«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности младших школьников»

План

1. Особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте.

2. Педагогические требования к экологическому воспитанию школьников.

3. Основные методы экологического воспитания как средства познавательной активности.

4. Игры как средство экологического воспитания (Приложение).

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема статьи: «Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности младших школьников».

План

1. Особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте.

2. Педагогические требования к экологическому воспитанию школьников.

3. Основные методы экологического воспитания как средства познавательной активности.

4. Игры как средство экологического воспитания (Приложение).

В качестве эпиграфа хочу предложить Вам вспомнить следующие афоризмы, ставшие законами экологии. Экология как наука имеет 4 основополагающих закона, сформулированных в 1966 году американским экологом Барри Коммонером.

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться

3. Ничто не дается даром

4. Природа знает лучше

По Б. Коммонеру: «… все, что было извлечено из экосистемы человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать, он может быть только отсрочен».

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен по­знавать ее и непременно учить­ся любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действи­тельно созидающей, а не губи­тельной частью мира. Наверное, каждый из вас, выводя на прогулку детей, замечал, что им очень нравится лежать на земле, траве или снегу и смотреть на небо. Так ребёнок приближает себя к пространству природной красоты, «сливается» с природой. Такое желание, я уверена, возникает иногда и у взрослых: уехать на море, зарыться в песок, уйти в горы. «Когда тебе плохо – прислушайся к природе. Тишина и красота мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов» - говорил Конфуций. Почему именно природе от­водится особая роль в форми­ровании личности ребенка? Потому что природа окру­жает ребенка с первых дней его жизни. У детей рано проявляет­ся стремление к активному по­знанию природы. Это дает ребенку массу ярких впечатле­ний, вызывает радостные эмо­ции, заставляет исследовать еще неопознанное и незнакомое. Экология (греч.) - «экос» -дом, «логос» - наука, т.е. наука о доме. Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их ок­ружает; наука о связях между человеком и природой. Человек действительно из­менил Землю, но при этом сде­лал ее во многом опасной для собственного здоровья, для бу­дущего детей. Например, он сделал самому себе и своей пла­нете «подарки»: 

  • Загрязнение почв

  • Проблемы озонового слоя

  • Проблемы кислотных дождей

  • Парниковый эффект

  • Гибель и вырубка лесов

  • Процесс опустынивания

  • Дефицит пресной воды

  • Загрязнение Мирового океана

Отходы.

Неправильная утилизация отходов может привести к загрязнению почвы и воды, а также к возникновению опасных веществ в воздухе.

При этом высокоопасные вещества из этой категории содержатся в бытовых вещах и предметах, например, в аккумуляторах и покрышках.

Таяние ледников в 2023 году.

Кажется, что происходит таяние где-то на краю Земли и поэтому не касается нас напрямую.

Этот процесс необратим и его последствия могут быть катастрофическими для человечества.

Кислотные дожди

Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выб­росами промышленных пред­приятий, котельных, автомоби­лей. Выпадая с дождем на зем­лю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушают­ся от кислотных дождей.

Государства заключают раз­личные международные со­глашения, чтобы сообща бо­роться за спасение природы. Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких жи­вотных и растений. Этот до­кумент защищает от истребле­ния и массового вывоза в раз­ные страны многих животных Африки, Азии, Южной Америки.

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды стало в XXI веке необходимым условием преодоления экологического кризиса.

Экологические организации, работающие в области охраны ОС:

Генеральная Ассамблея ООН

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС)

В рамках ЮНЕП Глобальная система мониторинга окружающей среды

ЮНЕСКО

Всемирная организация здравоохранения ВОЗ

Всемирная метеорологическая организация ООН

Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО)

Международное агентство по атомной энергии МАГАТЕ

Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП и т.д.

“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает русский писатель Виктор Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого”.

Сколько бы лет не говорили о гибели природы, человек - разрушитель начинает задумываться о последствиях своей деятельности после того, когда стоит перед фактом разрушения, когда спасти что-либо трудно или почти невозможно.

Проблем мирового масштаба нам, конечно, на уровне школы не решить, но мы, педагоги, можем заложить в наших детях основы экологии и привить любовь к природе. Ре­бенок с радостью познает и ис­следует то, что его интересует. Поэтому- первая и главная за­дача педагога - сначала заин­тересовать учеников объек­том, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязь в окру­жающем мире.

Особое внимание к пробле­мам экологического образования младших школьников можно объяснить двумя основными причинами:

1)  необходимостью рас­сматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьно­го обучения (с 1 по 11 класс);

2)  актуальностью формиро­вания элементарной экологи­ческой культуры в наиболее благоприятный период эмоцио­нального взаимодействия ребен­ка с природой.

Начальная школа открывает немалые возможности для этого, именно здесь закладываются основы интеллекта, структура мышления, а природная любознательность детей и искренний интерес к окружающему создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Основным пособием для решения названной проблемы служат учебники “Окружающий мир”. изучение систе­мы учебных курсов «Зеленый дом» А.А. Плешакова.

Но, к сожалению, в учебнике по некоторым темам учебный материал представлен не в полном объеме. В связи с этим приходится привлекать дополнительные источники для более полного понимания детьми экологических проблем, путей их решения.

И здесь не обойтись без нетрадиционных уроков, позволяющих разнообразить виды и формы деятельности учащихся: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-КВН.

Ведущие идеи опыта находят свое выражение в системе уроков всех видов, внеклассных мероприятий, экскурсий. Данный опыт включает в себя комбинации элементов известных методик, предполагает использование продуктивных методов работы: проблемного, поискового, исследовательского.

Учитывая рекомендации Виноградовой Натальи Федоровны, советского и российского учёного в области педагогики, о применении проблемно-поисковых методов в преподавании окружающего мира, на уроках используется эксперимент, наблюдение, работа с таблицами, работа с измерительной аппаратурой. Ведь естествознание – это экспериментальная область человечества, а младшие школьники – пытливые исследователи окружающего мира.

На какой результат экологи­ческого воспитания детей 7-10 лет можно рассчитывать?

К концу начального обучения может быть сформирована го­товность ребенка к правильно­му взаимодействию с окружа­ющей природой. Она включает: 

  • эмоциональную го­товность - восприимчивость к миру природы, чувство удивле­ния, восторженности;

  • деловую готовность - воз­можность реализовать свои зна­ния в разнообразных нестандар­тных ситуациях;

  • интеллектуальную го­товность - определенный уро­вень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культу­ры.

Конечно, не у всех детей сформировано нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, а иногда эгоистическое отношение к объектам и людям. Задача школы - воспитывать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде.

Приведу некоторые формы организации экологических мероприятий в младшем звене школьников:

- оформление стендов экологической направленности;

- социальные ролики на экологические темы;

- экологические игры:

- экологические сказки;

- фотоконкурс «Мир вокруг нас»;

- экологические проекты;

- интерактивные программы;

- экологические тропы;

- исследовательские работы (выбор темы- особенный аспект)

- конкурс стихотворения о природе;

- выставка поделок из бросового материала;

- экологический десант (субботник).

- экскурсии (экологическое краеведение)

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности (роща, парк, аллея, школьная клумба, пришкольный участок)

Основной путь познания - включение учащихся в творческую дея­тельность, включение процесса учебной проблемы, где учащиеся самостоятельно находят пути решения проблемы.

Этим созда­ются благоприятные условия для развития коммуникативных спо­собностей детей, познавательного интереса, развития инди­видуальности и творческого мышления.

Одним из важных направлений, которые активно практикуются в современной системе преподавания экологии – это исследовательские работы. Ребята активно принимают участия в научно-практических конференциях.

Очень важным направлением в экологическом воспитании играет работа с родителями.

Основными направлениями являются родительские собрания, совместная деятельность в акциях, проектах и исследованиях и т.д.
В помощь педагогу существуют, на мой взгляд, два замечательных Интернет-ресурса:

- ns-portal, на котором не только можно найти очень много интересующей информации по вопросам воспитания, обучения, но и поделиться своим опытом работы;

- портал издательского Дома «Первое сентября», который даёт возможность подписки на электронные версии журналов «Классный руководитель», «Здоровье детей», «ОБЖ», «Школа для родителей» и многие другие.

В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте формируются и развиваются особенности характера, воли, нравственного облика.

Итак, экологическое воспитание как средство активизации познавательной деятельности младших школьников проводится через:

• Учебные предметы.

• Внеклассную работу по направлениям.

• Участие в экологических конкурсах.

  Слайд 26

Все хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!







Приложение.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. I. Тема «Осень».

1.  Что приблизит наступле­ние осени: затяжные летние дож­ди или изменения положения солнца на небосклоне?

2.  Почему птицы не прячут­ся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеле­ные?

3.  Можно ли задержать пе­релетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи доми­ки?

П. Тема «Части расте­ний».

  1. 1. Если у кустарника еже­годно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он де­ревом? 

  2. Почему на лугу, где пас­лись козы, никогда не цвели цве­ты?

  3. Чем клубень картофеля отличается от свеклы?

4.  Зачем нужно знать, из чего состоят растения?

III. Тема «Живая и нежи­вая природа».

  1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и ок­ружающий нас мир одно и тоже?

  2. Может ли природа быть учителем? Докажи.

  3. Смогут ли существовать на Земле водоросли, кроты, если исчезнет солнце?



Беседа «Ты пришел в гости к природе»

Ты пришел в гости к при­роде. А зачем? Чтобы услы­шать пение птиц? Чтобы уви­деть, как раскрывается тугой бутон колокольчика? Чтобы полюбоваться ее красотой? Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом? На­брать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов?

Да мало ли зачем ты при­шел в гости к природе! Но не

забывай: ты - в гостях! Ты -в чужом доме, в котором мно­го своих жильцов и правил. Выполняй их!

-  Что же это за правила?
Начнем с самого начала:

ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбира­ешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уго­лок, за которым проглядыва­ют стволы белых берез. Там. наверное, очень светло и уют­но! Решение принято и ты (один или с друзьями) начина­ешь свое движение к выбран­ному уголку прямо напрямик - по лесным травам и невы­соким лесным кустарникам.

Но. стоп! Что-то ты сде­лал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!

-    Ребята, заметили ли вы допущенную ошибку?

-    Все ли правильно?

-    Так ли надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?

Тогда послушайте одно изречение, которое, может быть, поможет вам испра­вить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тро­пу, а тысячи - пустыню».

Теперь понятно, что за ошибку совершил гость при­роды?

Да. слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утрамбовать. А заодно и по­вредить корни деревьев, кус­тарников, которые страдают от подобных гостей.

-  Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе того примера?

«Не топчи зря лесные по­лянки и уголки, передвигайся по тропинкам!»





Игры.

1. Ролевые - «Строитель­ство города» - осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.

2. Имитационные - «Эко­система водоема (леса)» - роль компонентов, их взаимосвязь.

3. Соревновательные -конкурсы, КВН, викторины, «Поле чудес», «Что? Где? Ког­да?».

4. Игры-путешествия:
«Кто где живет?», «Летает, бе­гает, прыгает?» (о приспособ­ленности животных к среде обитания), «У кого какой дом» (об экосистемах),

5. Игра-перевоплощение
«Если бы я был...»(облаком, ручейком, деревом…)

Игра «Большие и маленькие».
Ребята называют животных, которые по росту:
а) меньше, чем сами дети;
б) такие же, как дети;
в) больше детей, но меньше взрослых;
г) больше взрослых.
Игра «Разноцветные полянки».
Ведущий называет цвет полянки – дети вспоминают растения, животных такого же цвета. Например: На белой полянке живут ромашки, бабочки, овечки и т.д.
Игра «Земля. Вода. Воздух»
Ведущий называет по очереди одно из трех слов: земля, вода, воздух. Дети соответственно называют животных или растения, которые живут на земле и под землей, в воде, в воздухе.


 Картинная галерея.
Предложить детям рассмотреть репродукции картин художников – пейзажистов. Провести короткую беседу о художниках и их картинах. Можно задать детям вопросы. Например : «Ребята, мы сейчас познакомимся с репродукцией картины Куинджи, хотели бы вы узнать, как художник назвал эту картину? А какое название придумали вы? Почему? Что бы вы еще хотели узнать о художнике и картине? Что вы сами могли рассказать о ней? Видели ли вы в природе подобные пейзажи? Где? (Выслушать ответы).
Конкурс загадок.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь)

Люди ждут меня, зовут.
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Сестра сильнее брата. (Вода и огонь)

Сверкает, моргает,
Кривые копья мечет,
Стрелы пускает. (Молния)

На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)

Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива)
Что можно видеть только ночью? (Звезды, месяц)

Размышление над народными изречениями.
Пословицы:
«Земля заботу любит».
«Жизнь дана на добрые дела».
«Растения – земли украшения».
«Рощи да леса – родной земли краса».
«Без труда – нет добра».


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее