Управление образования администрации Верхнеуральского муниципального района
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
г. Верхнеуральска
|
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«3D- ручка»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 4 месяца
Год разработки программы: 2023 г.
Уровень: начальный
Автор-составитель:
Трофимова Татьяна Андреевна,
Педагог дополнительного образования
г. Верхнеуральск, 2023 г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи программы 6
1.3. Содержание программы 7
1.3.1. Учебный план 7
1.4. Планируемые результаты 8
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 10
2.1. Календарный учебный график 10
2.2. Условия реализации программы 10
2.3. Формы аттестации 11
2.4 Оценочные материалы 11
2.5. Методические материалы 11
2.6. Воспитательный компонент 12
2.7. Список литературы 13
1.1. Пояснительная записка
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания,2021 год);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
Устав МУ ДО «Дом детского творчества» г. Верхнеуральска, утвержденный приказом Управления образования администрации Верхнеуральского муниципального района № 124 от 11.04.2023 года;
Данная программа дополнительного образования относится к программам технической направленности.
Уровень освоения содержания образования: начальный
Актуальность программы
Развитие современных технологий идет семимильными шагами и не перестает удивлять, а порой даже поражать наше воображение. Те вещи, которые до недавнего времени казались фантастикой, постепенно становятся обыденными: теперь можно не только смотреть объемные изображения, но и создавать их самостоятельно. 3D-принтеры и 3D-ручки уже активно входят в нашу жизнь. С помощью 3D принтеров создаются вполне реальные и нужные предметы и объекты для различных областей применения: строительство, медицина, информационные технологии и др. Создание 3D–моделей существенно облегчает процесс моделирования и проектирования сложных макетов и конструкций. Безусловно, эти устройства можно назвать прорывом в развитии современных технологий. Конечно, простому человеку иметь дома 3D-принтер нет необходимости, да и цена не маленькая. Но прикоснутся к технологиям будущего с помощью 3D-ручки вполне реально даже ребенку школьного возраста.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 14лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности обучающихся
Возрастные особенности детей7-9 лет характеризуются прежде всего готовностью к учебной деятельности. Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
В этот период у ребёнка одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и педагогом. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка педагога, помощь в преодолении этих трудностей.
Педагог на занятиях использует возможности самоорганизации и самодисциплинирования ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям.
Возрастные особенности детей среднего школьного возраста (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуются возрастающей важностью общения со сверстниками. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.
Также подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.
Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.
Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.
Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью 12-20 человек.
Объем программы:64 часа.
Форма обучения: очная.
Методы обучения: словесные методы (объяснение, рассказ, беседа), наглядные методы (демонстрация, иллюстрация).
Тип занятий: индивидуально – групповой
Формы проведения занятий: беседа, наблюдения, практические занятия, защита проектов.
Срок освоения программы: 4месяца
Режим занятий: по программе планируется 2 занятия в неделю по 2 академических часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы–формирование и развитие у детей навыков технического творчества с 3D ручкой, пространственного мышления, а также создание и обеспечение необходимых условий для личностного роста и творческого труда обучающихся.
Задачи программы
Обучающие:
-сформировать и развить у детей навыки технического творчества с 3-D ручкой;
-научить правилам техники безопасности при работе с ней;
-учить планировать свою деятельность и доводить ее до конца;
-учить создавать простейшие композиции, художественные поделки, объемные модели с помощью 3-D ручки;
-учить реализовывать свои проекты и представлять их перед аудиторией.
Развивающие:
-расширить творческие способности и интеллект;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать фантазию, воображение, внимание, аккуратность;
-сформировать коммуникативные навыки;
-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Воспитательные:
Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитать интерес к данному виду творчества.
1.3. Содержание программы
1.Введение в 3D технологию. Инструктаж.
Теория: история создания 3D технологий; техника безопасности, предохранение от ожогов; инструкция по применению работы с ручкой; организация рабочего места, демонстрация возможностей; конструкция горячей 3D ручки, основные элементы; виды 3D ручек, виды 3D пластика, виды трафаретов.
Практика: выполнение линий разных видов.
2.Основы работы с 3D ручкой. Цветоведение. Эскизная графика.
Теория: понятие цвета, сочетаний; эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме. Геометрическая основа строения формы предметов. Способы заполнения межлинейного пространства.
Практика: Создание плоской фигуры по трафарету «Радуга», «Ковёр».
3.Технология моделирования.
Теория: Простое моделирование. Значение чертежа. Техника рисования на плоскости. Техника рисования в пространстве.
Практика: Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей
Практическая работа «Насекомые», «Животные», «Цветы», «Узоры», «Значки», «Новогодние сувениры», «Украшение для мамы» и т.д.
“Путешествие в 3д мир” – викторина.
4.Моделирование.
Теория: Создание трёхмерных объектов. Понятие о композиции в инженерных проектах. Лайфхаки с 3D ручкой. Применение 3D ручки на уроках.
Практика: Выполнение практических работ – “Велосипед”, “Ажурный зонтик”,
5. Проектирование.
Теория: создание оригинальных авторских моделей
Практика: выполнение заданий на произвольную тему, создание проекта «В мире сказок».
6.Итоговое занятие: защита проектов.
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в 3D технологию. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 |
2. | Основы работы с 3D ручкой. Цветоведение. Эскизная графика | 2 | 1 | 1 |
4. | Простое моделирование. Техника рисования на плоскости | 12 | 2 | 10 |
5. | Создание простой объемной фигуры, состоящей из плоских деталей. Техника рисования в пространстве. | 20 | 3 | 17 |
6. | «Путешествие в 3D мир» викторина | 2 | - | 2 |
7. | Создание трехмерных объектов | 12 | 3 | 9 |
8. | Композиции в инженерных проектах | 10 | 2 | 7 |
9. | Лайфхаки с 3D ручкой. (Повторение и закрепление пройденного материала). | 2 | 1 | 1 |
10. | Проектирование. Создание авторских моделей. | 10 | 1 | 9 |
11. | Итоговое занятие. Защита проекта | 2 | 2 | - |
| Итого | 72 |
|
|
1.4. Планируемые результаты
Обучающиеся овладеют навыками техники безопасности при работе с электроприборами, правилами работы с 3D- ручкой;
Обучающиеся смогут составлять чертежи простых моделей, умеют их читать;
Узнают основные правила геометрии: форма, объем, плоскость и объем;
Смогут изготовить объемные модели с трафаретом, без трафарета, умеют соблюдать пропорции фигуры.
Выявление степени усвоения полученных знаний и умений осуществляются в процессе прямого и непосредственного общения с обучающимися:
в беседе с детьми о данном предмете или теме;
на практических занятиях;
при обсуждении того, как воспитанник справляется с заданием в процессе своей работы
фиксация качества и скорость выполнения каждой работы
Технические и творческие навыки детей можно выявить только в процессе практической работы.
Именно практическая работа способствует накоплению собственного мастерства в данном виде творчества, способствует физическому развитию мышечной моторики, детей в целом, успешном климату в работе.
Для получения устойчивого навыка в работе ребенку требуется многократное повторение конкретного действия при внимательном и терпеливом руководстве педагога.
2.1. Календарный учебный график
Начало учебных занятий для обучающихся:
Окончание:
Продолжительность учебного периода:4 месяца
Количество часов:64 часа
Продолжительность и периодичность занятий: 2 занятия в неделю по 2 академических часа
Промежуточная аттестация: презентация изделия, защита проекта
Выходные дни: суббота и воскресенье
Объем программы: 64 часов
Срок освоения программы: 4 месяца
2.2. Условия реализации программы
Помещение должно соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам
Принципы работы:
Принцип доступности: многие принципы обучения и воспитания детей базируются на уровне обучающихся. Сам материал, его содержание и объем должен быть понятен, доступен и соотнесен с интеллектуальным, нравственным, а также с эстетическим развитием детей. От этого зависит степень усвоения предлагаемого материала.
Принцип сознательности и активности: самостоятельное решение обучаться – это осознанный жизненный выбор, сознательность и понимание существующих проблем. Обучающиеся должны быть убеждены в значимости получения необходимых для дальнейшей жизни знаний и навыков. Активность обучающихся – это залог самосовершенствования личности, ориентир на самостоятельную деятельность в процессе добывания нужных и полезных знаний. Сознательно усвоенные навыки, умения и знания приведут к большим результатам, нежели безынициативное учение. Принцип организации воспитания и обучения детей в рамках сознательности безусловно важен.
Принцип наглядности реализуется посредством демонстрации красочных наглядных материалов, иллюстрации, наблюдения за явлениями и процессами.
Принцип систематичности и последовательности: педагог подаёт материал в определённом порядке, логично, следуя правилу «от простого к сложному, от меньшего к большему». Использование межпредметных связей позволяет с лёгкостью усваивать предлагаемые знания.
Принцип связи теории с практикой: изучение новых, современных технологий и методов, применение полученных знаний на практике. Педагог в процессе обучения делает упор на имеющийся практический опыт учащихся.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Все процессы в обучении должны соответствовать не только нормам и правилам, но и возрастным особенностям учащихся, их индивидуальным особенностям, физическому и нравственному уровню развития. Благодаря организации учебной деятельности педагог может определять уровни познавательной способности, памяти, устойчивости внимания, особенности мышления. Исходя из этих знаний, строится и учебный процесс с учетом характеров, интересов и личностного развития учащихся.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование основного оборудования
| Количество |
| Мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран) | 1 |
| Горячие 3D ручки с дисплеем, рисует ABS, PLA пластиками | 12 |
| Набор PLA или ABS пластика 7 – 15 цветов | 10 |
| Трафареты для создания рисунков или элементов модели | 100 |
| Скотч | 12 |
| Объемные предметы для рисования (ваза, кувшин, бутылка и др.) | 16 |
| Ножницы или кусачки для откусывания пластика
| 8 |
| Линейка, карандаш, ластик, циркуль
| 8 |
| Тетрадь в клетку | 8 |
2.3. Формы аттестации
Входная диагностика
Срок проведения: сентябрь
Цель: оценка начального уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса по программе.
Форма проведения: ответы на вопросы и творческая работа
Вопросы для беседы:
Любишь ли ты рисовать?
Какие материалы для рисования ты знаешь?
Рисовал ли раньше 3д ручкой?
Что такое моделирование?
Выполнение творческой работы:
Содержание аттестации: наблюдение проводится на занятии по рисованию по трафарету 3д ручкой. Обучающимся предлагается раскрасить рисунок по трафарету. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Высокий:
Ребёнок может раскрасить рисунок по трафарету.
Уверенно использует 3д ручку.
Доводит начатое дело до конца.
Средний:
Ребёнок путается в правильности действий.
Пользуется 3д ручкой не уверенно.
Раскрашивает рисунок при помощи педагога.
Низкий:
Ребёнок не может изобразить рисунок.
Не умеет пользоваться 3д ручкой.
Бросает начатое дело.
Форма фиксации результата: протокол (Приложение 1).
Промежуточная аттестация
Срок проведения: промежуточная аттестация – конец октября.
Цель: промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания образовательной программы в середине учебного года.
Форма проведения: творческая работа.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Содержание аттестации: каждый обучающийся выполняет творческую работу «Закладка для книги». Обучающиеся должны самостоятельно изобразить закладку для книги, соблюдая нужные пропорции и правильный метод штриховки рисунка.
Показателями умений и навыков являются:
- умение планировать свою работу;
- навыки использования различных техник;
- правильное использование цвета;
- точные пропорции;
- применение перспективы и фантазии.
Ребенок получает высокий балл, если: инициативно выбирает разные способы для создания выразительного образа; уверенно пользуется 3д ручкой; владеет навыками использования различных техник штриховки в достаточной мере; умеет планировать свою работу, осуществляет контроль и самоконтроль своей деятельности.
Ребенок получает средний балл, если: выбирает разные способы для создания выразительного образа при помощи педагога; владеет навыками использования различных техник штриховки не в полной мере; не умеет планировать, контролировать свою деятельность.
Ребенок получает низкий балл, если: не использует различные техники для создания выразительного образа; не владеет навыками использования аппликационных техник; не умеет контролировать, планировать и оценивать свою деятельность. Форма фиксации результата: протокол (Приложение 1).
Итоговая аттестация
Срок проведения: конец декабря.
Цель: итоговая аттестация – это оценка уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершении всего образовательного курса программы.
Форма проведения: творческая работа.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Содержание аттестации: Творческая работа: каждый обучающийся выполняет творческую работу «Объемное моделирование». Обучающиеся должны самостоятельно разработать, смоделировать и нарисовать объект, соблюдая нужные пропорции и правильный метод моделирования.
Показателями умений и навыков являются:
- умение планировать свою работу;
- навыки использования различных техник;
- правильное использование цвета;
- точные пропорции;
- применение перспективы и фантазии.
2.4 Оценочные материалы
Критерии оценки результатов по итогам входной аттестации:
Аккуратность выполнения практической работы Использует принадлежности по назначению, работу выполняет правильно и аккуратно Работа выполнена небрежно, с ошибками Работоспособность Доводит начатую работу до конца Бросает начатое и берётся за новое Самостоятельность |
Не требует излишнего внимания от педагога, обращается только при возникшем затруднении |
Требует к себе внимания педагога |
Правила поведения в коллективе |
Умеет работать в коллективе, уважает и дружелюбно относится к сверстникам и взрослым Охотно помогает другому, делится материалом и полученными знаниями |
Относительное дружелюбие |
Не оказывает помощь другому, безразличен |
Выполнение творческой работы |
Умение слушать и работать, следуя устной инструкции педагога. Выполнение аккуратное, без существенных замечаний и ошибок. |
Умение слушать и работать по инструкции. Выполнение работы с подсказкой педагога, боязнь самостоятельности. |
Боязнь выполнения. Требуется усилие начать работу. |
Правила ТБ |
Умение применять знания при выполнении работы. Использование инструментов по назначению, соблюдение правил ТБ |
Небрежное отношение к требованиям ТБ |
Форма фиксации результата: протокол (Приложение 2).
Критерии оценки результатов по итогам промежуточной и итоговой аттестации: Аккуратность выполнения практической работы Использует принадлежности по назначению, работу выполняет правильно и аккуратно Работа выполнена небрежно, с ошибками Работоспособность Доводит начатую работу до конца Бросает начатое и берётся за новое Самостоятельность
|
Не требует излишнего внимания от педагога, обращается только при возникшем затруднении |
Требует к себе внимания педагога |
Правила поведения в коллективе |
Умеет работать в коллективе, уважает и дружелюбно относится к сверстникам и взрослым Охотно помогает другому, делится материалом и полученными знаниями |
Относительное дружелюбие |
Не оказывает помощь другому, безразличен |
Выполнение творческой работы |
Умение слушать и работать, следуя устной инструкции педагога. Выполнение аккуратное, без существенных замечаний и ошибок. |
Умение слушать и работать по инструкции. Выполнение работы с подсказкой педагога, боязнь самостоятельности. |
Боязнь выполнения. Требуется усилие начать работу. |
Правила ТБ |
Умение применять знания при выполнении работы. Использование инструментов по назначению, соблюдение правил ТБ |
Небрежное отношение к требованиям ТБ |
Форма фиксации результата: протокол (Приложение 2).
2.5. Методические материалы
При реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы используются следующие педагогические технологии: технология индивидуально-группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, игровой деятельности, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровье сберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия
I этап - организационный.
Организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этап - проверочный.
Проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового
содержания). Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап - основной
Выполнение практических заданий.
V этап – контрольный.
Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
VI этап - итоговый.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
VII этап - рефлексивный.
Мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
Дидактические материалы
- разработки для занятий
- оценочные материалы
- памятки и инструкции для обучающихся
- раздаточный материал (рекомендации, схемы изделий, трафареты)
2.6. Воспитательный компонент
Основные формы воспитания, используемые при освоении программы: беседа, практическое занятие, творческая встреча, защита проектов, и другие формы взаимодействия обучающихся.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в МУ ДО «Дом детского творчества» г. Верхнеуральска в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия
| Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | «15 минут о безопасности» | сентябрь | Беседа |
|
2 | «Мы за ЗОЖ» | октябрь | Беседа |
|
2.7. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Аверьянова Т. А., Ромашевская Д. С. Развитие художественно-конструкторских способностей обучающихся при помощи печатающей 3D ручки //Творческое пространство образования. – 2018. – С. 72-76.
2. Андронникова Ю. В., Недбайло М. Ю. Современный гаджет 3D-ручка //ББК 74.04(2Рос) И 74. – С. 21.
3. Большаков В.П. Основы 3D-моделирования / В.П. Большаков, А.Л. Бочков. - СПб.:Питер, 2013.- 304 с.
4. Ганин Р. А. 3D ручка на уроках технологии //Современное технологическое образование: проблемы и решения. – 2019. – С. 71-73.
5. Шумилова Н. А. Развитие объемно-пространственного мышления детей с помощью 3D ручки //Техническое творчество молодежи. – 2018. – №. 4. – С. 30-33.
Список литературы для обучающихся
1.Кайе В.А. «Конструирование и экспериментирование с детьми». Издательство СФЕРА, 2018 год.
2. Книга трафаретов для 3-Динга. Выпуск №1- М., UNID, 2018 г.
3. Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
4. История изобретения 3D ручкиURL:http://mfina.ru/chto-takoe-3d-ruchka регистрации (Дата обращения: 07.11.2022).
5. Инструкция по использованию 3D-ручки, техника безопасности регистрации URL:http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf (Дата обращения: 07.11.2022).
Список интернет-ресурсов
1. 3D ручка что это такое и как она работает? [Электронный ресурс], режим доступа: http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/, без регистрации (Дата обращения: 07.11.2022).
2. Инструкция по эксплуатации 3D-ручки [Электронный ресурс], режим доступа: http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf, без регистрации (Дата обращения: 07.11.2022).
3. История 3D-ручки [Электронный ресурс], режим доступа:
https://3d4u.com.ua/ru/blog/post/53-istoriya-3d-ruchki, без регистрации (Дата обращения: 07.11.2022).
4. Что такое 3D-моделирование [Электронный ресурс], режим доступа:https://www.zwsoft.ru/stati/chto-takoe-3d-modelirovanie, без регистрации (Дата обращения: 07.11.2022).