаниями происходят в непринуждённой форме при проведении различных мероприятий.
Полагаю, что подобные продуманные мероприятия помогут детям не остаться равнодушными: они не будут ломать деревья, не станут разорять птичьи гнезда и разбрасывать вокруг себя мусор. Положительный результат своей работы я вижу в формировании у детей первичного элементарного образа мира, позитивного, познавательного, созидательного отношения к природе. Я надеюсь, что дети начнут понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Он постоянно постигается людьми, и должен быть охраняем этими людьми.