«Осенний фестиваль знаний 2024»

Экспрессивная лексика в лирике И. Северянина. Особенности экспрессивности поэтической речи.

Особенности экспрессивности поэтической речи

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Экспрессивная лексика в лирике

И. Северянина. Особенности экспрессивности поэтической речи.

Как справедливо отметил Б.В. Томашевский, трудно вообразить в художественном произведении речь нейтральную, лишенную выразительности и индивидуальности [Томашевский, 1983, с. 18]. Особой эмоциональной насыщенностью отличается поэтическая речь, так как она решает задачу воздействия на чувства читателя. В поэтическом тексте экспрессивность является средством создания художественного образа, средством раскрытия внутреннего мира лирического героя, изображения его чувств и эмоций [Кухта, 2011. – URL: http://yazik.info/2011-05.php (дата обращения: 29. 10. 2018)]. Охарактеризуем особенности экспрессивности поэтической речи, проиллюстрировав их примерами из лирики И. Северянина.

В поэтическом тексте широко используются лексические единицы, в семантику которых входит яркая экспрессивная окраска. Так, например, в стихотворении «Промельк» И. Северянина проявляется ласкательная окраска слова дождинки: Голубые голуби на просторной палубе. // А дождинки капали, – голуби их попили. //На просторной палубе голубые голуби // Все дождинки попили, а дождинки капали.

В отрывке поэмы «Роса оранжевого часа» поэт применяет лексемы, имеющие отрицательную окраску: Тот слух растягивал им харю // В ухмылку пошлую. Они // Уже высчитывали дни // Приезда маленькой смуглянки.

Экспрессия в художественной речи всегда субъективна, хотя и основывается на экспрессивных возможностях лексической единицы. В поэтической речи экспрессивность способствует выражению внутреннего состояния лирического героя. Например, в стихотворении «Вернуть любовь» И. Северянин использует слова с высокой окраской, которые подчеркивают взволнованность героя: Минувшее я жажду возвратить, // Но, возвратив, боюсь его обидеть, // Боюсь его возвратом оскорбить. // Святыни нет для сердца святотатца, // Как доброты у смерти…

В поэтической речи широко применяется метафоризация значения того или иного слова. Поэт переосмысливает значение общеупотребительных слов и наделяет их новыми смысловыми оттенками, эмоциональными окрасками. Так, например, слово мясо приобретает отрицательную (презрительную) окраску в контексте стихотворения «Поэза «Villamonrepos»: Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи, // Мясо наелось рыбы и налилось вином. // И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже // Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером. // Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу, // И сотворяло мясо по прописям земным. // Мясо болело, гнило и превращалось в массу // Смрадного разложенья, свойственного мясным. Стало быть, любая лексическая единица обладает эмоциональными возможностями, она способна стать экспрессивной в определенном контексте.

Поэт, таким образом, свободно сочетает лексические средства системной экспрессивности и контекстуальной: «Контекстуальная экспрессивность может возникать как со-значение любой языковой единицы, нейтральной в парадигматическом плане. Любое отступление от нормы создает экспрессивный эффект, поскольку языковая система обладает огромным потенциалом и отступление проявляет те скрытые экспрессивные возможности языка, которые заложены в самой его системе» [Ходан. – URL: http://severyanin.lit-info.ru/severyanin/kritika/hodan-leksiko-semanticheskie-sredstva/index.htm(дата обращения: 29.10.2018)].Используя слова сниженного регистра в контексте иной эмоциональной и стилистической окраски, поэт, намеренно сталкивая контрастные экспрессивные средства, добивается максимального эффекта. Приведем пример из стихотворения «Издевательство»: И в отблесках пылающего замка // Умолк поэт, как жалкий акробат…// – Царица Жизнь воспитана, как хамка! Выделенное слово, имеющее бранную окраску, резко меняет возвышенную поэтическуюинтонацию всего контекста, вносит отрицательную экспрессию.

Таким образом, особенностью поэтической речи является её эмоциональная наполненность, так как предметом изображения становятся чувства и переживания лирического героя. В поэтическом тексте активно используются как средства системной, так и контекстуальной экспрессивности, поэтому экспрессивность поэтической речи следует понимать« в контексте эмоционально-оценочной целостности» [там же].



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее