«Осенний фестиваль знаний 2024»

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении

I. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

II. Диагностика.

III. Коррекция.

IV. Вторичная профилактика.

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Педагог-психолог ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»  Белявская Ю.А.

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

Педагог-психолог ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»

Белявская Ю.А.

Трудная жизненная ситуация для несовершеннолетнего

Трудная жизненная ситуация для несовершеннолетнего

  • ситуация, субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи специалистов для решения своей проблемы
  • ситуация, которая определяется трудной жизненной ситуацией семьи
Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и Социально-опасном полож ении: I.  Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. II.  Диагностика. III.  Коррекция. IV.  Вторичная профилактика.

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и

Социально-опасном полож ении:

I. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

II. Диагностика.

III. Коррекция.

IV. Вторичная профилактика.

I.  Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Функции школьного психолога в Совете профилактики:

I. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Функции школьного психолога в Совете профилактики:

  • проведение психологической диагностики возможных причин девиантного поведения;
  • участие в составлении плана коррекционной работы и реализация части мероприятий;
  • информирование Совета о результативности проведённых мероприятий;
  • проведение профилактической работы.

II. Диагностика. Рекомендуемые методики диагностика личностных особенностей ребенка для психолога

Предмет диагностики

Агрессивность

Возраст

Тревожность,

Младший школьный возраст

Методика

страхи

Уровень самооценки

Проективная методика «Кактус», «Крокодилы» Рисунок «Несуществующее животное»

Младший школьный возраст

 

Тест Люшера, Рисунок «Несуществующее животное», Тест детской апперцепции

Диагностика социальной направленности личности (социального характерологического типа).

 

 

 

 

Младший школьный возраст

 

Тест «Руки» Венгера

 

Старший школьный возраст

Применение социально- неодобряемых способов поведения (выявление копинг-стратегий*)

 

Методика диагностики самооценки Дембо -Рубинштейн (мод. А.М. Прихожан).

Средний школьный возраст

 

Тест Д. Голанда

 

 

Младший школьный возраст

Тест Люшера, Тест «Автопортрет»

  Средний школьный возраст

 

 

 

  Средний школьный возраст

Опросник копинг-стратегий

 

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн модифтикация А.М.Прихожан (А.М. Прихожан, 2007)

 

  Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, Тест Розенцвейга

 

Старший школьный возраст

Выявление акцентуаций

 

Тест «Дом. Дерево. Человек»

Средний школьный возраст

 

Старший школьный возраст 

 

Акцентуации характера (Тест К. Леонгарда)

 

 

  Старший школьный возраст

 

Методика экспресс- диагностики характерологических особенностей личности

II.  Диагностика.    Рекомендуемые проективные методики диагностики ситуации в семье ребенка Предмет диагностик Возраст Модель Методика семейного Младший  школьный Отношения с Младший  школьный сиблингами возраст Тест детско-родительских  отношений Варга-Столина воспитания возраст   Тест Люшера,  Рисунок «Несуществующее        Средний школьный животное» Социометрия Средний  школьный Возраст     Тест Люшера Возраст      Тест-опросник Анализ Старший  школьный Старший  школьный возраст   семейного воспитания возраст   Тест детской апперцепции  

II. Диагностика. Рекомендуемые проективные методики диагностики ситуации в семье ребенка

Предмет диагностик

Возраст

Модель

Методика

семейного

Младший школьный

Отношения с

Младший школьный

сиблингами

возраст

Тест детско-родительских отношений Варга-Столина

воспитания

возраст

 

Тест Люшера, Рисунок «Несуществующее

 

 

 

Средний школьный

животное»

Социометрия

Средний школьный

Возраст

 

Тест Люшера

Возраст

 

 

Тест-опросник Анализ

Старший школьный

Старший школьный

возраст

 

семейного воспитания

возраст

 

Тест детской апперцепции

 

II. Диагностика . Рекомендуемые методики диагн остики ситуации ребенка в школе для психолога и педагога

Предмет диагностики 

Возраст

Сформированность универсальных учебных действий

Методика

 

Младший школьный возраст

Профориентация

 

1. «Анкета для изучения школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.)

Старший школьный

Одаренность,

2. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан, вариант для младшей школы)

 

Младший школьный возраст

Профессиональное

способность к

Тест Д. Голанда

возраст

3. Анкета «ОЦЕНИ ПОСТУПОК» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

 

Методика одаренности по А.И.Савенкову, Анкета «как распознать одаренность» Л.Г.Кузнецова, Л.П. Свеч

 

самоопределение

Старший школьный

Отношения с учителями, одноклассниками

творчеству

 

5. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий. Отслеживание уровня коммуникативных навыков у учащихся по методике Г.А. Цукерман (экспертная оценка)

 

Средний школьный

Младший школьный возраст

Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова (тип профессии) 

возраст

 

6. Определение уровня развития словесно –логического мышления у первоклассников(Переслени Л. И., Чупров Л. Ф.)

Средний школьный

 

 

возраст

7. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка, 1976)

 

Методика «Карта интересов»

 

возраст

 

 

Старший школьный

 

«Социометрия»

возраст

1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.М. Прихожан).

 

2. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан).

 

  Средний школьный

3. Методика оценки воспитанности и воспитуемости (А.К. Маркова)

возраст

 

 

4. Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова).

5. Методика диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (М. Ступницкая).

6. Групповой интеллектуальный тест.

7. Тест структуры интеллекта Амтхауэра

III. Коррекция. Методы и приемы консультативной и коррекционной работы психолога с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, их окружением.

  • Содержание коррекционной работы психолога.

Типы семей

Характеризуемые девиантностью родителей

Направления деятельности

Технологии

 

Создающие условия безнадзорности детей

Снижение уровня личностной тревожности

 

Формирование осознания собственных эмоций, а также способности к эмпатии, проявлению толерантного отношения к чувствам других людей.

Релаксационные

Создающие условия бытовой неустроенности детей

 

Терапия воспоминаний; сочинение сказок, историй, лепка эмоций; пантомима; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые игры

Создающие условия девиантности детей

 

Формирование адекватной самооценки

техники;

Упражнения, направленные на позитивное восприятие

Отреагирование

 

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка, управлению негативными эмоциональными проявлениями

 

Способствующие социальному разложению детей

 

Поведенческая

страхов;

 

образа себя, активизацию

Релаксационные техники; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; осознание своего эмоционального состояния через телесные ощущения

терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

ролевые игры

самосознания, разработка

Работа с наглядным материалом, отражающим проблемные ситуации, использование игр, включающих в себя элементы соперничества и сотрудничества; обсуждение последствий различных поведенческих реакций на ситуацию.

 

системы поощрений за

имеющиеся и возможные

успехи

Методы и приемы консультативной и коррекционной работы психолога с родителями и учителями

Родительские

собрания

Информирование педагогов и родителей об индивидуальных психологических особенностях агрессивного ребенка, правилах поведения с агрессивными детьми.

Индивидуальные

 

консультации

 

Индивидуальные консультации

Консультации

для родителей

 

Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении родителей с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия

Консультации

родитель-ребенок

Обсуждение возникшей проблемы, принятие компромиссного решения,

Консультации

ребенок-родитель-

конструктивного способа его разрешения.

 

родитель -учитель

Групповые

Формирование позитивного настроя на совместную работу, выработка этических правил взаимодействия. Выстраивание доверительных отношений. Формирование осознания ребенком состояния защищенности в школе и семье.

учитель

занятия для учителей

 

Групповые

 

занятия для

Обучение приемам нормализации ПЭС

родителей

 

Методы и приемы консультативной и коррекционной работы психолога с  одноклассниками ребенка   Родительские собрания Информирование педагогов и родителей об индивидуальных психологических особенностях Индивидуальные Обсуждение возникшей проблемы, принятие компромиссного решения, агрессивного ребенка, о правилах поведения с агрессивными детьми. консультации Консультации   конструктивного способа его разрешения. для родителей родитель-ребенок Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении родителей с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия Консультации   ребенок-родитель- учитель Формирование позитивного настроя на совместную работу, выработка этических правил взаимодействия. Выстраивание доверительных отношений. Формирование осознания ребенком состояния защищенности в школе и семье. Консультации родитель -учитель Групповые занятия для учителей Обучение приемам нормализации ПЭС  

Методы и приемы консультативной и коррекционной работы психолога с одноклассниками ребенка

Родительские

собрания

Информирование педагогов и родителей об индивидуальных психологических особенностях

Индивидуальные

Обсуждение возникшей проблемы, принятие компромиссного решения,

агрессивного ребенка, о правилах поведения с агрессивными детьми.

консультации

Консультации

 

конструктивного способа его разрешения.

для родителей

родитель-ребенок

Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении родителей с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия

Консультации

 

ребенок-родитель- учитель

Формирование позитивного настроя на совместную работу, выработка этических правил взаимодействия. Выстраивание доверительных отношений. Формирование осознания ребенком состояния защищенности в школе и семье.

Консультации

родитель -учитель

Групповые

занятия для учителей

Обучение приемам нормализации ПЭС

 

IV. Вторичная профилактика. Программы по профилактике девиантного поведения и поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Название программы

Цель программы

Программа по профилактике девиантного поведения (употребления ПАВ,

Комплексная реабилитационная программа «Мой выбор – моё решение», 2011г.

Автор

алкоголя, табакокурения) «Я сам творец своей судьбы»

Цель: создание условий для социальной, психологической, педагогической, правовой поддержки и реабилитации детей, воспитывающихся в семьях, имеющих проблемных родителей.

1 блок. Социально-психологический. Цель: развитие навыков общения и взаимодействия (обучение эффективному общению; способности справляться с собственными эмоциями; обучение умению сказать «нет»). Количество занятий – 12.

Комплексная реабилитационная программа «Познай самого себя», 2011г.

Митина Светлана Васильевна , Загладкина Марина Борисовна

 

Программа поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2015 г.

Митина Светлана Васильевна , Разварина Ирина Николаевна

Цель программы: профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табака; пропаганда здорового образа жизни. 12 занятий.

2 блок. Социально-педагогический. Цель: трудовая реабилитации подростков, профилактика ЗОЖ.

Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для старшеклассников. 2013 г.

Цель: формирование навыков совладеющего поведения, обучение подростков эффективным копинг-стратегиям, повышение адаптационного потенциала личности, снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, агрессивности, формирование навыков адекватного и безопасного выражения негативных эмоций, снятие напряжения, рефлексии. 16 занятий.

Митина Светлана Васильевна , Загладкина Марина Борисовна

 

Шалагинова Ксения Сергеевна

Цель: создание условий для формирования у старшеклассников готовности к будущему компетентному отцовству и семейной жизни.

Корниенко Елена Алексеевна

Для старшеклассников: 10 тем - 16 занятий для старшеклассников. (15-17 лет)

Игнатова О.В., Косов А.В.

Для педагогов: 6 лекционных и 1 коррекционно-развивающее занятие.

Для родителей: 6 лекционных и 1 коррекционно-развивающее занятие.

Тренинговые занятия «Жизненные навыки» (1-8 классы)

Тренинговые занятия «Жизненные навыки» (1-8 классы)

Литература:

Литература:

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее