«Оқушылар ұйі» Коммуналдық Мемлекеттік Қазыналық кәсіпорыны
Коммунальное Государственное Казенное Предприятие «Дом школьников»
«Твои соседи по планете»
Педагог дополнительного образования
Колганова В.А
Риддер
2018 г.
Цель: Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля
Задачи: Пробудить у учащихся интерес и любовь к окружающей природе, способствовать углублению знаний учащихся, воспитывать стремление бережного отношения к природе.
Ход мероприятия.
Добрый день, девчонки и мальчишки! Сегодня у нас проходит мероприятие «Твои соседи по планете». Сегодня вы вспомните, а может быть, узнаете впервые, кто сильнее в царстве зверей, кто самый маленький, самый большой, самый быстрый, кто дольше всех живет, кто прожорливее всех и т.д.
Все, все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делаем мед и кто делает яд.
Чтобы нам все это узнать, нам необходимо отправиться на станции природы. Участники делятся на три команды.
1. Станция «Дружба»
Необходимо придумать название команды, выбрать капитана, который представит всех игроков.
2. Станция « Веселая разминка»
1. Зимой на ветке яблоки! Скорее собери! И вдруг, вспорхнули яблоки, ведь это… (снегири).
2. Всех за день навещу, Все, что узнала – сообщу.(сорока).
3. Меньше тигра, больше кошки. За ушами кисти – рожки. (рысь).
4. Кто модница крылатая, платье полосатое, ростом хоть и кроха, укусит - будет плохо.(оса)
5. Мой хвост не отличить от головы меня всегда в земле найдете вы. (червяк).
6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
7. У кого на сучке кладовая? (У белки).
8. Какую птицу называют "белобока"? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.(Медуза).
3. Станция «Лесная».
Мы с вами дошли до лесной станции, на которой узнаем самого крупного наземного млекопитающего. Конечно это слон. А скажите, для чего нам нужны животные.
Конкурс проходит в виде эстафеты. У каждой команды есть равное число карточек, на которых записаны название животных. По команде ведущего, один игрок из каждой команды бежит, и берет карточку с названием животного, который водится в наших лесах.
Учитывается не только скорость, но и правильность ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл, плюс дополнительный балл чья команда закончила быстрее.
+ росомаха, выдра, бурундук, кабарга, рысь, косуля, куница, норка, соболь
- шимпанзе, слон, зубр, кенгуру, олень, жираф, ленивец, тапир
4. Станция «Цветочная»
Цветы играют огромную роль в жизни человека. Они дают нам кислород, являются домом и питанием для многих насекомых, а также просто радуют нас своей красотой.
Самое высокое растение семейства злаков? Бамбук
Самая высокая трава? Банан – 5м
Самое долгоживущее растение? Баобаб – 6000 лет
А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете цветы.
1. В каком произведении ( сказки) герои летали на воздушном шаре в Цветочный город? («Незнайка в Цветочном городе»)
2. Герой какой книги любил повторять слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг…»? («Цветик-семицветик»)
3. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан из сказки «Маугли»? (Огненный цветок)
4. Для какой героини Ганса Христиана Андерсена цветок был местом для сна? («Дюймовочка»)
5. В какой сказке подснежники зацвели в феврале? («Двенадцать месяцев»)
6. Какой цветок используют для гадания? (Ромашка)
7. По народным приметам, папоротник цветет в ночь…? (На Ивана Купалу)
8. У какого цветка в мультфильме были толстые щеки? (Одуванчик)
9. Как звали веселую девочку из мультфильма «Тролли», которая любила обнимашки ( Розочка)
5. Станция «Пернатые»
Птицы нам дороги не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Птицы обитают во всех уголках земного шара. Удивительные создания, и по своим повадкам, и по своему строению
Знаете ли вы, что самые большие птицы на свете – африканские страусы. Рост их до 3 м, вес до 75 кг. Они не летают, зато бегаютбыстрее лошади.
Знаете ли вы, что самые маленькие птички на свете - колибри. Величиной чуть больше шмеля, вес 2 грамма. Гнездо не больше половинки грецкого ореха, а яйца величиной с горошину.
Знаете ли вы, что самая маленькая птичка нашей страны – королек
Знаете ли вы, что выше всех летает орел
Что бы мы делали без птиц? Своим пением, своею красотою они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят птицы сельскому хозяйству, уничтожая насекомых-вредителей и грызунов. Я думаю, будет справедливо, если мы хотя бы немного побудем в их шкуре. Почувствуем на себе, как не легко приходится пернатым нашим друзьям.
Эстафета «Пингвины»
К самой холодной точке Земного шара – Антарктиде. Там живут птицы приспособившись к этому суровому климату, это пингвины. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением, а толстый слой жира помогает спасаться от морозов. На суше они не уклюжи и не умеют летать, зато в воде могут соперничать с дельфинами, крылья служат им великолепным веслом, с их помощью пингвины развивают скорость до 40 км/ч. Сейчас вы станете пингвинятами, которые решили посоревноваться на берегу.
Задание: дети между коленями зажимают мячик. Нужно пройти дистанцию, не уронив его.
«Угощение для птиц»
Нужно из предложенных продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.
Рябина Апельсины Макароны Семечки Картофель Хлеб Котлеты
Шоколадные конфеты Яблоки Пшено Чеснок Сало Кусочки сырого мяса
6. Станция « Уши, лапы и хвосты»
Большинство современных людей живут далеко от мира диких животных, и редкие встречи с ними не дают нам возможности серьёзно задуматься над всей сложностью и многообразием их жизни. Именно сегодня, когда диких животных на Земле становится все меньше, а некоторые виды либо исчезли, либо стали редкими, мы должны знать о них больше.
Задание: Отгадайте животное по описанию.
Это крупная лесная кошка. Мех у неё густой, мягкий и очень пушистый. На кончиках ушей характерные чёрные кисточки. Рысь
Это крупный хищник. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь, шагом, этот зверь идёт след в след. Если идёт целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных. Волк
Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки. Бобр
А это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 кг., может легко преодолевать снежные сугробы, болота, хорошо плавает. Лось
«Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». Медведь.
«Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». Лиса.
Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». Заяц.
«Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». Крот.
Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». Белка
7. Станция «Защитная»
Как вы думаете, кто больше всего причиняет вреда нашей природе? Правильно, человек.
К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, «что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача ». Поэтому на протяжении долгих лет он брал от природы всё, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной деятельности человека гибнет наша планета. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти. Красный цвет книги - знак опасности, который приказывает нам: «Остановитесь!». Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды - одного из самых редких животных мира. Во всём мире известна и другая международная экологическая организация – Гринпис. Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир».
И от вас, ребята, тоже многое зависит, от вашего отношения ко всему окружающему. Ведь никому из вас не нужно объяснять, что сорить дома нельзя, каждый из вас содержит свою комнату в чистоте и порядке, но почему то, выходя на улицу, забываем об этом. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали свою ответственность в сохранении природы.
«Найди пару»
Правила поведения в лесу разрезаны на 2 части. Задача – найти продолжение предложения.
Не ломай ветви / деpевьев и кустаpников
Не pазоpяй / птичьи гнезда
Не жги / траву на лугу.
Не оставляй в лесу / мусор
Не уноси диких / животных домой
8. Подведение итогов.
Вся Земля – наш общий дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
На этом путешествие наше заканчивается. Команда- победитель награждается медалями и грамотами. Поздравляем вас!