Муниципальное общеобразовательное учреждение
Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области»
Экзамен как стресс для учащихся
Проектная деятельность
Выполнила:
Пухова Диана
Обучающаяся 9В класса
п. Судиславль
2019г.
Содержание
Введение
Глава 1 Экзаменационный стресс
1.1 Экзамен и стресс
1.2 Симптомы экзаменационного стресса
1.3 Научные способы преодоления стресса
Глава 2 Практическая часть
Результаты исследования
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность
Любой экзамен - это мощный стресс, серьезно влияющий на здоровье. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушение режима сна и отдыха и, главным образом, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Поэтому в преддверии экзаменов выбранная тема является очень актуальной, так как не все успешно справляются с волнением, охватывающим, перед проверкой знаний и умений. У многих обучающихся возникает стресс, потому что от результатов зависит дальнейшая жизнь.
Цель исследования: рассмотреть рациональные способы снятия стресса перед экзаменом.
Из данной цели нами, поставлены следующие задачи:
Изучить теоретический материал по данной теме.
Рассмотреть способы и профилактику экзаменационного стресса.
Разработать рекомендации по устранению и профилактике экзаменационного стресса.
Объект исследования– экзаменационный стресс.
Предмет исследования влияние экзаменационного стресса на подготовку к экзаменам.
Гипотеза: если знать и использовать рациональные способы снятия стресса, то уровень экзаменационного стресса среди учащихся будет значительно ниже.
Методы исследования:
Тест-анкета «Как сильно вы подвержены стрессу».
Метод работы с документами.
«Жизнь – это постоянный стресс»
Ганс Селье
Глава 1. Экзаменационный стресс
1.1 Экзамен и стресс
Человек всю свою сознательную жизнь сдает экзамены. Неважно кто он: студент, специалист или школьник. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. В последние годы экзамены не только для выпускников школ, средних специальных и высших учебных заведений, но и для учителей и работников любой сферы деятельности стали совсем обычным делом. А в школе теперь они проводятся даже в начальных классах и заканчиваются эпопеей выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, ГИА. Теперь, эти новые формы итоговой аттестации, стали обязательными. Плюс ещё ко всему этому добавились тестирования по предметам. И никуда от них не спрячешься.
И у большинства людей экзамены - это стресс. Стресс – состояние напряженности, наступающее в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами.
Экзамен – испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах. Экзамены — это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.
Симптомы экзаменационного стресса
Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:
Физиологические симптомы
Эмоциональные симптомы
Когнитивные симптомы
Поведенческие симптомы (см. приложение 1)
Мало кто знает, что у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т. к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме.
Научные способы преодоления стресса и его профилактика.
Практически каждый человек сдавал в своей жизни экзамены. И редко кто ждал экзамен с нетерпением. Ведь за этим часто стоит серьезное напряжение, отказ от привычного режима, страх не сдать или сдать не так, как хочешь, повышение тревожности и, как следствие, ухудшение общего психологического и физиологического состояния.
Слово «экзамен» в переводе с латинского обозначает «испытание». А в юности опыт серьезных испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены зачастую приносят настоящие страдания и стрессы.
Один из лучших способов быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движения. Существуют практические советы врачей и психологов, нами были рассмотрены основные из них:
1.Дыхательная гимнастика “Выдыхаем - стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
2.Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
3. Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если невроз и головные боли.
4.Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно в течение 3-4 минут.
5.Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
6.Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.
7.Снимает усталость стакан чая с молоком и ложкой меда; стакан настоя мяты; кусок селедки после умственного напряжения. От мозгового переутомления: ежедневный прием по дольке чеснока в течение 2 недель, в год 2 курса.
8.Хорошую роль могут сыграть и фильмы- комедии. Поднять настроения можно просто прочитав книгу.
9. Можно послушать спокойную музыку.
10.Постарайтесь хорошо подготовиться и проработать все вопросы.
11.Вечером лучше расслабиться, освободив свою голову от назойливых мыслей.
12.Старайтесь хорошо есть и спать перед экзаменом.
Соблюдая эти советы, веря в свои силы и находя поддержку в лице своих родных, я думаю, наши выпускники справятся со всеми трудностями и покажут прекрасные результаты на экзаменах.
Профилактика экзаменационного стресса
Учеба в предэкзаменационном классе – достаточно важный период в жизни учащегося. Многие из них только сейчас впервые совершают по-настоящему самостоятельный, серьезный выбор дальнейшего жизненного пути. Усилия, прилагаемые для его осуществления, и ожидание результатов своей деятельности, выводы, сделанные по окончании, способны оказать серьезное влияние на развитие личности. Поэтому родителям важно иметь представление о том, что такое экзамены и какие проблемы, с ними связанные, могут тревожить ребёнка. Такая работа может проводиться психологом с родителями, как в групповой, так и в индивидуальной форме: обсуждение с родителями на родительском собрании особенностей ситуации, в которой находятся дети, и приемов по оказанию им эффективной помощи; проведение цикла групповых занятий с родителями "Помощь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов"; индивидуальное консультирование родителей по их запросам.
Оказание всесторонней психологической помощи подросткам в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов позволяет обучающимся не только успешно подготовиться и сдать их, но и более полно реализовать возможности своего личностного роста.
Глава 2 Практическая часть
Для того чтобы выявить уровень стресса перед предстоящими экзаменам нами было проведено исследование среди учащихся 9х классов в количестве 20 человек. Анкета «Как сильно вы подвержены экзаменационному стрессу», была проведена в ноябре и в декабре после того как учащиеся получили разработанные рекомендации.
Результаты анкетирования следующие:
Ноябрь 2017
По данной диаграмме видно: 50% класса подвержены стрессам сильно. 31 % подвержены стрессом слабо и всего 19% учащихся 9 класса подвержены стрессам умеренно. Мною был проведен устный опрос учащихся на тему «Знакомы ли они с упражнениями, которые нейтрализуют стресс» Оказывается, что практически все из них об этом даже не слышали.
Декабрь 2017
Из данной диаграммы видно, что учащиеся испытывают стресс меньше, что позволяет нам говорить о доказанности выдвинутой в начале исследования гипотезы.
Можно сделать вывод, что предстоящие экзамены не вызовут у ребят панический страх и ужас.
Большая часть ребят воспринимают экзамен и его успешную сдачу как некую точку для дальнейшего пути, для самореализации.
Заключение:
В результате работы над проектом мы изучили теоретический материал по данной теме, рассмотрели способы и профилактику экзаменационного стресса и разработали рекомендации по устранению и профилактике экзаменационного стресса.
После знакомства учащихся и студентов с рациональными способами снятия стресса перед экзаменами можно сделать вывод, что все они в достаточной мере психологически готовы к предстоящим экзаменам. Ребята понимают, что экзамены - это не какой-то рубеж или точка, а база, основы для дальнейшего пути. Гипотеза исследования была подвержена.
Список используемой литературы
https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/presentacii/podghotovka-k-ekzamienam-kak-protivostoiat-striessu-issliedovatiel-skaia-rabota
http://www.myshared.ru/slide/453252/
https://docviewer.yandex.ru/view/143498196/?*=jojr0rKRgXgObU0l4WO1OP2GWAd7InVybCI6Imh0dHA6Ly9maXpyYXNjaG9vbDE2LnVjb3oucnUva2xhc3Nub211X3J1a292L3Rlc3Rfa2FrX3NpbG5vX3Z5X3BvZHZlcnpoZW55X3N0cmVzc3UuZG9jIiwidGl0bGUiOiJ0
Гринберг Дж. Управление стрессов. СПб: Питер, 2004. - 496 с.
Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха, М., 1988. - С. 148-160.
Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж: студия ИАН, 2000. - 120 с.
Приложение№1
Физиологические симптомы
усиление кожной сыпи;
головные боли;
тошнота;
диарея;
мышечное напряжение;
углубление и учащение дыхания;
учащенный пульс;
перепады артериального давления.
Эмоциональные симптомы
чувство общего недомогания;
растерянность;
паника;
страх;
неуверенность;
тревога;
депрессия;
подавленность;
раздражительность.
Когнитивные симптомы
чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из ВУЗа, лишение стипендии и т.п.);
кошмарные сновидения;
ухудшение памяти;
снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
Поведенческие симптомы
стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
избегание любых напоминаний об экзаменах;
уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период;
вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
увеличение употребления кофеина и алкоголя;
ухудшение сна и ухудшение аппетита.
Приложение №2
Тест-анкета «Как сильно вы подвержены стрессу?»
Инструкция: послушайте каждое утверждение и напишите ответ, который больше всего соответствует вашему поведению и состоянию.
№ п/п | Утверждение | обычно | иногда | редко |
1. | Я легко раздражаюсь и обижаюсь | 3 | 2 | 1 |
2. | Я терпеть не могу проигрывать | 3 | 2 | 1 |
3. | Если кто-то нападает на меня или критикует, я злюсь, но не показываю своих чувств | 3 | 2 | 1 |
4. | Я страдаю от нетерпения, когда приходится стоять в очереди | 3 | 2 | 1 |
5. | Я могу взять на себя больше ответственности, хотя знаю, что буду чувствовать себя дискомфортно | 3 | 2 | 1 |
6. | Мне трудно обратиться за помощью, когда она мне требуется | 3 | 2 | 1 |
7. | Я прибегаю к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс | 3 | 2 | 1 |
8. | Я обсуждаю проблемы с людьми, которым доверяю | 1 | 2 | 3 |
9. | Мне трудно извиниться, если я сделал ошибку | 3 | 2 | 1 |
10. | Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку | 3 | 2 | 1 |
11. | Если другие задевают мои чувства, я даю им понять это | 1 | 2 | 3 |
12. | Я считаю, что отдаю друзьям больше, чем получаю от них | 3 | 2 | 1 |
13. | Я отвожу себе время для отдыха и получаю удовольствие от развлечений | 1 | 2 | 3 |
14. | Я нахожу время для ежедневных или почти ежедневных занятий физкультурой | 1 | 2 | 3 |
15. | Я часто смеюсь и улыбаюсь | 1 | 2 | 3 |
Результаты:
15-25 баллов – вы слабо подвержены стрессу (__человек)
26-35 баллов – вы умеренно подвержены стрессу (__ человек)
36-45 баллов – вы сильно подвержены стрессу (__ человек)
Приложение №3
Мышечная релаксация. Время 10 мин.
1. Сесть удобно на стул или лечь на пол. Спина опирается на спинку стула или прижата к полу (если ребенок сидит, то ноги должны стоять на полу, не скрещивая их).
2. Начинать с рук. Сжать руки в кулаки. Как можно сильнее напрячь мышцы. Разжать кулаки и пошевелить пальцами. Встряхнуть их.
3. Переходим к ногам. Напрячь их, включая пальцы, в тугую тетиву. Затем напрячь икры, колени, бедра, всю ногу. Потрясти ногами и пошевелить пальцами.
4. Напрячь туловище - начиная с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощутить пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабить живот, потом грудь. Если ребенок чувствует напряжение в; плечах, мягко положить руки на пол или колени. Несколько раз глубоко вдохнуть животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабить поясницу.
5. Наморщить лоб. Плотно закрыть глаза. Затем открыть. Наморщить нос ненадолго. Сжать и разжать зубы. Погримасничать, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабиться и запомнить это чувство.
6. Проверить, чувствует ли ребенок напряжение в какой-нибудь части тела. Избавиться от него, можно напрягая и расслабляя мышцы. Если ребенок сидит на стуле - медленно подняться, если на полу - медленно перекатиться на бок и встать.