Физкультминутки в системе оздоровительных мероприятий в учебном процессе
Содержание:
- Актуальность
- Рекомендации к проведению
- Комплексы упражнений физкультурных минуток
- Приложение
- Выводы
- Библиография
- Приложение
Задания в школе- не шутка,
И в сон уже тебя усталость клонит.
Запомни: что физкультурная минутка
Твою усталость в миг один прогонит.
У большинства учащихся наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. Чаще всего у детей имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной систем, различные отклонения в осанке, плоскостопие. Проблема сохранения здоровья учащихся не может быть решена силами только учителей физкультуры, также должны быть задействованы и учителя начальных классов, и учителя-предметники. Эта методическая разработка предназначена учителей, небезразличных к состоянию здоровья наших детей.
Рекомендации к проведению физкультминуток
- Целесообразно проведение физкультминуток, в момент проявления утомления у учащихся.
- Физические упражнения должны вовлекать в работу те группы мышц, которые наиболее подвергаются утомлению.
- Упражнения выполняются сидя или стоя около парт
- Комплексы необходимо изменять каждые 2-3 недели
Комплексы упражнений физкультурных минуток
Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
- И.п.- сидя на стуле.1-2- отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4- голову наклонить вперед. Плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- И.п.- стоя или сидя, руки на поясе. 1-махом левую руку занести через правое плечо , голову повернуть налево. 2- и.п., 3-4- то же правой рукой. Повторить 4-6 раз , темп медленный.
- И.п.- сидя, руки на поясе.1- поворот головы направо,2- и.п., 3- поворот головы налево, 4-и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук
- И.п.- стоя или сидя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх. 2- переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
- И.п.- сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак.2- разжать кисти. Повторить 6-8, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
- И.п. –стоя или сидя , кисти тыльной стороной на поясе. 1-2- свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4- локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
- И.п.- стоя ноги врозь, руки за голову. 1-резко повернуть таз направо.2- резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
- И.п.- стойка ноги врозь, 1-2 наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь вдоль тела вверх. 3-4- и.п., 5-8- то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
- И.п.- стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3- круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 то же в другую сторону. 7-8- руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Комплекс упражнений физкульт- минуток для младших школьников на уроках с элементами письма
- Упражнения для мобилизации внимания
И.п.- стоя, руки вдоль туловища. 1- правую руку на пояс, 2- левую руку на пояс, 3- правую руку на плечо, 4- левую руку на плечо, 5- правую руку вверх, 6- левую руку вверх,7-8- хлопки руками над головой,9- опустить левую руку на плечо, 10- правую руку на плечо, 11- левую руку на пояс, 12- правую руку на пояс, 13- хлопки руками по бедрам. Темп- 1 раз медленный, 2-3 раза- средний, 4-5 раз- быстрый, 6-медленный
- Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И.п.- сидя, руки подняты вверх. 1-сжать кисти в кулак, 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п.- сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо, 2- и.п.,3- поворот головы налево, 4- и.п.,5-плавно наклонить голову назад,6- и.п., 7- голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- Комплекс упражнений гимнасти ки для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 5-8. повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 1-2 раза.
- Зарядка
Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться- три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
- Малыш
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я выросту большим,
До лампы дотянусь.
- Заинька
Раз, два, три, четыре, пять-
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул 10 раз.
- Рыбки
Рыбки плавают, ныряют
В тихий солнечный денек.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песок.
- Шар
Я возьму шар большой,
Подниму над головой,
Выгну спину- шарик кину.
- Тучки
Приплыли тучки дождевые:
Лей, дождик, лей.
Дождики пляшут как живые:
Пей, рожь, пей.
И рожь, склоняясь к траве
зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А тихий дождик, неугомонный,
Льет, льет, льет.
- Цветы
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
- Гуси
Гуси серые летели.
На полянку тихо сели.
Походили, поклевали,
Быстро, быстро побежали.
- Раз, два
Раз, два- выше голова,
Три, четыре- плечи шире,
Пять, шесть- можно сесть.
- Физкультпривет
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались,
вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ!
- Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
бабочка кружит и вьется.
Вывод
Школьные занятия, сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, и требуют проведения на уроках физкультминуток для снятия локального утомления и физкультминуток общего воздействия . Физкультминутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
приложение
- Примерный объем двигательной активности учащихся.doc
- Диаграмма.xls
Пока!