Воспитание положительного отношения к природе в процессе обучения естествознанию младших школьников.
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью данной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников и его реализация в процессе изучения курса «Природоведение».
Воспитание положительного отношения к природе в процессе обучения естествознанию младших школьников.
ХАЙРУТДИНОВА ВЕНЕРА НАИЛЬЕВНА | 1 48 str. |
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию. Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей кружковой работы в курсе естествознания являются недостаточно разработанной. Поэтому мы попытались выявить методические возможности экологического кружка в формировании экологически грамотной личности младшего школьника.
Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников. Изученная литература свидетельствует о недостаточном внимании именно к этому этапу экологического образования.
I Экологическое образование и воспитание младших школьников.
1. Содержание экологического образования.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.
Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» (1999) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматривается под различными названиями. Проанализируем некоторые из них.
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Частью такого потенциала является курс «Природа и люди», разработанный З.А.Клепининой (1999). В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса.
Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек».
Вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.
Третья задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее.
Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса сохраняются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Реализация специфического принципа – экологической направленности – осуществляется по схеме: взаимосвязь «природа – человек», «человек – природа» – правила отношения человека к природе (общие правила охраны природы) – доступная природоохранительная деятельность детей данного возраста (выращивание растений, подкормка животных, сбор семян и растений, распространение их среди населения, уход за домашними насаждениями и тому подобное) – правовые нормы охраны природы. Эти идеи рассматривается как причина и следствие, и приводят к пониманию сущности науки экологии. Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры.
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек –природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Задача курса – научить младшего школьника понимать окружающий мир.
Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций.
Система учебных курсов под названием «Зелёный дом» разработана А.А. Плешаковым (1999). Эта система учебных курсов с экологической направленностью, разработка которой началась более десяти лет назад в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Уже в те годы чётко определилась главная цель проекта – создание условий для формирования у младших школьников основ экологического сознания, необходимого современному человеку, находящемуся в крайне непростых взаимоотношениях с природной средой.
В настоящее время «Зелёный дом» – целостная система учебных курсов, обеспечивающая ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование. Она включает курсы:
«Ознакомление с окружающим миром» (1-ые и 2-ые классы);
«Природоведение» (3-и и 4-ые классы);
«Мир вокруг нас» (1-ый класс трёхлетней начальной школы);
«Экология для младших школьников» (факультативный курс для 3 класса);
«Планета загадок» (факультативный курс для 4-го класса).
Особенности системы:
решает проблемы преемственности, связанные с переходом ребёнка от дошкольного к начальному образованию и от начального – к изучению естественных наук в среднем звене;
включает как основные, так и факультативные курсы, что позволяет полнее учитывать интересы и возможности детей.
На первом этапе обучения младшие школьники знакомятся с окружающим миром. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствует в курсе, однако они не обособлены, а органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты. Такой подход, на мой взгляд, отвечает как познавательным потребностям детей, так и задачам экологического образования, поскольку направлен на осознание учащимися многообразия и единства мира, места и роли в нём человека. Учебный материал представлен содержательными линиями: природа, жизнь города и села, здоровье и безопасность, общение, первоначальные географические представления.
В последующих классах дети изучают «Природоведение». Этот, традиционный для начальной школы, предмет в рамках «Зелёного дома» коренным образом обновлён. По существу, заново выстроено его современная экологическая версия, опирающаяся на присущее младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладеть определёнными теоретическими знаниями. В основу курса положены идеи многообразия природы, её экологической целостности, единства природы и человека. В третьем классе эти идеи раскрываются в процессе изучения природных компонентов (воздух, вода, почва, растения, животные и так далее.), а в четвёртом классе – при изучении природы России и родного края.
Существует множество идей и подходов к изучению экологического материала в системе природоведческих знаний младшими школьниками, но перед ними стоит одна цель – природа должна стать для ребёнка второй родиной, где быть чужаком вредно и стыдно. У истоков этого подхода стояли немецкий натуралист и поэт И.В. Гётте с его благоговейным отношением к природе и естествоиспытатель, географ, путешественник А. Гумбольдт, который считал, что богатство естествознания заключается не в обилии фактов, а в их взаимной обусловленности (Алексеев, Симонова, 1999).
При проектировании содержания интегративного курса в начальной школе по экологическому образованию, включаются элементы предметов «Природоведение» или «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология» (уроки здоровья, азбука здоровья и т.п.) (Симонова, 1999). Можно создать графический образ курса позволяющий определить его ключевые, системообразующие идеи:
Человек и его здоровье (внутренняя среда организма человека);
Человек в окружающей природной среде;
Человек в окружающей социальной среде.
Ещё В.А. Сухомлинский, размышляя о том, с чего необходимо начинать знакомство учащихся с окружающим миром, пришёл к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности – чувства тревоги за не накормленного щенка, не политое дерево. В.А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания» (Алексеев, Симонова, 1999).
По Павленко (1999) в основе экологического образования находятся
следующие проблемы:
Защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения, истощения;
Сохранение многообразия видов организмов и их целостности сообществ;
Охрана природы как необходимого условия здоровья человека;
Преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе;
Забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающей среды.
Тенденции развития содержания экологического образования: максимальный учёт возрастных особенностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания, опора на идеи комплексной экологии – биологической, глобальной, социальной экологии человека (Симонова, 1999). Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования.
Необходимо у младшего школьника формировать понятие о природе как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству человека; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.
2. Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся.
Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на мой взгляд, являются следующие:
формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процессе необходимым является учет взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов;
важно учитывать единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению;
исходными положениями в формировании экологически грамотного человека
являются принципы систематичности, непрерывности и междисциплинированности экологического образования и воспитания, а также представления о целостности окружающей среды и о тесной связи и взаимозависимости слагающих её компонентов.
Основным принципом природоохранной деятельности является обеспечение баланса средопотребляющих и средовоспроизводящих территорий в регионе. Для формирования таких представлений необходима стройная система теоретических знаний и практических навыков, направленных на поддержание этого баланса, оптимизацию и исправление сложившихся нарушений в процессе природопользования. Такие понимания и убеждения складываются в результате длительного процесса экологического воспитания и образования. Этого можно достичь при выполнении некоторых принципиальных положений:
Систематичность и непрерывность экологического образования и воспитания.
Для достижения поставленных целей и задач необходима четкая система содержания способов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Очень важным является выделение главных компонентов, их взаимосвязь, а также развитие и четкое представление структуры этой деятельности. Структурно-системный подход позволяет отобрать основные элементы знаний, распределить их в определённой последовательности, органично увязать с содержанием основ курса физической географии. Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе «Природа – общество – человек». Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Послешкольное экологическое образование включает дальнейшее развитие общетеоретических знаний в сочетании с овладением практическими сведениями и навыками их применения в условиях деятельности, определяемой той или иной профессией. Непрерывность экологического образования предполагает совокупное влияние и рациональное использование разнообразных источников знаний и средств массовой информации (Зверев И.Д., 1990).
3.Междисциплинарность в экологическом образовании и воспитании.
Межпредметный подход предполагает взаимосогласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях получения экологических знаний. Важно сочетать логику развития ведущих положений и понятий, входящих в содержание того или иного предмета с последовательным обобщением и углублением экологических проблем.
Единство интеллектуального и эмоционального восприятия среды и практической деятельности учащихся по её усмотрению.
Становление экологически воспитанного человека в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно- эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её улучшение (Экологическое воспитание..., 1989). Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует на сочетание рационального познания природы с воздействием художественнообразных средств и непосредственного общения с природной средой.
В.А. Сухомлинский (1988) оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Он ставил задачу раскрыть роль природы в воспитании стремления к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. «Природа, труд, мысль – это предметы специального исследования». Известны «уроки мышления в природе», которые проводил этот замечательный педагог. «Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».
Недооценка этого принципа приводит или к чистому интеллектуализму, или к бездеятельной мечтательности, или к расчетливому прагматизму. Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в практической деятельности динамичен и зависит от возраста учащихся.
Очевидно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте большее значение имеет эмоционально-эстетическое восприятие среды, чем интеллектуальное. До некоторой степени равнозначное их проявление характерно для подростков. Для юношества большее значение приобретает интеллектуальное осмысление природы, однако это не означает, что утрачивает своё влияние художественно-образное восприятие природы. Оно приобретает большую осмысленность и осознанность. Это воздействует на устойчивость и последовательность действий молодого человека, направленных на преобразование непосредственной среды его жизни и труда.
Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов. Ближайшее окружение школьника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии. Нельзя переоценить значение краеведческого принципа применительно к реализации задач экологического образования. Природное и социальное окружение оказывает непосредственное влияние на школьника и определяет стиль его отношения к окружающей среде.
Особая роль при реализации краеведческого принципа принадлежит практической деятельности учащихся, направленной на развитие их экологической культуры. Однако нельзя ограничивать экологическое образование только знанием природы родного края. При анализе конкретных фактов положительного или отрицательного воздействия человека на природу в данной местности, необходимо вместе с этим давать оценку последствий с государственных и общепланетарных позиций. В систему представления учащихся должны включаться данные, показывающие глобальный характер проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ, поэтому те многие проблемы охраны природы могут быть эффективно только путём тесного международного сотрудничества (Ахромеев А. М., 1989). Развивая, заботу учащихся о природе родного края своей Родины учитель внушает им мысль, что Земля – это космический корабль для всех людей и забота об условиях жизни на ней – общая забота всего человечества.
4. Экологическое воспитание
Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.
Один из видов работ – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе продолжается и на уроках труда, ИЗО, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.
Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. В школе нет пришкольного участка, где ребёнок мог бы своими руками посадить и вырастить растение, поэтому решить эту задачу нам помогают комнатные растения. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи.
Как известно, большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими и почвенными условиями. Создавая приближённые условия жизни для комнатных растений, дети на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений. Чтобы эта работа принесла желаемые плоды, учитель сам должен обладать определённым запасом знаний. Но только лишь экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание в своей работе мною уделяется и разъяснительной работе с родителями. Родителям рекомендую для чтения с детьми рассказы В Бианки, М. Пришвина, П Воронько.
Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе. Провожу консультации на темы: «Природа и дети», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др.
Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы,
грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью данной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников и его реализация в процессе изучения курса «Природоведение».
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Провести анализ объёма и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса «Природоведение» и их использования в практической деятельности.
3. Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе природоведения, обобщить имеющийся опыт.
4. Проанализировать роль межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников.
Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование культуры поведения в природе и социуме. Доказано, что в основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы. Стратегической целью образования должно стать экологическое мышление, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика.
Экскурсия, как один из видов форм по ознакомлению детей с природой, помогает ребенку в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Важным средством формирования экологической направленности личности ребенка является игра, которая дает конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в природе.
Решение основных задач школы способствует и внеклассная работа. В ходе изучения родного края в воспитании у детей бережного отношения и любви к природе исключительно важную роль играет краеведческий подход.
Вся проводимая в школе работа по охране природы преследует одну главную цель – воспитать у подрастающего поколения ответственность за состояние и разумное использование окружающей природной среды. Несомненно, что и урок, как основная форма организации учебной работы по природоведению, является средством формирования у младших школьников ответственного отношения к природе, так как содержание природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания учащихся. На уроках природоведения учитель рассказывает школьникам о деятельности природоохранительных органов по охране и восстановлению природных ресурсов, учат детей правилам поведения в природе, бережному отношению к ней.
Изучение предметов и явлений природы на уроках способствует развитию у детей эстетического вкуса, приучает их видеть и слушать прекрасное, ценить его.