«Осенний фестиваль знаний 2024»

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Обществознание"

фонд оценочных средст разработан на основе требований федеральног государственного образовательного стандарта, все задания направлены на практико - ориентированные ценности и требуют логических рассуждений.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на- роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена россий- ского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще- человеческие, гуманистические и демократические ценности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо- собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессио- нальной и общественной деятельности;

− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенацио- нальных проблем; − ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи- ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения прак- тических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источни- ков;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных тех- нологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение определять назначение и функции различных социальных, экономи- ческих и правовых институтов; − умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; − владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; − сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не- достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- участия в диалоге и дискуссии;


В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих

общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Формой аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения практических работ, самостоятельного выполнения обучающимися индивидуальных заданий.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Усвоенные знания:


  • основные обществоведческие термины: культура, духовная сфера общественной жизни, экономическая сфера, социальная сфера, социальное взаимодействие, государство, мировое сообщество, глобализация;

  • понятие общества и его отличительные признаки;

  • разные типы обществ и сравнивать их: дописменные и письменные общества; простые и сложные общества; доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества;

  • сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

  • основные понятия: страта, класс, рабство, каста, сословие, титул, социальная стратификация, социальная роль, социальная мобильность, жизненные стратегии; личный и социальный статус человека;

  • сущность социального взаимодействия, его основные элементы и формы;

  • особенности социальных норм и их санкций, типы санкций;

  • основные термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, обмен, распределение, фирма, услуги, издержки, прибыль, маркетинг, рынок, рыночная экономика, рынок труда, кредитный рынок, рынок ценных бумаг, биржа, банк, налоги, государственный бюджет, кредит, дефицит бюджета;

  • конкуренция, монополия, олигополия;

  • что такое глобализация человечества и факторы ее влияния на общественную жизнь;

  • что представляет собой мировая система, и из каких частей она состоит

  • Тестирование,

  • Экспертная оценка выполнения практического задания.

  • Устные ответы на уроке

  • Участие в беседе на уроке

  • Контрольная работа

  • Выполнение домашнего задания

  • Выступление с сообщением, докладом




  • Освоенные умения:


  • характеризовать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общества, основных социальных институтов.

  • характеризовать формационный и цивилизационный подходы в изучении общества.

  • характеризовать духовные ценности, потребности человека первичные и вторичные, духовные потребности, особенности потребностей человека в жизни, привычки людей; разъяснять их виды;

  • виды межличностных отношений, взаимоотношения родителей и детей, этнонациональные семейные традиции воспитания.

  • характеризовать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу;

  • характеризовать основные виды социальной мобильности, конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности;

  • предпринимательскую деятельность, роль малого бизнеса, механизм получения прибыли в бизнесе; бюджет семьи, государства;

  • государство, много вариативность государственного устройства, процесс создания централизованных государств;

  • статус личности как субъекта или объекта политики, гражданское общество, правовое государство, гражданство;

  • характеризовать отличительные черты стран «ядра», «полупериферии», «периферии»;

  • влияние телевидения и других СМИ на формирование общественного мнения.

  • Тестирование,

  • Экспертная оценка выполнения практического задания.

  • Устные ответы на уроке

  • Участие в беседе на уроке

  • Выполнение домашнего задания

  • Взаимопроверка знаний по темам



Критерии по уровням деятельности с учетом всех формируемых компетенций на процедуре дифференцированный зачет


Уровни деятельности

Критерии оценки

Оцениваемые

компетенции

Эмоционально-психологический


Понимает сущность и значимость освоенных знаний и усвоенных умений по дисциплине в своей будущей профессии

ОК1


ОК 5

Знает эстетику внешнего вида

Определяет тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности


Определяет механизмы взаимопонимания в общении


Выбирает типовые способы и методы при решении профессиональных задач

ОК 3

Принимает правильные решения в стандартных ситуациях, аргументирует свой выбор.

ОК 2

Социальный


Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для решения поставленных задач

ОК 4

Аналитический


Сопоставляет причины и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности

ОК 2; ОК 3

Анализирует рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, несет ответственность за результаты своей работы.


Творческий

Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 5


Самосовершенствования

Самостоятельно решает профессиональную задачу

ОК 1; ОК 4





Требования к процедуре

  1. Требования к помещению: учебный класс должен быть оснащен учебными местами.

  2. Требования к ресурсам: комплект тестов по основным темам учебной дисциплины


Первый этап.

Выполнение тестового задания.

Время выполнения 45 минут.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень вопросов к дифференцированному зачету

  1. Обществознание: структура, задачи, методы.

  2. Природа человека.

  3. Понятие человек, индивид, личность. Социализация: её этапы и уровни.

  4. Девиантное поведение (причины и виды).

  5. Ролевая теория личности.

  6. Общество: определение, основные сферы, направления и формы развития.

  7. Формационный и цивилизационный подходы к обществу.

  8. Социальная стратификация. Критерии стратификации.

  9. Исторические типы стратификации, современная стратификация.

  10. Социальная мобильность: её виды. Определение маргиналии.

  11. Социальные нормы и их виды.

  12. Социальный контроль и его виды.

  13. Социальные отношения.

  14. Трудовые отношения.

  15. Деятельность – способ существования людей.

  16. Конфликт: характеристики и виды. Способы разрешения конфликтов.

  17. Социальной общности и группы.

  18. Этнические общности (виды, понятие национализма)

  19. Семья как важнейший социальный институт.

  20. Социальные институты: задачи, виды и функции.

  21. Культура: виды, функции.

  22. Наука и образование в современном мире.

  23. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

  24. Государство: его признаки, структура и функции.

  25. Гражданское общество и его значение.

  26. Монархия: её виды, формы неограниченной монархии.

  27. Отличие унитарного, федеративного и конфедеративного государств.

  28. Структура и функции политической системы.

  29. Политические режимы, их признаки.

  30. Определение политической партии, её признаки, структура и функции.

  31. Основные виды политических партий, их отличие от других политических институтов.

  32. Глобальные проблемы современности.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Варианты тестов

«Человек и общество»

1.Галина обладает уникальными музыкальными способностями. Этот пример характеризует ее как

1)     Личность

2)     Гражданина

3)     Индивида

4)     Индивидуальность

2.Лидер – это человек, который

1)     Подавляет других своим авторитетом

2)     Физически расправляется с теми, кто слабее его

3)     Стремиться занимать командные должности

4)     Способен повести за собой других

3.Человек от животного отличается тем, что он

1)     Имеет природные инстинкты

2)     Обладает большим размером мозга

3)     Заботится о потомстве

4)     Владеет членораздельной речью

4.Какую сферу жизни общества представляют религия, искусство, наука

1)     Экономическую

2)     Духовную

3)     Политическую

4)     Социальную

5.При переходе от индустриального общества к постиндустриальному

1)     Увеличилось значение сельского хозяйства

2)     Затормозилось развитие промышленности

3)     Основной ценностью стали знания, информация

4)     Усилился политический деспотизм

6. Проблемы человечества стали следствием

1)     Великих географических открытий

2)     Перехода к рыночным отношениям

3)     Научно – технической революции

4)     Существования колониальной системы

7.Малой социальной группой являются

1)Молодежь

2) Выпускники всех школ

3) Команда футболистов

4) Интеллигенция

8.Положение человека в обществе – это

           1) Социальная  норма       

           2) Социальная роль

           3) Социальный статус

          4) Социальная общность

9.Свобода состоит в праве человека делать то, что

            1) Не вредить другому человеку

             2) Способствует развитию его бизнеса

             3) Ограничивает произвол властей

             4) Обеспечивает его безопасность

10.Что из перечисленного является названием одной из сфер общественной жизни

1)     Материальная сфера

2)     Культурная сфера

3)     Государственная сфера

4)     Социальная сфера

11.Установите соответствия между видами ответственности и их примерами

Примеры

Виды ответственности

Лишение свободы

А. моральная

Исправительные работы

Б. юридическая

Угрызения совести

 

Штраф

 

Чувство стыда

 



Тест «Экономика. Спрос и предложения».

1. Процесс создания экономических благ и услуг - это…

а) обмен

б) распределение

в) производство

г) потребление


2. К какому виду услуг относится образование, здравоохранение?

а) материальным

б) нематериальным


3. Ключевыми понятиями производства являются понятия

«Товар», «услуга», «обмен» (вычеркните лишнее).


4. Продукт труда, произведенный для продажи на рынке – это…

а) услуга

б) товар


Дайте определения.


5. Услуга - это_________________________________________.


6. Сфера услуг - это____________________________________.


7. Экономика как наука - это____________________________.



8. К функциям экономики можно отнести

а) познавательную, методологическую

б) познавательную, методологическую, прагматическую, идеологическую

в) познавательную, методологическую, практическую, образовательную, идеологическую

г) познавательную, стимулирующую, образовательную, идеологическую, практическую.


9. Связана ли экономика с другими науками, например, с социологией, политологией и культурологией?

а) Нет

б) Да


10. Желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени – это…

а) объем спроса

б) спрос

в) рыночный спрос

г) индивидуальный спрос


11. Спрос конкретного субъекта – это…

а) рыночный спрос

б) индивидуальный спрос


12. Зависимость между объемом и ценой предложения выражается

а) в объеме предложения

б) в законе предложения


13. Информация о товаре и время, затраченное на потребление, относится к факторам, влияющим на

а) предложения

б) спрос


Тест по теме «Политическая система общества»

1. Выберите правильный вариант ответа.

Политическая власть – это ..

а) способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

б) способность человека контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

в) способность одного человека или группы лиц контролировать общество, исходя из внешнеэкономических взаимоотношений государства.

2. Какое количество концепций пресуше политической власти.

а) 5 б) 7 в) 6

3. Сопоставьте термины

1)Институциональная трактовка

а) власть как общественные отношения между крупными социальными структурами

2)Бихевиористическая трактовка

б) власть рассматривается как способность социальных институтов выполнять свои функции

3)Социологическая трактовка

в)власть контролирует поведение граждан

4. Перечислите функции власти.

5. Выберите правильный вариант ответа.

Ресурсы – это …

а) совокупность средств, использование которых обеспечивает объекту доминирование над субъектом.

б) средства, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом.

в) совокупность ресурсов, использование которых обеспечивает объекту доминирование над субъектом.

6. Перечислите методы воздействия политической власти на общество.

7. Сопоставьте термины.

1)Государство

а) функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функции защиты от внешних угроз – оборона страны

2)Функции государства

б) экономическая, социальная, политическая, образовательная, культурно – воспитательная.

3) Внутренние функции государства

в) основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач

4) Внешние функции государства

г) политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории



Тест по теме «Рынок труда. Мировая экономика»

  1. Выберите правильный вариант ответа.

Рынок труда – это

А) деятельность формирующая спрос и предложение на рабочую силу. Через нее осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Б) сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

В) сфера формирования предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

  1. Основные теории о безработице составили:

А) Т.Мальтус, Марксистская теория, Неоклассическая школа.

Б) Т.Мальтус, Экономическая теория, Неоклассическая школа.

В) Социологическая теория, Экономическая теория, Неоклассическая школа.

3. Перечислите основные факторы, влияющие на безработицу.

  1. Выберите правильный вариант ответа.

Закон который дает человеку право выбора, работать ему или нет.

А) Закон РФ от 19.04.1999 № 1032-1 (ред. от 30.11.2011) «О занятости населения в Российской Федерации»

Б) Законе РФ от 19.04.1991 № 1035-3 «О занятости населения в Российской Федерации»

В) Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.11.2011) «О занятости населения в Российской Федерации»

5. Перечислите регионы где преобладает частичная занятость.

6. Выберите правильные варианты ответа.

Мировая экономика – это…

А) Многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом, мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединённых международными отношениями.

Б) Многоуровневая система хозяйствования, объединяющая национальные страны мира на основе международного разделения труда посредством системы экономических отношений. Мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединённых международными отношениями.

В) Многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.


7. Сопоставьте определения.

  1. Микроуровне

А) Представляет собой уровень взаимодействия национальных экономик мира, а также различных над- и межнациональных экономических институтов.

  1. Макроуровень

Б) Составляет сложные подсистемы, входящие в национальные экономики.

  1. Мезоуровень

В) Изучает функционирование простых однородных систем и субъектов, составляющих макроэкономические структуры.

  1. Международный уровень

Г) Рассматривает функционирование сложных крупных самостоятельных экономических систем, каковыми чаще всего являются национальные экономики.


8. Назовите критерии функционирования экономики.

Тестовые задания включают теоретические вопросы по основным темам курса. Результаты оцениваются следующим образом:

«неудовлетворительно» -

«удовлетворительно» - 50-60 % правильных ответов;

«хорошо» - 61-80 % правильных ответов;

«отлично» - 85 % правильных ответов.

Максимальное количество баллов, которое обучающийся может набрать по результатам проведения зачета -

Общий балл выставляется суммированием баллов, набранных за тестовое задание и решение ситуационной задачи, и переводится в пятибалльную систему в соответствии с таблицей перевода:

Тестовое задание

(количество баллов)

Общее количество баллов

Соответствие оценке

по 5 балльной системе

33 - 39 баллов


Отлично

24 – 32 баллов


Хорошо

15 – 23 баллов


Удовлетворительно

Менее 14 баллов


Неудовлетворительно

Ключ к тесту

По теме «Человек и общество»

  1. 1

  2. 4

  3. 4

  4. 2

  5. 2

  6. 2

  7. 3

  8. 4

  9. 1

  10. 4

  11. Угрызение совести А

Чуство стыда А

Лешение свободы Б

Исправительные работы Б

Штраф Б

По теме «Экономика. Спрос и предложения»

1. в

2. б

3. обмен

4. б

5. результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

6. производство материальных и нематериальных услуг.

7. совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

8. в

9. б

10. б

11. б

12. б

13. б


По теме «Политическая система общества»

1 а

2 в

3 б,в,а

4 управленческая , интегрирующая, мотивационная, мобилизационная, контролирующая, культурная.

5 б

6 принуждение , применение силы, убеждение, манипулирование информацией, побуждение, применение авторитета

7 г, в,б, а

По теме «Рынок труда. Мировая экономика»

1

2

3

4

5

6

7

8

Б

А

Демографическая

Технико – экономическая

Экономическая

Организационно - экономическая


В

Кировская обл.

Свердловская обл.

Челябинск

Пермь

Омск

Хабаровск

Иркутск

А , В

  1. В

  2. Г

  3. Б

  4. а

Принятие основных решений

Большая часть ресурсов

Большая часть связей

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«АСБЕСТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ


РАССМОТРЕНО:

на заседании ПЦК _____________________

_____________________________________

Протокол №______ от «___»_______20___

Руководитель ПЦК____________________


СОГЛАСОВАНО:

Методический совет ГАПОУ СО

«Асбестовский политехникум»

Протокол № __ от «__» ______________ г.

Председатель ________________________

УТВЕРЖДАЮ:

и.о. директор ГАОУ СПО СО

«Асбестовский политехникум»

__________________Е.И.Фетисова

«___»________________20______




ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по процедуре дифференцированный зачет

по ОУД 11 Обществознание.

основной профессиональной образовательной программы

21.01.05 «Машинист на открытых горных работах»








Асбест

2017


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее