«Осенний фестиваль знаний 2024»

Эмбриональное развитие организмов

Мастер-класс Гелиевой Е.А. на тему "Эмбриональное развитие организмов".

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Мастер-класс по биологии на тему «Эмбриональное развитие организмов»

Гелиева Елена Александровна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом на тему «Эмбриональное развитие организмов», рассмотреть основные сложности, которые могут возникнуть в связи с объяснением данной темы.

  1. Эмбриогенез – часть онтогенеза.



Онтогенез – индивидуальное развитие организмов, начинающееся с момента образования зиготы (оплодотворения) и заканчивающееся смертью организма.

Онтогенез





Рождение

Эмбриогенез

Постэмбриональное развитие











Эмбриогенез (эмбриональное развитие организмов) – период онтогенеза от момента образования зиготы (оплодотворения) до появления на свет (выхода из яйцевых оболочек или рождения).

Постэмбриональное развитие – период онтогенеза от момента появления организма на свет до его смерти.

  1. Этапы эмбриогенеза.



Характеристика этапа

Дробление

Гаструляция

Первичный органогенез

Основные процессы

Дробление зиготы

Впячивание (инвагинация) части клеток бластулы

Образование третьего зародышевого листка (мезодермы), формирование осевого комплекса органов

Название зародыша

Бластула

Гаструла

Нейрула

Количество слоев в зародыше

1

2

3

Особенности строения зародыша

Единственный слой клеток образован бластомерами, окружающими первичную полость тела - бластоцель

Благодаря ивагинации появляется второй слой зародышевых клеток (теперь зародыш имеет экто- и энтодерму), окружающих полость первичной кишки – гастроцель. Имеется отверстие, соединяющее гастроцель и внешнюю среду – бластопор.

Между экто- и энтодермой закладывается мезодерма. Нервная пластинка превращена в нервную трубку. Основа зародыша – хорда. Образована полость первичной кишки.





Нейрула

Первичный органогенез (нейруляция)

Гаструла

Гаструляция

Оплодотворение

Бластула

Дробление (бластуляция)

Зигота













































  1. Производные зародышевых листков.



Эктодерма

Мезодерма

Энтодерма

  • Нервная система

  • Эпидермис кожи и его производные

  • Эпителий ротовой полости и эпителий анального отверстия

  • Элементы органов чувств

  • Кровеносная система

  • Лимфатическая система

  • Опорно-двигательная система

  • Дерма кожи

  • Половая система

  • Половая система

  • Выделительная система

  • Гладкая мускулатура пищеварительной и дыхательной систем

  • Эпителий кишечника

  • Печень и поджелудочная железа

  • Передняя и средняя доли гипофиза

  • Эпителий легких и дыхательных воздухоносных путей

  • Щитовидная железа

  • Паращитовидные железы









  1. Факторы, влияющие на эмбриогенез.

К факторам, влияющим на эмбриогенез, относят мутагены и тератогены. Мутагены – это факторы, вызывающие генные, хромосомные или геномные мутации. Различают:

  1. Физические мутагенырентгеновские лучи, α-, β-, γ-лучи. Облучение вызывает как генные, так и хромосомные перестройки. Ультрафиолетовое излучение приводит к ошибкам в репликации ДНК.

  2. Химические мутагены - органические и неорганические вещества, такие, как кислоты, щелочи, перекиси, соли металлов, формальдегид, пестициды, дефолианты, гербициды, колхицин и др. Химические мутагены могут вызывать нарушение мейоза, приводящее к нерасхождению хромосом, разрыву хромосом, точковым мутациям.

  3. Биологические мутагены - это вирусы (например, кори, краснухи, гриппа) и невирусные паразитарные агенты (микоплазмы, бактерии, простейшие, гельминты).

Тератогены – фактор, вызывающий аномальное развитие эмбриона. Различают:

  1. Физические тератогены - различные виды радиации, особенно проникающей, гипо - и гипертермия. Ионизирующее излучение (один из самых тяжелых за эффектом тератогенов) в различных дозах вызывает различной степени нарушения развития и различные формы уродства.

  2. Химические тератогены - случайные бытовые отравления и алкоголизм, хронические производственные отравления, лекарственные вещества.

  3. Биологические тератогены - бактериальные токсины, вирусы, факторы иммунологической несовместимости. Например, вирус краснухи, гриппа, дифтерийный токсин. 



  1. Эмбриональная индукция.

Эмбриональная индукция — это взаимодействие частей развивающегося зародыша, при котором один участок зародыша влияет на судьбу другого участка. Явление эмбриональной индукции с начала XX в. изучает экспериментальная эмбриология.

Классическими считают опыты немецкого ученого Г. Шпемана и его сотрудников (1924) на зародышах амфибий. Для того чтобы иметь возможность проследить за судьбой клеток определенного участка зародыша, Шпеман использовал два вида тритонов: тритона гребенчатого, яйца которого лишены пигмента и потому имеют белый цвет, и тритона полосатого, яйца которого благодаря пигменту имеют желто-серый цвет.

Один из опытов заключается в следующем: кусочек зародыша из области дорсальной губы бластопора на стадии гаструлы тритона гребенчатого пересаживают на боковую или вентральную сторону гаструлы тритона полосатого. В месте пересадки происходит развитие нервной трубки, хорды и других органов. Развитие может достичь довольно продвинутых стадий с образованием дополнительного зародыша на боковой или вентральной стороне зародыша реципиента. Дополнительный зародыш содержит в основном клетки зародыша реципиента, но светлые клетки зародыша-донора тоже обнаруживаются в составе различных органов.



Эксперимент Г. Шпемана по пересадке спинной губы бластопора от зародыша-донора зародышу-реципиенту: а - схема опыта; б - поперечный срез на стадии закладки двух комплексов осевых органов. 1 - спинная губа бластопора; 2 - презумптивная мезодерма; 3 - презумптивная хорда; 4 - материал донора; 5 - инвагинация; 6 - бластоцель; 7 - первичная инвагинация; 8 - вторичная инвагинация; 9 - хорда; 10 - нервная трубка; 11 - мезодерма; 12 - полость кишки; 13 – энтодерма









Из этого и подобных опытов следует несколько выводов. Во-первых, участок, взятый из спинной губы бластопора, способен направлять или даже переключать развитие того материала, который находится вокруг него, на определенный путь развития. Он как бы организует, или индуцирует, развитие зародыша как в обычном, так и в нетипичном месте. Во-вторых, боковая и брюшная стороны гаструлы обладают более широкими потенциями к развитию, нежели их презумптивное (предполагаемое) проспективное направление, так как вместо обычной поверхности тела в условиях эксперимента там образуется целый зародыш. В-третьих, достаточно точное строение новообразованных органов в месте пересадки указывает на эмбриональную регуляцию. Это означает, что фактор целостности организма приводит к достижению хорошего конечного результата из нетипичных клеток в нетипичном месте, как бы управляя процессом, регулируя его в целях достижения этого результата.







Уважаемые коллеги! В своем мастер-классе я затронула самые основные и сложные вопросы касательно эмбрионального развития организмов. Надеюсь, информация, подобранная мною, а также мои авторские схемы и таблица, помогут вам в вашей педагогической деятельности. Желаю успехов и вдохновения!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее