МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ (внеклассного мероприятия) ПО ФГОС 5 класс
Слабунова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ КСОШ №32 им.Героя Советского Союза М.Г.Владимирова
Тема урока: Донская земля и ее великое наследие. Творчество А.В.Калинина ( к 100-летию со дня рождения писателя).
Цели урока: раскрыть богатство донского и калининского наследия, пробудить и углубить интерес к нему, совершенствовать навыки выразительного чтения лирических и прозаических произведений, анализа текса, развивать творческие особенности обучающихся, прививать любовь к чтению произведений донских писателей, развивать универсальные учебные действия обучающихся.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений.
|
| |
Подготовиться к уроку литературы. Познакомиться с листами оценки своей деятельности | Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с листами оценки своей деятельности. | Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока.
| ||
-Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию со дня рождения нашего Донского писателя А.В.Калинина. -Мы сегодня работаем по группам. Каждый к уроку проделал большую работу:
Тема урока: Донская земля и ее великое наследие. Творчество А.В.Калинина ( к 100-летию со дня рождения писателя).
Цель нашего урока - раскрыть богатство донского и калининского наследия, пробудить и углубить интерес к нему. | Обучающиеся собирают материал о донских писателях и о Калинине (его жизни и творчестве), готовят презентации.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование. Логические: подведение под понятие. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. | ||
Пожалуй, можно начинать:
| Участвуют в обсуждении проблемных вопросах, формулируют собственное мнение, анализируют.
Проникнут нравственной тревогой роман «Суровое поле». Калинин сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных. Но какой колоритный дан пейзаж Дона в этом произведении. | Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь). Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии. Чтение наизусть, составление высказывания о произведениях, оформление своих мыслей. Коммуникативные: согласованность действий с партнерами. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия. | ||
Ответы на вопросы. – Какой вы увидели донскую землю? - Устная иллюстрация: Вы прослушали стихотворения и отрывок с прекрасной пейзажной зарисовкой, предлагаю попробовать себя в роли художников слова и создать устную зарисовку Донского края. Самостоятельная работа. Парная работа. Составление синквейнов о донской земле или писателях Дона (задание по парам). Проверка синквейнов.
| Строят речевые высказывания в устной форме, находят информацию.
Обучающиеся составляют синквейны по алгоритму.
| Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения. Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств. Познавательные: сравнение, оценивание. Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.
|
V. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. | ||
Прошел уже 71 год со дня ВОВ, но нам невозможно забыть то страшное событие. И у Калинина есть рассказ «Эхо войны», о сыновьях-изменниках Родины. Калинин исследует феномен предательства.
Чтение отрывка из произведения «Эхо войны».
Творческое задание. Конкурс рисунков. Задание: Нарисуйте иллюстрации к произведениям Калинина.
Творческое задание. Просмотр презентации, подготовленной к 70-летию ВОВ.
Чтение стих. Калинина. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросах, формулируют собственное мнение, анализируют.
Мы подготовили иллюстрации к произведению «Эхо войны», в которых постарались передать весь ужас войны: Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!
Обучающиеся демонстрируют свои рисунки и рассказывают о них.
Мы подготовили презентацию, посвященную 70-летию ВОВ.
Калинин писал не только прозу, но и поэзию. Есть у него «Третья тетрадь», куда он записывал свои стихи. В центре поэзии всегда человек со своими радостями и страданиями. Поэзия дает поэту возможность сказать слово от себя, от 1-го лица. | Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь). Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии. Чтение наизусть, составление высказывания о произведениях, оформление своих мыслей. Коммуникативные: согласованность действий с партнерами. |
VI. Первичное закрепление Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия. | ||
Ответы на вопросы. - Какой показана война глазами Калинина? - Что он показывает в своих произведениях? - О чем стихотворение? – Каким вы увидели поэта? | Строят речевые высказывания в устной форме, находят информацию.
| Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения. Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств. Познавательные: сравнение, оценивание. Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.
|
VII. Итог урока Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. | ||
Пройдет 100, 200 лет, а книги Калинина по-прежнему будут нести людям добро, свет, славить народ, которому он отдал свою душу. Все почитатели чистого таланта автора навсегда сохранят в своих сердцах и делах во имя России все светлое и доброе, что так щедро посеяно на земле, на страницах его талантливых творений. Доказательством моих слов служит то, что в Ростове на Пушкинской возле Публичной библиотеки открыты 3 бюста: Шолохов, Закруткин и Калинин. В театре постановка «Цыган», а в Песчанокопской библиотеке прошел вечер памяти (газета «Колос»). Рефлексия - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? - Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке: 1. На уроке я работал…активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему? 3.Материал урока мне был понятен / не понятен? Домашнее задание (по выбору): написать небольшое сочинение «Мое знакомство с Калининым» или составить синквейн | В конце вернуться к Дону, Когда меня уже не будет. И след мой пеплом заметет. Все тоже розовое чудо Опять над островом всплывет… Даже умирая, Каоинин думал о Доне, о малой родине своей.
Формируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, как усвоили его, что получилось, и чего не получилось, почему?
Выбирают домашнее задание. |
Познавательные: сравнение, оценивание.
|