Эмоциональный интеллект – залог успешной адаптации в окружающем мире
Автор-составитель
педагог-психолог
ГБУ ДПО «Региональный
социопсихологический центр»
Мендаева
Дания Джавитовна
«Люди с высоким IQ, но низким EQ превращаются в стереотипных ботаников: критичных, снисходительных, замкнутых, не умеющих выражать свои чувства, эмоционально тупых.
И наоборот, те, кто развивают свой эмоциональный интеллект, становятся уравновешенными, общительными, преданными, заботливыми, с богатой, но умеренной эмоциональной жизнью — им комфортно с собой, другими и обществом, в котором они живут».
— Дэниел Гоулман
Человек, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, не только разумно управляет своими эмоциями и решает связанные с ними проблемы, но и постоянно развивается.
«Эмоциональный интеллект не является противоположностью общего интеллекта, а представляет собой единственную в своем роде дорогу, на которой они пересекаются» (Американский психолог Дэвид Р. Карузо)
- Некоторые люди могут обладать
развитым общим интеллектом,
но иметь проблемы
с эмоциональным интеллектом.
(На фото – Григорий Яковлевич Перельман,
Российский математик, доказавший теорему Пуанкаре)
- Например, есть гениальные
ученые и другие люди – с высоким уровнем IQ ,которые могут испытывать трудности во взаимодействии с людьми, не соблюдать правила личной гигиены и т.д.
- А неграмотный торговец –
может без труда убедить
потенциального покупателя в том,
что ему просто необходимо
приобрести предлагаемый товар.
Понятие «эмоциональный интеллект» появилось- как реакция на частую неспособность традиционных исследований ( тестов интеллекта )
предсказать успешность человека в жизни.
Этому было найдено объяснение: успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях ;а также-
к эффективному управлению своими собственными эмоциями.
Принятое понятие интеллекта – не включало эти аспекты, и тесты для его изучения – не оценивали эти способности
Высокий эмоциональный интеллект –
сам по себе, может и не являться
надежным предсказателем
успешности.
Однако, он служит основой для
компетенций, которые
необходимы для успеха.
- Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.
Например: способность четко
распознать, что чувствует другой
человек – дает возможность
развить такие компетенции как:
способность влиять на других
людей и воодушевлять их.
Соответственно, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как:
инициативность и способность работать в стрессовой ситуации.
Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе
Способность человека распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, понимать и учитывать мотивацию и желания других – является залогом успешной адаптации в окружающем мире.
Определение и характеристика эмоции
Эмоции, как и многие другие психические явления, понимаются разными авторами по-разному.
- Эмо́ция – психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру . (Википедия)
В переводе с латинского языка «эмоция» означает
волновать, потрясать, возбуждать.
- Любая активность человека сопровождается эмоциональным переживанием.
- Удовлетворяя свои потребности, человек получает положительные эмоции, а при невозможности их удовлетворить – отрицательные.
- Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств, настроений
Отличие эмоций от чувств
Эмоции – это непосредственное переживание в данный момент.
Чувства – это постоянные, устоявшиеся эмоциональные отношения человека к действительности.
Чувства – не всегда предметны, так как они социально обусловлены (чувство долга, чувство гордости, чувство собственного достоинства и др.).
Чувства свойственны только человеку, а э моции характерны и для некоторых животных
Эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами.
Экспериментальным путем было установлено
По результатам исследований, человеку – для благополучного существования, необходимо действие на мозг трех видов раздражителей:
35% раздражителей, вызывающих положительные эмоции,
5% раздражителей, вызывающих отрицательные эмоции
60% – эмоционально-нейтральных раздражителей.
Понятно, что на жизненный тонус человека, положительные эмоции оказывают благотворное влияние, но и отрицательные эмоции – тоже необходимы, конечно, их составляющие – должны быть минимальными
История вопроса
Впервые обозначение EQ
(emotional quotinent),
коэффициент эмоциональности,
по аналогии с IQ
(коэффициентом интеллекта) —
ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он.
В 1990 году Джон Мэйер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоциональный интеллект».
Вместе с Дэниэлом Гоулманом – эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта.
История вопроса
Широкую популярность понятие «Эмоциональный интеллект» приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», автору множества книг по психологии, образованию, науке и лидерству,
чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США в 1995 году.
Как психолог, журналист – он сумел донести до общественности «научную новинку» с помощью своих книг и статей на эту тему.
Определение эмоционального интеллекта
Существует большое количество определений эмоционального интеллекта.
«Способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими» . (Дэниэл Гоулман)
«Набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды» . (Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ»)
Определение эмоционального интеллекта
«Сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач».
Определение эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект (EQ) – это специальный навык, который заключается в умении осознавать, генерировать и обрабатывать собственные эмоции и получаемую информацию эмоционального характера так, чтобы содействовать правильному и конструктивному мышлению.
Определение эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект – это
способность правильно
истолковывать обстановку и
оказывать на неё влияние,
интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди,
знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным»
С. Дж. Стейн и Говард Бук
Основные элементы эмоционального интеллекта
- В процессе восприятия информации активное участие принимают сенсорные системы. Сначала в работу включаются ключевые области мозга, а затем начинают реагировать нервная, мышечная и многие другие системы человеческого организма.
- Эмоциональный интеллект состоит из 4-х элементов
- Элементы EQ, хоть и содержат в себе основные особенности личности конкретного человека, но не являются константой, поэтому могут развиваться.
Основные элементы эмоционального интеллекта
- Первый элемент эмоционального интеллекта – осознанность.
Благодаря осознанному отношению к своим эмоциям, мыслям, поведению и физическому телу, человек может быстро научиться управлять собой и своими эмоциями.
- Второй элемент EQ – самооценка.
Человек может повысить свою самооценку, если будет смотреть на мир сквозь призму оптимизма, начнет укреплять свою решительность, перестанет зависеть от внешнего влияния и субъективных оценок других людей, научиться не только самостоятельно управлять своим поведением, но и нести за него ответственность.
Основные элементы эмоционального интеллекта
- Третий элемент– мотивация.
Данный элемент EQ раскрывается через стремление человека к самоактуализации. Развить эмоциональный интеллект сможет только тот человек, который открыт к восприятию всего нового, обладает крепким целеполаганием и умеет переживать неудачи объективно.
- Четвертый элемент – адаптивность.
Адаптивным можно назвать человека, который умеет легко находить общий язык с окружающими людьми и осознанно сопереживать другому человеку, обладает хорошо развитой эмпатией, высоким уровнем стрессоустойчивости и легко принимает важные решения.
Способность человека распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, понимать и учитывать мотивацию и желания других – является залогом успешной адаптации в окружающем мире.
Как тренировать эмоциональный интеллект ребенка?
Развитию эмоционального
интеллекта ребенка необходимо
уделять внимание, начиная
с раннего возраста.
Следует объяснить ему, что быть
эмоционально устойчивым,
способным чётко выражать
свои эмоции, анализировать, стараться понимать и распознавать намерения других – это благоразумно для гармоничного существования
Как тренировать эмоциональный интеллект?
- Существуют игры и упражнения, направленные на осознание своих эмоций, а также – на понимание эмоциональных реакций других людей и умение адекватно выражать свои эмоции.
Например, одна из самых простых игр – «Я радуюсь, когда…».
Ведущий называет ребёнка по имени и бросает ему мяч, задавая вопрос «Когда ты радуешься?».
Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….».
Как тренировать эмоциональный интеллект?
Эту игру можно разнообразить, предложив ребенку рассказать, когда он – огорчается, удивляется, боится…
Такие игры могут рассказать о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками. А также, поможет ребенку лучше понять себя.
Как тренировать эмоциональный интеллект?
Упражнение
«Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, ребенок описывает настроение музыки: веселая/грустная, добрая/злая, страшная/бесстрашная и др.
Это упражнение способствует развитию образного мышления и умения передать эмоциональное состояние
Как тренировать эмоциональный интеллект?
Существует художественная литература, книги которые способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка, помогают осознать свои эмоции
Например, книга французской писательницы Жослин Витек – «Маленькое большое сердце».
Книга помогает детям понять
свой внутренний мир,
а взрослым – грамотно
общаться с детьми на тему
их переживаний
Как тренировать эмоциональный интеллект?
Практическое руководство для родителей – «Эмоциональный интеллект ребенка» (Джон Готтман, Джоан Деклер) –
поможет воспитанию эмоционально здорового ребенка
Как тренировать эмоциональный интеллект?
Просмотр фильмов, мультфильмов на данную тематику.
Например, мультфильм – «Головоломка». (Режиссер – Пит Доктер).
(Сюжет фильма: эмоции живут в сознании одиннадцатилетней девочки Райли и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми её поступками).
Коррекционно-развивающая программа «Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников»
Разработчик:
Мендаева Дания Джавитовна,
педагог-психолог ГБУ ДПО
«Региональный социопсихологический центр» »
Программа прошла успешную апробацию
на базе МБУ «Школа №44», в 2015 году. Реализовывалась – до 2019г.
С 2020года – реализуется на базе МБУ «Школа № 59».
Коррекционно-развивающая программа «Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников»
Практическая направленность программы:
сохранение психического здоровья детей, путём:
- правильного выражения своих чувств и понимания чувств других;
- правильного реагирования на стрессовые ситуации;
- способов конструктивного выхода из возникших конфликтных ситуаций;
- формирования навыков эффективного общения и др.
«Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников»
Данная программа разработана для психолого-педагогической работы с младшими школьниками, (особенно, испытывающими трудности в обучении, в эмоциональной сфере).
Основное место отведено сценариям групповых занятий, где у обучающихся формируются
- представление об эмоциональных состояниях и умение их различать, понимать;
- умения строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, брать на себя ответственность за свои поступки.
«Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников»
Цель программы:
- создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся к условиям начальной школы за счет развития эмоциональной сферы.
Задачи программы:
- формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
- развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
- совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности; способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
- развитие умения слушать других людей.
Критерии положительной оценки по итогам реализации программы
- наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик познавательных способностей у обучающихся и повышение содержательности познавательной деятельности;
- сформированность умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
- повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
- снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
- снятие барьеров в общении.
Способы развития эмоционального интеллекта (общие рекомендации)
1. Развивайте осознанность
2. Анализируйте собственные эмоциональные реакции
3. Развивайте адаптивность
4. Прислушивайтесь к своему физическому телу
5. Повышайте самооценку
6. Следите за связью между эмоциями и поведением
7. Развивайте мотивацию
8. Не игнорируйте и не подавляйте свои эмоции
9. Тренируйте эмоциональную память
10. Признайтесь себе в своих слабостях и корректируйте это
11. Практикуйте правильные реакции на сложившуюся ситуацию
12. Развивайте эмпатию
13. Учитесь не только слышать, но и слушать
14. Культивируйте в себе эмоциональную честность
Вывод
! Самопознание и умение разобраться в себе, в своих эмоциях – способны сделать человека более счастливой и успешной личностью.
! А счастливая и успешная личность получает полное удовлетворение от своей жизни.
! Когда человек радуется жизни, контролирует свои реакции, эмоции, он легко ставит перед собой цели и добивается необходимых ему результатов, а также – духовно развивается.
И,поэтому, необходимо регулярно тренировать эмоциональный интеллект .
Используемые источники
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоциональный_интеллект
2.https://spravochnick.ru/psihologiya/emocionalnaya_sfera_lichnosti/
3.https://spravochnick.ru/psihologiya/emocionalnaya_sfera_lichnosti/
4. https://niidpo.ru /
5. https://hr-portal.ru/article/emocionalnyy-intellekt-istoriya-voprosa#
6. https ://bestlavka.ru/14-sposobov-razvit-ehmocionalnyj-intellekt-eq / © bestlavka.ru
«Мы не можем знать, что произойдет в будущем.
Но мы можем решить, что произойдет внутри нас — как реагировать, что делать, — в конце концов,
только это и имеет значение».
(Джозеф Форт Ньютон)
Спасибо за внимание!