«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Экологический КВН

Разработка для учащихся 4 классов "Экологический КВН".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки























ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

КВН





























  1. Представление команд

«Снеговики»

«Веснянки»

Пропуском на соревнования будут стихотворения.

1. Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

2. Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

3. И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

4. Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

1. Ударил гром двенадцать раз 
И замер в стороне. 


2. Природа отдала приказ 
Салютовать весне.

3. Приказ черёмухе цвести, 
Крапиве быть не злой. 


4. Дождю дорожки подмести 
Серебряной метлой.

5. Чтоб каждый кустик был певуч 
Всем птицам звонче петь! 


6. А солнцу выйти из-за туч 
И веселее греть.

Весна: открываю наш веселый, звонкий, радостный турнир.

-Сейчас мы увидим, какие мы артисты.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

(Александр Кардаков)

Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт,
Выхожу из дома я, —
Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути:
"Ты скорей, дружок, расти!"

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я, 
Отвечаю солнцу я:
"Здравствуй, Родина моя!"

Сценка «Ромашка» и «Травяная ведьма».

Девочка «Ромашка» сидит с букетом лекарственных трав в руках.

Ромашка.

Много трав растет полезныхНа земле страны родной.Могут справиться с болезньюМята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок,Дать в букет еще цветок(протягивает пучок дурмана)

Ромашка.

Разгадала твой обман!Посмотрите, вот дурман –Ядовитая трава,Разболится головаОт подарка твоегоЗабирай назад его. (Травяная ведьма убегает.)

Ромашка.

Ох, уж эта травяная ведьма!Так и норовит сделать гадость:То корешок ядовитый подсунет,То травку несъедобную. (Крадучись, возвращается Травяная ведьма.)

Травяная ведьма.

Я одумалась ребята,Лучше вместе в лес пойдем,Соберем шалфей и мяту, Нежных ландышей нарвем. Дома их поставим в воду.

Ромашка.

Поняла я, братцы, сразуХитрый замысел ее. (Загораживает детей от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаком и убегает.)

Ромашка.

Мы растенья эти знаем, бережем и охраняемОт таких лихих, как этаСобирательниц букетов.В книгу красную ониУже давно занесены.Мы их рвем не на потехуИх даров лесного царстваЛюди делают лекарства.

Ребята, а кто знает, что такое «Красная книга природы»?

Один из детей:Эта книга, в которую заносят редкие виды растений, животных, насекомых. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно. Мотылек занесен в «Красную книгу» и его не надо обижать.

РЕБЁНОК И МОТЫЛЁК

РЕБЁНОК

Мотылёк, как же так?
Не пойму я никак!
Целый день ты летал
Расскажи, как живёшь,
Что ты ешь, что ты пьёшь,
Где твой мир, где твой дом...
Расскажи обо всём.

МОТЫЛЁК

Я живу на лугах,и в садах, и в лесах,
Я летаю весь деньв голубых небесах.
Солнца ласковый светозаряет мой кров.
Мне еда и питьё -ароматы цветов.
Но живу я недолго -не более дня.
Будь же добрым со мнойи не трогай меня!

1-й конкурс «Разминка».

  1. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. (Вода.)

  2. Цветкикакой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в прическе? (Картофеля).

  3. Какой золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик, огородный осот, мать и мачеха).

  4. Вьют ли наши птенцы гнезда на юге? (Нет).

  5. У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов.)

  6. Кругом вода, а с питьем беда? (Море).



2-й конкурс. «Важней всего погода в доме».

На заранее разрезанных листочках записаны предметы. Нужно их «собрать». За быстроту – 1 балл, за правильный ответ – 2 балла.

Например, я январе / к вечеру / потеплело-к осадкам. (3 листика).



В сентябре белые кучерявые облака быстро увеличиваются и темнеют- к дождю.

В июне вечером усиливаются звуки и запахи – к дождю.

В январе к вечеру усилился мороз – к ясной погоде.

В апреле вечерняя заря багрово – красная – к ветру и осадкам.

В феврале усилился ветер к вечеру – к осадкам.

3-й конкурс. «Музыкальный калейдоскоп».

Вспомните песни, где встречаются слова погода, снег, дождь, солнце, радуга. Спойте строчку песни.

(«Главней всего погода в доме»; «У природы нет плохой погоды»; «А я опять не по погоде одет»; «Что мне снег, что мне дождь»; «Снег кружится летает, летает»; «Мороз снежком укутывай смотри не замерзай»; «Дождик, дождик пуще»; «А дождик забияка, листочек закапал»; «От улыбки радуга проснется»).



4-й конкурс. Проект «Город моей мечты».

Командам предлагается выполнить макет (рисунок) «Город моей мечты». НА задание дается 5 минут. Можно использовать заранее принесенный с собой материал. Рисунок должен быть выполнен с точки зрения эколога.



Игры со зрителями (пока команды выполняют задание «Город моей мечты».

Загадки.За правильный ответ зрители получают 1 балл, который могут перевести на счет понравившейся команды.



- Утреннее серебро на траве. (Роса)

- Что в пустыне дороже алмаза. (Вода)

- В роднике вода всегда, а откуда в нем она? (Из земли).

- Животное гуляющее само по себе. (Кошка).

- Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц).



Верно – неверно. Зрителям предлагаются упражнения, с которыми они могут согласиться или нет. Для поднятия настроения и снятия усталости можно использовать различные условные знаки.

Например: «да» - встать или поднять руки, «нет» - сесть или похлопать в ладоши.

- Слон – хищное млекопитающее. (Нет).

- Гусь – самая дисциплинированная на свете птица. Она никогда не попадает под колеса автомобиля. (Да).

- Флора – имя древнеримской богини цветов, весны и юности. (Да).



5 –й конкурс. Конкурс «Анаграммы».

Задание написаны на листочках, которые вытаскивают капитаны команд; выполняется на время (10 – 15 секунд). После обсуждения в команде капитан называет ответ.

Анаграмма – загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.(Липа – пила)



Я - дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня ты всюду. Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду.(Сосна – насос)



Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою,

А буквы переставь во мне,

Я потеку рекою.(Слива – Висла)



6-й конкурс. «Закончи рассказ» (конкурс капитанов).

На листочках написано начало рассказа, а капитанам предлагается его закончить. Задание дано с целью развить речь учащихся и закрепить экологические понятия.
На краю красивой маленькой речки стоял удивительный городок, с очень красивым названием Цветочный. И жили в нем коротышки. Но однажды на этот город налетела страшная туча, и пошел кислотный дождь.

Игра со зрителями «Прокомментируй пословицы».Пока капитаны готовятся, проведем очередной конкурс со зрителями. Выслушиваются несколько вариантов ответов. За более полный и понятный ответ дается жетон, который можно передать команде. 

 На молодняк в лесу не поднимай руку, будет он служить тебе и внуку.

Лес без птицы и птица без леса не живут.

Нет, милей чудес, чем наш русский лес.


7-й конкурс. «Закончи чистоговорку на экологическую тему».


Команде предлагаются последние звуки чисто говорки, а затем предлагается продолжить ее в рифму. После обсуждения команды читают ответы. 


Ять – ять – ять – Природу нужно охранять.

Ождь – ождь – ождь – Не нужен нам кислотный дождь.
Я – я – я – Наука экология.

Ля – ля- ля –Мы спасем тебя, Земля.



«Микрофон».

Самое высокое животное на земле – жираф. Его рост достигает 5 метров.

Самая большая и тяжелая птица на земле – африканский страус. Его масса – 80-100 кг., рост – до 2,5 м.

Самая маленькая птица – колибри.

Самое большое животное в мире – КИТ. Сам громадный, а глотка маленькая. Китовая пасть словно бы перегорожена множеством роговых пластинок с бахромой по краям – китовым усом. Это что-то вроде огромной цедилки. Наберет кит полную пасть воды, потом через ус ее процедит. Вода выливается, а мелкие рачки, рыбешки остаются. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. Кит кормит своих малышей молоком. И дышат киты, как все звери воздухом.

Кто самый быстрый?

Из млекопитающих быстрее всех бегает гепард – за час он пробегает до 112 км. Зайцы и страусы могут пробежать до 100 км.

Кто громче всех кричит?

Очень громким голосом отличается бегемот. На третье место можно поставить рычание львов. А самый горластый из всех животных крокодил.

Пьют ли рыбы воду?

Да, пьют. Они заглатывают ее, когда открывают рот, чтобы поесть. Так что они и пьют и едят в одно и то же время.

Кто дальше и выше всех прыгает?

Лошадь. Рекорд в высоту – 2м 47см, в длину – 22м.

Для чего березе нужны отметины на стволе?

Березовая кора очень плотная. Черные отметины на коре березы – отдушины, через которые она «дышит».

Кто самый большой?

Сегодня самое большое животное – голубой кит. Длина голубого великана – 33 м. А весит он больше 50-ти слонов – 150 тонн.

Кто растет в сумке?

Кенгуренок. Он рождается слепым, голым и очень маленьким. У взрослого кенгуру, который достигает длины (с хвостом) свыше двух с половиной сумке матери целых 8 месяцев.



Кто поет крыльями? Кто слушает ногами?

Это кузнечик. Двигая крыльями, он издает звуки, будто кто-то часто-часто стучит молоточком. Поймайте кузнечика, внимательно осмотрите его перед-ние ноги. Вы увидите длинные щели – это и есть «уши».

Экономный житель.

В Индии есть паук, который может обойтись без пищи 18 лет.

Кто самый зубастый зверь?

Садовая улитка. У нее 14175 зубов.

Много ли у птиц перьев?

Больше, чем видимых невооруженным взглядом звезд на небе. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч.

-Чем отличаются птицы от других животных?

-Названия каких птиц зашифрованы в этих ребусах? (Показываю).



Кроссворд «Литературный»

По горизонтали:

  1. На верхушке пестрый …белке домик конопатил.

3.Жили у бабуси, два веселых … (из детской песни).

5.Спой нам песню,…,…,Раз иголка, два иголка – будет ёлочка (из песни).














































































































































































По вертикали:

  1. , …, не будите солдат… (из песни).

4.За что … хвалили петуха? (И.Крылов)

6. …учатся летать. (из песни)



Викторина о грибах.

-Какие лесные растения могут заменить мясо?

(Грибы. По питательности наиболее ценные белые грибы и шампиньоны).



-Может ли гриб съесть дом?

(Может. Это домовой гриб, который разрушает древесину).



-Какие птицы едят грибы?

(Глухари).



-У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок.

Каково настоящее название гриба? (Гриб – дождевик).



-Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки).



Проблемное задание.

Какой гриб под каким деревом надо искать? (на доске изображения деревьев и пня).

Пень – опята.

Под елью и сосной:лисички, маслята, рыжики.

Под осиной: подосиновик.

Под дубом: белый гриб.

Под березой:  белый гриб, сыроежка.



Эрудит



-Какие животные прыгают дальше всех? (Кенгуру).

-Самая большая кошка на земле? (Тигр).

-Какое животное никогда не спит? (Дельфин).

-Какая птица кормит малышей молоком? (Пингвин).

-Какую птицу и за что называют лесной кошкой? (Сову).

-Какие птицы выдерживают самую низкую температуру воздуха? (Гуси и утки).

-Какая ягода самая большая? (Арбуз).



В мире животных



(Изобразить жестами, мимикой, движениями животное, чтобы его узнать). (Кот, медведь, змея, сова, собака, лиса, обезьяна, пингвин).





Мозговая атака



-Чем отличается насекомое от других групп животных?



Загадки



Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)



Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Идет - землю дерет. (Жук)



Летит, урчит,
На землю падет - землю дерет. (Жук)



Маленький, маленький мужичок, а острый топорик. (Пчела)



Сидит девица в темной темнице,
Вяжет узор ни петлей, ни узлом. (Пчела)



Сосновыми иголками завыли волки:
Не пять, не шесть, их тысяча есть. (Пчелы)



Самого чуть видно, а голос слышно. (Комар)



Крылья Орловы, хобота слоновые,
Груди кониные, ноги львиные,
Голос медный, носы железные,
Мы их бить, а они нашу кровь лить. (Комар)



Маленький, горбатенький скачет,

несется, а в руки не дается. (Блоха)



Мала, а проворна, где бывает,

там повелевает, в шатер взойдет –

богатыря перевернет. (Блоха)



Над нами вверх ногами.
Ходят, не страшатся и никого не боятся. (Муха)



Летит мохнатенький,
Летит за сладеньким. (Шмель)





Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Шмель)



Летит – пищит,

Сядет – молчит,

Кто его убьет,

Тот свою кровь прольет. (Комар)



Не зверь, ни птица,

А нос, как птица. (Комар)





-Какие стихотворения и песни знаете о насекомых?

Муравей. Муз. Ю.Тугаринова, сл. В. Пальчинскайте.

Бабочка. Муз. Н. Бордюг, сл. Ю.Полухина.

Разговор с муравьем. Муз. А. Авернина, сл. Н. Старшинова.

Песня стрекозы. Муз. Е.Кожевниковой, сл. А.Толстого.

Комары. Муз. В. Голикова, сл. В. Татаринова.

Жук ползет. Муз. Л.Лепина, сл. Ю. Полухина.

Золотая пчелка. Муз. М. Тарцхаладзе, сл. Ю. Полухина.

Мотылек. Муз. В. Бордюг, сл. В. Данько.

Пчелка. Муз. М. Йордаганского, сл.Д. Габе.

Песенка о кузнечиках. Муз. В.Шаинского, сл. А.Носова.

Жук. Муз. Е.Попляновой, сл. Ю. Мориц.



Лет 15 назад мне посчастливилось слушать и смотреть сказку-оперу «Муха Цокотуха» К.Чуковского в исполнении детишек одной из музыкальных школ, фотографировать радостные личики мухи-цокотухи, комара, бабочки, божьей коровки, кузнечика, паука и скажу откровенно, счастлива была не только я, счастливы были и поющие и играющие «насекомые», их родители, их педагоги. Постарайтесь вспомнить другие стихи и песни о насекомых, попытайтесь изобразить в «лицах», спеть или станцевать и вы кого-нибудь из них, ну хотя бы «Стрекозу» (что лето красное пропела) и «Муравья» (что укоряет стрекозу- «ты всем пела – это дело, так пойди же попляши»), «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова, или «Тараканище»(что рычит и кричит, и усами шевелит) К.И.Чуковского, или «Муравьишку» (у которого ножки болят) В.И.Бианки, и тогда ваша игра- викторина или литературный вечер превратится в замечательный театр «Людей и Насекомых».







Игра «Ворона и воробьи».

Весна.

Объявляю игру «Ворона и воробьи». Ребята делятся поровну на две команды- «ворон» и «воробьев». В центре зала проводится линия. На расстоянии 10-12 шагов справа и слева от нее чертят еще две линии. За одной из них стоят «вороны», за другой – «воробьи». По сигналу ведущего дети шеренгой движутся навстречу друг другу к центральной линии. Ведущий по слогам произносит: «Во-ро… и неожиданно заканчивает «-бьи» или «-ны». Кого он назовет, те убегают, а другая команда их догоняет. Пойманные ребята продолжают участвовать в игре, но команда получает штрафные очки; побеждают те, у кого их окажется меньше.



Заключительная часть

  1. Н. Заболоцкий « Просьба »

    Раненая птица в руки не давалась,
    Раненая птица птицей оставалась.
    Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
    На траве кровавой вздрагивает птица.
    Птицы, рыбы и звери
    В души людям смотрят.
    Вы их жалейте, люди,
    Не убивайте зря;
    Ведь небо без птиц — не небо,
    А море без рыб — не море!
    И земля без зверей — не земля,
    Не земля, не земля!
    Люди-исполины, люди-великаны,
    Есть у вас винтовки, сети и капканы,
    Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
    И должно быть сердце — сердце человечье.
    Люди-человеки, страны и народы,
    Мы теперь навечно должники природы.
    Надо с этим долгом как-то расплатиться,
    Пусть расправит крылья раненая птица!

  2. Монолог «Природа»

Я – природа, Я – великий мастер,

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастье

Подарить – в моей всё это власти!

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой…

И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, моё уменье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь ты сам – мой творенье!

И у нас с тобой – одна судьба!

Да, ты вырос – ты простился с детством.

Шире – что не год твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг, да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш) –

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших – не создашь.

Мы с тобою ниточкой одною

Связаны– нет жара без огня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня!

Подведение итогов. Награждение команд.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее