Электронные технологии в формировании экологической культуры обучающихся
Современный мир стал информационным.
В настоящее время развитие информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемым компонентом образовательной политики.
Сегодня без надлежащей системы информационного обеспечения не может быть прогресса в любой области экономики, в любой социальной сфере, в том числе в сфере образования и науки.
Процесс информатизации имеет особое значение как непременное условие вхождения в единое образовательное пространство.
Государственные программы ориентированы на создание новой системы информационного обслуживания образования, основанной на современной технической базе и новых информационно-коммуникационных технологиях.
С информатизацией образования сегодня связываются реальные возможности создания научно-образовательного портала и развития информационных ресурсов. Успех информатизации образования зависит от методологии процесса информатизации образования.
Проблема экологического образования всегда существовала и будет существовать на протяжении всей жизни человечества. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Формирование личности студента, воспитание у него определенного отношения к окружающему - сложный педагогический процесс.
Новое время выдвигает актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом идей и мышления, инициативных, и творческих, интеллектуально развитых, компетентных.
Задачи:
- научить понимать ценность природы;
- развивать способность предвидеть последствия своей деятельности в природе, принимать правильные решения по её охране;
- воспитывать экологически культурную личность.
Модель экологического воспитания
познавательное
познавательно- развлекательное
Направления экологического воспитания
исследовательское
познавательно- практическое
Цели использования информационных технологий в непосредственно образовательной деятельности педагога по экологическому воспитанию :
- Сделать воспитание и образование современным (с точки зрения использования технических средств);
- Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
- Помочь педагогу по возможности эмоционально и образно подать материал по экологическому воспитанию;
- Экономить время, как педагога, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
Средствами ИКТ являются: компьютер, ноутбуки, планшет, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио - и видеомагнитофон, проектор, интерактивная доска, образовательные компьютерные игры, образовательное видео, информационные сайты, поисковые Интернет-системы и т.п.
Компьютерные технологии оказывают большую помощь в нашей работе, они являются мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического совершенствования ребенка. Новая информативная среда предоставляет детям возможность сопереживать и делиться впечатлениями с другими детьми и взрослыми, продуктивно отражать полученные впечатления в самостоятельной и совместной со взрослыми творческой деятельности.
Педагоги используют разнообразные виды деятельности и формы работы в формировании экологической культурой средствами ИКТ:
• Просмотры мультимедийных презентаций экологической направленности с последующим обсуждением и продуктивной деятельностью .
• Виртуальные экскурсии на природу, которые дают возможность посетить недоступные места.
• Поисково-исследовательская деятельность и создание совместных проектов по расширению экологических представлений о флоре и фауне родного края.
• Создание авторских анимационных фильмов с экологическим направлением.
Можно выделить следующие функции компьютера в обучении, взяв в качестве основания для классификации его технические возможности:
1) предоставление учебного материала;
2) получение и анализ различной информации, в том числе и контроля за знаниями и умениями обучающихся;
3) развитие мышления путем решения познавательных задач, в том числе моделирование различных ситуаций;
4) организация познавательной деятельности по усвоению учебного материала;
5) самообразование;
6) вспомогательное средство (для составления разнообразных форм работы).
Формы работы экологической направленности:
1 . Познавательные ( классные часы экологической тематики);
2. Игровые ( игры, викторины , олимпиады);
3. Конкурсные ( конкурсы рисунков, плакатов);
4. Проектно-исследовательская деятельность ( научно-практические исследования , эксперименты, наблюдения);
Познавательные технологии
Экологическое воспитание с ИТ
Информационные технологии
Проектное обучение
Ежегодно студенты нашего колледжа принимают участие в районных, региональных, всероссийских смотрах, конкурсах. Наибольший интерес среди воспитанников традиционно вызывают конкурсы с экологической направленностью: конкурс экологических презентаций на тему – «Экология вокруг нас», «Экологические проблемы современности» и тд.
Таким образом, с помощью компьютера можно помимо традиционных методик использовать принципиально новые методы обучения и формы организации занятий. Более того, наличие вариативного программного обеспечения даёт учителю возможность одновременного сочетания на занятиях разных методик.
Возможны: индивидуальная форма подачи учебного материала, выборочные опросы и тренировочные упражнения, коллективная и индивидуальная работа студентов, дискуссии, поисковые эксперименты.
Кроме того, использование возможностей компьютера позволяет обеспечить успешное усвоение обучающимися важных с точки зрения общего образования вопросов, полезных навыков.
Значимость педагогической стратегии в деле информатизации образования обусловлена тем, что с внедрением ЭВМ кардинально меняется характер человеческой деятельности и общения. По мере информатизации общества будет решаться вопрос: какой вид общения и разнообразие его форм – с помощью книги, дисплея, компьютера и телевизора.
В настоящее время существует государственная программа информатизации, где предусмотрено не только оснащение учреждений образования компьютерами, но и совершенствование и внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
Спасибо за внимание!