«Зимний фестиваль знаний 2025»

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор ведёт речь о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ), раскрывает данное понятие, характеризует детей с ОВЗ, описывает основные коррекционно-развивающие задачи работы. Далее в статье говорится о формах обучения детей с ОВЗ, эффективных средствах и инновационных методах работы с «особыми» детьми.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Аннотация. В статье автор ведёт речь о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ), раскрывает данное понятие, характеризует детей с ОВЗ, описывает основные коррекционно-развивающие задачи работы. Далее в статье говорится о формах обучения детей с ОВЗ, эффективных средствах и инновационных методах работы с «особыми» детьми.

Ключевые слова: дети с ОВЗ; формы работы с детьми с ОВЗ; эффективные средства работы с детьми с ОВЗ; инновационные методы работы с детьми с ОВЗ; коррекционно-развивающая помощь; задачи коррекционно-развивающего обучения.


В современно обществе мы всё чаще сталкиваемся с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме. Как правило, такие ребята отстают от своих сверстников по каким-то параметрам и характеристикам, с трудом усваивают образовательную программу, медленно работают на занятиях, отличаются нестандартным, а порой неадекватным поведением.

С недавнего времени в обиходе появился такой термин, как «дети с ограниченными возможностями здоровья». Закон «Об образовании в РФ» даёт следующее определение понятию «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»1.

К данной категории детей относятся дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразна: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций. Кроме того, к ним относятся гиперактивные дети, дошкольники и школьники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией2.

Дети с ОВЗ к 7-ми годам не имеют необходимого уровня развития для обучения в школе, у них выражена умственная отсталость, особенно в познавательной сфере, а, следовательно, отмечается замедленное формирование речи, её качественное своеобразие и наличие большого количества речевых нарушений. «Недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, охватывающее все стороны речи, что выражается в резком снижении речевой активности, бедности лексического запаса, неумении выражать свои впечатления, чувства, желания, стойкости нарушения лексического запаса, стойкости грамматических строк речи, грубом искажении звукопроизношения. При этом существенно страдает регулирующая, планирующая, обобщающая функции речи.»3.

Дети с ОВЗ также характеризуются замедленностью к запоминанию, нарушением концентрации внимания, снижением работоспособности, присутствием неполноценности пространного анализа, зрительно-моторной координации, существенным отставанием в развитии мышления и речи.

С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия и учреждения, разрабатываются эффективные средства, формы, инновационные методы работы, которые подчинены основным коррекционно-развивающим задачам:

  • проведение психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ и их семей с целью выявления причин и характера речевых нарушений;

  • оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ, включающей: расширение кругозора, воспитание их познавательной активности, обогащение их чувственного опыта, активизация интеллектуальной деятельности путем формирования умственных операций и действий анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов, обучение построению умозаключений, выделяющих причинно-следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых явлениях и объектах, развитие речи (устной и письменной);

  • разработка эффективных способов коррекции речевых расстройств;

  • оказание психолого-педагогической поддержки семей детей с ОВЗ, включение родителей (законных представителей) в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми;

  • создание атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности;

  • поэтапность реализации задач коррекционной помощи.

Исторически сложилось, что в России и за рубежом система образования детей с ОВЗ проходила в несколько этапов. Первоначальная форма специального образования строилась по принципу дифференциации – дети с ОВЗ обучались отдельно от своих нормально развивающихся сверстников. Дифференцированная система обучения предполагает спецификацию обучения в зависимости от первичного нарушения – это и легло в основу типологии специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В России функционирует восемь типов специальных (коррекционных) образовательных учреждений:

I вида (школа-интернат для глухих детей);

II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

III вида (школа-интернат для незрячих детей);

IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении – ЗПР);

VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Российская дефектология имеет колоссальный опыт работы с детьми с ОВЗ, уникальные обучающие технологии. Основной акцент в дифференцированной системе образования делался на создание условий для усвоения детьми с ОВЗ так называемых академических знаний – того, что составляет содержание образовательной программы обычной школы. При этом программа подстраивалась под особенности психофизического развития при конкретном нарушении (например, при нарушении интеллекта, слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т. п.). Обучение в специальной школе занимает больше времени, чем в обычной – начальное общее образование, например, может длиться от четырех до семи лет. Кроме того, в программу включаются специально организованные индивидуальные и групповые занятия, имеющие коррекционно-развивающую направленность: например, в школах для детей с нарушениями слуха проводится развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи и т. п. Практически во всех специальных школах образование является цензовым, то есть ученики получают полное среднее (общее) образование. Исключение составляет школа VIII вида, где основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке.

Итак, система дифференцированного обучения выстраивается в первую очередь с учетом «особых образовательных потребностей» ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Однако со временем эта система перестала восприниматься как единственно правильная и логичная модель.

Несмотря на вышеперечисленные плюсы, дифференцированная образовательная система имеет также свои минусы:

  • коррекционные школы всех восьми видов есть не в каждом городе,

  • коррекционные школы не могут принять всех детей с ОВЗ, причины тому могут быть разные: «нет места», «необучаемость» ребёнка с ОВЗ;

  • учитель обычной школы не имел возможности и потребности развивать свои профессиональные умения и навыки в области обучения и воспитания детей с ОВЗ, поскольку работа с ними имеет свою специфику, а те средства, методы, приёмы, которые эффективны для обучения и воспитания нормальных детей, неэффективны для работы с детьми с ОВЗ. Например, с детьми с ОВЗ невозможна постановка целей, задач. Поэтому здесь в большей степени акцент смещается на согласованную работу с педагогами, логопедом и психологом, совместно с которыми происходит постоянное соотнесение достижений конкретного ребёнка с его имеющимися интересами, выработка основных задач и механизмов, составляющих систему коррекционной работы.

Система стала меняться лишь в 60–70-х годах XX века. Именно в это время была провозглашена «концепция нормализации», первоначально в скандинавских странах. Согласно этой концепции, любой человек, независимо от типа и тяжести имеющихся у него нарушений развития, имеет право на «воспитание его в духе культурных норм, принятых в том обществе, в котором он живет». Значит, каждый ребенок имеет право на участие в формах жизнедеятельности, которые обязательны для любого человека: общении, обучении, профессиональном становлении, досуге. Соответственно, диагноз не может рассматриваться как непреодолимое препятствие к такому участию4. Возникает понятие «интеграция». Это обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми.

Альтернативой интеграции принято считать инклюзию. «Инклюзия» – новый термин, который введён в обиход в 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями5. Инклюзия – это процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.

В современном обществе инклюзия стала считаться наиболее прогрессивной формой обучения, позволяющей ребёнку с ОВЗ независимо от типа и степени выраженности его нарушения обучаться вместе со своими нормативно развивающимися сверстниками. Идеи инклюзивного образования получают все большее распространение: возникают законодательные инициативы, создаются государственные программы (например «Доступная среда»), организовываются центры сопровождения инклюзивного образования. Однако некоторые специалисты считают инклюзию рискованным и неэффективным способом совместного обучения детей с особенностями и их нормативных сверстников, в отличие от интеграции.

Итак, в настоящее время для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусмотрено широкое разнообразие организационных форм обучения:

  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы I-VIII видов;

  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты I-VIII видов;

  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей I-VIII видов;

  • коррекционные классы VII-VIII видов в общеобразовательных школах;

  • обучение на дому;

  • интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в среде нормально развивающихся сверстников.

Постоянно возникают, проходят апробацию новые формы обучения, такие как:

  • дистанционное,

  • школа надомного обучения,

  • обучение надомников малыми группами с частичным пребыванием в условиях школы и др.6

Работа с детьми с ОВЗ требует подбора оптимальных технологий, средств и разработки инновационных методов.

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). Существует множество средств обучения и воспитания детей с ОВЗ: карты, схемы, таблицы, диаграммы, картины, портреты, модели, муляжи, лабораторное оборудование, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, учебники, словари, художественная литература, иллюстрации, компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, слайды, презентации, учебные фильмы, CD/DVD-диски, а также общение, труд, игра. Однако следует заметить, что при использовании наглядных средств соблюдается ряд условий, например, наглядность должна соответствовать возрасту обучающихся и материалу урока, её необходимо использовать в меру; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты и т. д.

В работе с детьми с ОВЗ можно использовать следующие эффективные средства.

  • Создание наглядных ситуаций.

  • Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

  • Нandemade-игры изготавливаются с учетом потребностей и индивидуальных особенностей детей, с учетом их интересов и пристрастий. Handemade-игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности у детей. Дети, играя с ними, испытывают незабываемые положительные чувства и эмоции.7

  • «Математический планшет» производства «Оксва». Его можно использовать для решения любой узкой коррекционной задачи. Ребенок с ОВЗ, хотя и испытывает некоторое сложности, благодаря «рисованию резиночками» получает возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, изображаемые силуэты, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание.

  • Спортивные мероприятия как средство социально-психологической и личностной адаптации детей с ОВЗ, у которых постепенно развивается интерес к совместному творчеству с родителями и со сверстниками, им становится легче адаптироваться и интегрироваться в обществе. Одновременно развиваются личностные психофизиологические качества: смелость, ловкость, сила, взаимовыручка и др. Система корректирующих спортивных мероприятий для детей с ОВЗ должна быть хорошо спланирована, детально разработана и адаптирована к их возможностям. Конечно, при организации мероприятия учитываются все особенности детей с ОВЗ: их физические, психологические и интеллектуальные возможности. Альтернатив заданий для соревнования существует великое множество.

  • Тренажерно-информационная система «ТИСА», занятия на которой направлены на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья.

  • Детский театр оказывает непосредственное эмоциональное воздействие на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, предлагает ему быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). Для ребёнка с ОВЗ увлечённость театром имеет колоссальное значение. Повышается уровень самостоятельности, уверенности в себе, своих возможностях и способностях. Дети учатся преодолевать робость и тревожность, учатся распознавать эмоциональное состояние окружающих по мимике, жестам, интонации.

  • Средства информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации8. Существует множество критериев, по которым классифицируют средства ИКТ, но самым распространённым является критерий их методического назначения.


Таблица 1. Классификация средств ИКТ по их методическому назначению9

Средства ИКТ

Методическое назначение

Обучающие

Сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Тренажёры

Предназначены для отработки разного рода умений и навыков построения или закрепления пройденного материала.

Информационно-поисковые и справочные

Сообщают сведения, формируют умении я и навыки по систематизации информации.

Демонстрационные

Визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.

Имитационные

Представляют определённый аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик.

Лабораторные

Позволяют проводить удалённые эксперименты на реальном оборудовании.

Моделирующие

Позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.

Расчётные

Автоматизируют различные расчёты и другие рутинные операции.

Учебно-игровые

Предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучающихся реализуется в игровой форме.

Методы обучения – это способы работы обучающих, в процессе которой происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

В настоящее время есть множество инновационных методов работы с детьми с ОВЗ.

  • Нетрадиционные методы рисования (пальчиковые, печатание разными предметами, рисование нитками, ЭБРУ).

  • Игровые методы.

  • Метод моделирования.

  • Метод проектов.

  • Рефлексия.

  • Иппотерапия.

  • Арт-терапии: сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, изо-терапия.

  • Мнемотехника.

Безусловно, тема «Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» очень объёмная, а каждый метод, каждое средство работы с детьми с ОВЗ требует отдельного рассмотрения в рамках подтемы. Однако процесс интеграции и инклюзии стал процессом необратимым, который вынуждает каждого обучающего развивать свои профессиональные умения и навыки в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.


Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: «Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».

Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее