Тема статьи: «Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности младших школьников».
План
1. Особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте.
2. Педагогические требования к экологическому воспитанию школьников.
3. Основные методы экологического воспитания как средства познавательной активности.
4. Игры как средство экологического воспитания (Приложение).
В качестве эпиграфа хочу предложить Вам вспомнить следующие афоризмы, ставшие законами экологии. Экология как наука имеет 4 основополагающих закона, сформулированных в 1966 году американским экологом Барри Коммонером.
1. Все связано со всем.
2. Все должно куда-то деваться
3. Ничто не дается даром
4. Природа знает лучше
По Б. Коммонеру: «… все, что было извлечено из экосистемы человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать, он может быть только отсрочен».
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Наверное, каждый из вас, выводя на прогулку детей, замечал, что им очень нравится лежать на земле, траве или снегу и смотреть на небо. Так ребёнок приближает себя к пространству природной красоты, «сливается» с природой. Такое желание, я уверена, возникает иногда и у взрослых: уехать на море, зарыться в песок, уйти в горы. «Когда тебе плохо – прислушайся к природе. Тишина и красота мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов» - говорил Конфуций. Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка? Потому что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще неопознанное и незнакомое. Экология (греч.) - «экос» -дом, «логос» - наука, т.е. наука о доме. Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает; наука о связях между человеком и природой. Человек действительно изменил Землю, но при этом сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. Например, он сделал самому себе и своей планете «подарки»:
Загрязнение почв
Проблемы озонового слоя
Проблемы кислотных дождей
Парниковый эффект
Гибель и вырубка лесов
Процесс опустынивания
Дефицит пресной воды
Загрязнение Мирового океана
Отходы.
Неправильная утилизация отходов может привести к загрязнению почвы и воды, а также к возникновению опасных веществ в воздухе.
При этом высокоопасные вещества из этой категории содержатся в бытовых вещах и предметах, например, в аккумуляторах и покрышках.
Таяние ледников в 2023 году.
Кажется, что происходит таяние где-то на краю Земли и поэтому не касается нас напрямую.
Этот процесс необратим и его последствия могут быть катастрофическими для человечества.
Кислотные дожди
Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождем на землю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушаются от кислотных дождей.
Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных Африки, Азии, Южной Америки.
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды стало в XXI веке необходимым условием преодоления экологического кризиса.
Экологические организации, работающие в области охраны ОС:
Генеральная Ассамблея ООН
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС)
В рамках ЮНЕП Глобальная система мониторинга окружающей среды
ЮНЕСКО
Всемирная организация здравоохранения ВОЗ
Всемирная метеорологическая организация ООН
Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО)
Международное агентство по атомной энергии МАГАТЕ
Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП и т.д.
“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает русский писатель Виктор Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого”.
Сколько бы лет не говорили о гибели природы, человек - разрушитель начинает задумываться о последствиях своей деятельности после того, когда стоит перед фактом разрушения, когда спасти что-либо трудно или почти невозможно.
Проблем мирового масштаба нам, конечно, на уровне школы не решить, но мы, педагоги, можем заложить в наших детях основы экологии и привить любовь к природе. Ребенок с радостью познает и исследует то, что его интересует. Поэтому- первая и главная задача педагога - сначала заинтересовать учеников объектом, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязь в окружающем мире.
Особое внимание к проблемам экологического образования младших школьников можно объяснить двумя основными причинами:
1) необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения (с 1 по 11 класс);
2) актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Начальная школа открывает немалые возможности для этого, именно здесь закладываются основы интеллекта, структура мышления, а природная любознательность детей и искренний интерес к окружающему создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Основным пособием для решения названной проблемы служат учебники “Окружающий мир”. изучение системы учебных курсов «Зеленый дом» А.А. Плешакова.
Но, к сожалению, в учебнике по некоторым темам учебный материал представлен не в полном объеме. В связи с этим приходится привлекать дополнительные источники для более полного понимания детьми экологических проблем, путей их решения.
И здесь не обойтись без нетрадиционных уроков, позволяющих разнообразить виды и формы деятельности учащихся: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-КВН.
Ведущие идеи опыта находят свое выражение в системе уроков всех видов, внеклассных мероприятий, экскурсий. Данный опыт включает в себя комбинации элементов известных методик, предполагает использование продуктивных методов работы: проблемного, поискового, исследовательского.
Учитывая рекомендации Виноградовой Натальи Федоровны, советского и российского учёного в области педагогики, о применении проблемно-поисковых методов в преподавании окружающего мира, на уроках используется эксперимент, наблюдение, работа с таблицами, работа с измерительной аппаратурой. Ведь естествознание – это экспериментальная область человечества, а младшие школьники – пытливые исследователи окружающего мира.
На какой результат экологического воспитания детей 7-10 лет можно рассчитывать?
К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает:
эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности;
деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях;
интеллектуальную готовность - определенный уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Конечно, не у всех детей сформировано нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, а иногда эгоистическое отношение к объектам и людям. Задача школы - воспитывать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде.
Приведу некоторые формы организации экологических мероприятий в младшем звене школьников:
- оформление стендов экологической направленности;
- социальные ролики на экологические темы;
- экологические игры:
- экологические сказки;
- фотоконкурс «Мир вокруг нас»;
- экологические проекты;
- интерактивные программы;
- экологические тропы;
- исследовательские работы (выбор темы- особенный аспект)
- конкурс стихотворения о природе;
- выставка поделок из бросового материала;
- экологический десант (субботник).
- экскурсии (экологическое краеведение)
Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности (роща, парк, аллея, школьная клумба, пришкольный участок)
Основной путь познания - включение учащихся в творческую деятельность, включение процесса учебной проблемы, где учащиеся самостоятельно находят пути решения проблемы.
Этим создаются благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, познавательного интереса, развития индивидуальности и творческого мышления.
Одним из важных направлений, которые активно практикуются в современной системе преподавания экологии – это исследовательские работы. Ребята активно принимают участия в научно-практических конференциях.
Очень важным направлением в экологическом воспитании играет работа с родителями.
Основными направлениями являются родительские собрания, совместная деятельность в акциях, проектах и исследованиях и т.д.
В помощь педагогу существуют, на мой взгляд, два замечательных Интернет-ресурса:
- ns-portal, на котором не только можно найти очень много интересующей информации по вопросам воспитания, обучения, но и поделиться своим опытом работы;
- портал издательского Дома «Первое сентября», который даёт возможность подписки на электронные версии журналов «Классный руководитель», «Здоровье детей», «ОБЖ», «Школа для родителей» и многие другие.
В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте формируются и развиваются особенности характера, воли, нравственного облика.
Итак, экологическое воспитание как средство активизации познавательной деятельности младших школьников проводится через:
• Учебные предметы.
• Внеклассную работу по направлениям.
• Участие в экологических конкурсах.
Слайд 26
Все хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Приложение.
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. I. Тема «Осень».
1. Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или изменения положения солнца на небосклоне?
2. Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеленые?
3. Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики?
П. Тема «Части растений».
1. Если у кустарника ежегодно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
Чем клубень картофеля отличается от свеклы?
4. Зачем нужно знать, из чего состоят растения?
III. Тема «Живая и неживая природа».
Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
Может ли природа быть учителем? Докажи.
Смогут ли существовать на Земле водоросли, кроты, если исчезнет солнце?
Беседа «Ты пришел в гости к природе»
Ты пришел в гости к природе. А зачем? Чтобы услышать пение птиц? Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика? Чтобы полюбоваться ее красотой? Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом? Набрать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов?
Да мало ли зачем ты пришел в гости к природе! Но не
забывай: ты - в гостях! Ты -в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!
- Что же это за правила?
Начнем с самого начала:
ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают стволы белых берез. Там. наверное, очень светло и уютно! Решение принято и ты (один или с друзьями) начинаешь свое движение к выбранному уголку прямо напрямик - по лесным травам и невысоким лесным кустарникам.
Но. стоп! Что-то ты сделал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!
- Ребята, заметили ли вы допущенную ошибку?
- Все ли правильно?
- Так ли надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?
Тогда послушайте одно изречение, которое, может быть, поможет вам исправить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустыню».
Теперь понятно, что за ошибку совершил гость природы?
Да. слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утрамбовать. А заодно и повредить корни деревьев, кустарников, которые страдают от подобных гостей.
- Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе того примера?
«Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!»
Игры.
1. Ролевые - «Строительство города» - осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.
2. Имитационные - «Экосистема водоема (леса)» - роль компонентов, их взаимосвязь.
3. Соревновательные -конкурсы, КВН, викторины, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
4. Игры-путешествия:
«Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает?» (о приспособленности животных к среде обитания), «У кого какой дом» (об экосистемах),
5. Игра-перевоплощение
«Если бы я был...»(облаком, ручейком, деревом…)
Игра «Большие и маленькие».
Ребята называют животных, которые по росту:
а) меньше, чем сами дети;
б) такие же, как дети;
в) больше детей, но меньше взрослых;
г) больше взрослых.
Игра «Разноцветные полянки».
Ведущий называет цвет полянки – дети вспоминают растения, животных такого же цвета. Например: На белой полянке живут ромашки, бабочки, овечки и т.д.
Игра «Земля. Вода. Воздух»
Ведущий называет по очереди одно из трех слов: земля, вода, воздух. Дети соответственно называют животных или растения, которые живут на земле и под землей, в воде, в воздухе.
Картинная галерея.
Предложить детям рассмотреть репродукции картин художников – пейзажистов. Провести короткую беседу о художниках и их картинах. Можно задать детям вопросы. Например : «Ребята, мы сейчас познакомимся с репродукцией картины Куинджи, хотели бы вы узнать, как художник назвал эту картину? А какое название придумали вы? Почему? Что бы вы еще хотели узнать о художнике и картине? Что вы сами могли рассказать о ней? Видели ли вы в природе подобные пейзажи? Где? (Выслушать ответы).
Конкурс загадок.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь)
Люди ждут меня, зовут.
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Сестра сильнее брата. (Вода и огонь)
Сверкает, моргает,
Кривые копья мечет,
Стрелы пускает. (Молния)
На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)
Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива)
Что можно видеть только ночью? (Звезды, месяц)
Размышление над народными изречениями.
Пословицы:
«Земля заботу любит».
«Жизнь дана на добрые дела».
«Растения – земли украшения».
«Рощи да леса – родной земли краса».
«Без труда – нет добра».