Фольклорно-этнографический проект «Праматерь хлеба»
Игумнова Елена Аверьяновна
учитель истории и обществознания
МБОУ «УнгуркуйскоаяООШ»,
Кяхтинского района,
Республики Бурятия,
671833, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Унгуркуй, ул. Школьная - 39 тел. 8 (30142) 32-1-44 Email [email protected]
Цели:
- вовлечение в работу музея значительного числа воспитанников детских садов, школьников, их родителей, молодёжи;
- создать оптимальные условия для развития творческой деятельности детей по изучению местных традиций, возрождению и сохранению народной культуры;
- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
- формирование и пополнение музейных коллекций;
- создание благоприятных условий для посещения музеев;
- повышение интереса к изучению местных традиций, знакомство с характерными особенностями русской кухни;
- пропаганда правильного здорового питания;
- содействие созданию социокультурных связей между учредителями, организаторами и участниками проекта.
- привлечение внимания общественных структур, СМИ к традиционной культуре;
Задачи:
- пропаганда работы школьных музеев, через районные газеты и Интернет;
- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края; через различные формы поисковой и музейной работы.
- проведения экскурсий-экспедиций, открытых уроков, научно-практических конференций, конкурсов;
- популяризация музейных акций;
- расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей;
- привлечение внимания общественных организаций к решению поставленной прблемы;
- освещение всех мероприятий в СМИ;
- Срок реализации проекта:2-3 года
Подготовительный этап
Календарное
время
Место
Осень
проведения
Детские сады,
Мероприятия
школы района,
Примечание
- Реклама проекта
Заметки в районных газетах, объявление на электронные адреса детских садов, школ.
СДК
СПТУ №34,
Экскурсии-экспедиции под руководством воспитателей, классных руководителей, учителей биологии выезжают на сельскохозяйственные угодья, где выращиваются злаковые культуры, собирают гербарий, знакомятся с мукомольным производством (мельницы).
- Экскурсия-
колледж №17
Экспедиция
Освещение итогов конкурса рисунков в школьных газетах, бюллетенях; заметка в районной газете.
Оформление выставок-передвижек (для 3 этапа).
3. Конкурсы рисунков на тему «Золотые поля России».
Основной этап
Зима-весна
Г.Кяхта
Школы города
- Проведение открытых уроков «Мастер-класс» по технологии
- Выпуск буклетов
Темы:
ГДК
- «Русская кухня»
- «Рецепты старины»
- «Народные промыслы и ремёсла»
- «Быт и обычаи»
3. Музейная акция «Загляни в бабушкин сундук»
4. Научно-практическая конференция.
Конкурс буклетов о «Здоровой пище». Подведение итогов и награждение, освящение в СМИ.
Цель: сбор артефактов.
Задачи: познавательные (знакомство с историей предметов), воспитательные (воспитание уважительного отношения к историческому и культурному наследию), развивающие (развитие интереса к истории культуры).
Поисково-исследовательская деятельность предполагает:
- Непосредственное участие всех учащихся, учителей, родителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края;
- Планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
- Приём даров и случайных поступлений;
- Обобщение изученного материала в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
- Пополнение музейного фонда;
- Освещение работы конференции в районной газете.
5. Заметки в СМИ
Заключительный этап
Лето
Центральная
Площадь г.Кяхта
Массовое гуляние
«Праматерь хлеба»
- Мини-выставка гербария.
- Передвижная выставка рисунков «Золотые поля России».
- Выставка акции «Загляни в бабушкин сундук» (утварь, рецепты, макеты, презентации).
- Фольклорный праздник.
- Подведение итогов конкурсов проекта, награждение.
- Праздничный обед (полевая кухня).
Ожидаемые результаты
- Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
- стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
- пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
- создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
- переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
- активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
- учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
- музей создает условия для творческой самореализации каждого участника;
- руководитель музея, учителя, классные руководители отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
- музей становится центром воспитательной работы в школе.
- создаются социокультурные связи между учредителями, организаторами и участниками проекта.
- привлекается внимание общественных структур, СМИ к традиционной культуре.
Дальнейшее развитие проекта
- Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем-координатором, ведущим работу по вовлечению новых районов в дело воспитания и формирования личности на основе музея родного края. Особенностью проекта может стать его масштабируемость, пополняемость в зависимости от подключения новых проектных групп, последовательное (возможно, в течение нескольких лет) накопление результатов и, соответственно, создание своеобразной Энциклопедии проекта. Интересным развитием проекта может стать организация мини-социологического исследования по теме проекта, личные рассказы и воспоминания, рисунки и фотографии. Кроме того, очевидно, что некоторые мини-проекты можно объединять в более крупные и коллективные. Соответственно, исследоваться может не только история какой-то вещи, но и история события, например, праздника («Каким раньше было Рождество?»).
- Представленный проект рекомендуется использовать воспитателям, музыкальным руководителям для работы с детьми по краеведению, в организации работы по фольклору, учреждениям, работающим в эмоционально-ценностной образовательной практике.
Спасибо
за внимание!