Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен.
Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Чем глубже изучаются экологические законы учеными- теоретиками, чем сложнее становятся открываемые ими связи в природе, тем труднее воспринимаются эти законы рядовыми членами общества. Отгородившись от природы, стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.
Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для любого человека родной, знакомой и понятной. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.
Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Именно поэтому в 2015 году с первоклассниками выбрали экологический проект «Зеленая ладошка».
ЦЕЛЬ: развитие познавательных универсальных действий и творческой активности младших школьников; формирование ответственного отношения к окружающей среде; понимание целостности природы и взаимодействия всех её компонентов.
Задачи проекта:
Обучающие:
помогать учащимся в активной работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни;
формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
развивать умственные операции сравнения и обобщения;
развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта, влияющего своей художественной деятельностью на окружающую природную силу;
развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
развивать мотивацию на здоровый образ жизни;
прививать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные :
определять цель выполнения работы под руководством учителя;
осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;
формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.
Коммуникативные :
уметь согласованно работать в группе;
взаимодействие и сотрудничество;
уметь подчиняться правилам;
разрешать конфликты;
слушать и понимать речь других.
Познавательные :
слушать и понимать речь других;
отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;
уметь классифицировать, наблюдать.
Личностные :
делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения);
работа с родителями;
вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей.
Участники проекта: учащиеся 1 «Д» класса, родители.
Сроки выполнения проекта: долгосрочный (2011 – 2015 г.)
Перечень форм и методов реализации проекта:
классные часы, КВН, презентации;
досуги, развлечения;
дидактические, творческие, подвижные игры;
творческая деятельность: разработка экологических знаков;
природоохранные акции;
экскурсии в природу;
классные собрания, круглые столы.
Ожидаемые результаты:
Для учащихся :
расширение представлений о растениях и животных; о неразрывной связи человека и природы;
принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье);
вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для родителей:
повышение уровня экологического сознания;
активное участие в жизнедеятельности класса.
Для педагога :
повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;
личностный и профессиональный рост;
самореализация.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (реализация)
3 этап – заключительный .
Одним из способов привлечения детей к окружающей природе являются экскурсии. Проводила с детьми прогулки в Ботанический сад, учила детей наблюдать за природой, пробуждая интерес к окружающему миру. Цель – открыть для себя как можно больше прекрасного и удивительного, нанести эти объекты на карту, а затем дети составляли свои фантастические рассказы, в которых увиденное в природе одушевляется, начинает разговаривать, двигаться…Выполнялись рисунки, аппликации, макеты.
За два года обучения мы с ребятами совершили экскурсии: «Коллекция увиденных животных» (посещение зоопарка МВД), познакомились с казачьим обществом «Надежда возрождения», посещение выставки экзотических птиц, выставки бабочек, были в гостях у лошадок учхоза «Кубань», посетили дельфинарий, планетарий, краеведческий музей.
Среди других форм экологического воспитания хочется отметить игру. Она формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Это игры: КВН, экологические викторины, игра-путешествие, игра-соревнование, составление кроссвордов, интерактивные игры. Ребятам нравятся дидактические игры "Чудо-дерево", "Волшебный круг", "Закончи предложение", "Не ошибись!", "Берёзка", "Кто, что, из чего и чем?", "Кто дружит с деревом?", "Какое время года?", "Пищевые цепочки", "Кто и что делает из дерева?", "Что вырастили люди?", "Природа и человек", "Путешествие в мир природы", "Угадай правило", «Чистое утро», «Сорные» слова,
В этом году перед новогодними праздниками провели экологическую акцию "Елочка - зеленая иголочка". Цель акции: убедить ребят в том, что не стоит рубить ели и сосны ради нескольких праздничных дней. Ребята изготавливали елочки из подручных средств.
Огромное значение в формировании у детей экологического воспитания и интереса к природе имеет кружковая работа. Мною был выбран кружок «Школа волшебников». Занятия в кружке способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Итогом кропотливой работы стали выставки работ. Ребятами представлены различные поделки животных, насекомых, птиц, деревьев. Занятия увлекают детей, влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности.
Классные часы "Превращение бумажного листка", "Береги природу!", "Что такое Красная книга?", "Защитники природы", "Превращение бумажного листка", «Чтобы дольше жили книжки» (экскурсия в школьную библиотеку), «Война – экологическое бедствие» (встреча с ветеранами ВОВ) и другие способствовали воспитанию бережного отношения к природе, чувства ответственности за неё.
Экологический театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы. Был проведен экологический праздник «Разведка осенних примет».
Большое значение я придаю работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).
В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей", которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе . Оказалось, что многие родители думают, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мною проводились групповые, индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации.
Мною было проведено родительское собрание на тему "Экологическое воспитание младших школьников", где я поставила перед родителями следующие задачи:
приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья; учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать им помощь; систематически в доступной форме объяснять детям взаимосвязь природы и человека; воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Я советовала родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы, объясняла, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это отводить специально не надо, достаточно смотреть вокруг по пути в школу или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как блестит снежок, как сверкает иней на деревьях. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке школы, выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое. В ходе работы я предлагала родителям сходить с детьми в лес, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советовала родителям, какие книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Проблема экологического образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.
7