Структура занятия по математике детей с нарушением слуха с интеллектуальной недостаточностью.
Структура занятия определяется дидактическими целями. Составные части (этапы) занятия тесно связаны между собой и обуславливают друг друга.
В структуре занятия по математике можно выделить 4 основных части:
1 часть – организационный момент, повторение с целью введения в тему;
2 часть – подача нового материала, восприятие и первичное его осознание;
3 часть – первичное закрепление новых знаний и включение их в систему имеющихся у детей знаний, закрепление знаний, практическое применение знаний в различных видах познавательной деятельности; Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний под руководством педагога и в самостоятельной деятельности.
4 часть – заключительная часть ( рефлексия и подведение итогов).
Структурные компоненты и их характеристика:
Организация учащихся на урок.
Учитель должен организовать начало урока так, чтобы собрать внимание учащихся, отвлечь их от той деятельности, которой они были заняты во время перемены, переключить их внимание на учебную деятельность. Иногда в начале урока следует сообщить план работы на уроке, а в конце подвести итог выполнения плана. Такой прием в работе учителя организует учащихся, воспитывает их ответственность. Учащиеся приучаются к планированию своей деятельности, стараются намеченный план выполнить до конца. На некоторых уроках тема объявляется после объяснения нового материала. В начале урока можно создать игровую ситуацию или поставить перед детьми поисковую задачу и попросить найти ее решение, то это позволит быстро вовлечь учащихся в учебную деятельность, вызвать интерес.
Проверка домашнего задания.
Если задание было на закрепление нового материала, то из всего домашнего задания необходимо выбрать типичные примеры, упражнения, проверить их с подробным объяснением хода решения, дать возможность остальным ученикам сверить свой ответ с ответом того ученика, который отвечает.
При проверке задачи выслушать не только вопросы и решение, но и поставить несколько вопросов на выявление осмысления хода решения.
Если задание является новым для учащихся, то целесообразно провести не выборочную проверку, а проверить всю работу.
Возможны сверка с заранее написанными на доске ответами, обмен работами и взаимопроверка , выполнение работы, аналогичной той, которая выполнялась дома, и так далее.
Иногда целесообразно проверку домашнего задания сочетать с устным счетом.
Правильность выполнения домашнего задания проверяется и оценивается учителем ежедневно.
Устный счет.
Устный счет может проводиться не обязательно в начале урока, но в середине, конце, в зависимости от целей. Он должен быть тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока. Устный счет включает несколько форм упражнений заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного характера, задания на закрепления нумерации, различение фигур, повторение их свойств и т. д. Длительность этого этапа урока не должна превышать 10-12 мин. Целесообразно устным заданиям придавать занимательный характер, шире использовать дидактические игры математического содержания. Это позволяет поддерживать постоянный интерес учащихся к устному счету. Задания для такого счета необходимо подбирать с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это позволит вести фронтальную работу и включить учебную деятельность всех учащихся класса.
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний.
Служит связующим звеном между ранее усвоенными знаниями и новым материалом или способствует закреплению материала, изученного на предыдущих уроках. На этом этапе урока закрепляются вычислительные, измерительные, чертежные умения и навыки, повторяются теоретические знания (правила, определения, свойства фигур и т.д.) в ходе выполнение практических работ. Повторение, как правило, проходит в виде фронтальной работы с классом, в этот этап урока включается нередко и опрос учащихся.
Сообщение темы, целей урока. Сообщение нового материала учителем, восприятие и первичное осознание его учащимися.
При объяснении учитель опирается на имеющиеся знания, т.е. прошлый опыт школьников. На этом этапе урока учащиеся усваивают новые вычислительные приемы, знакомятся с новыми правилами, законами, решением нового вида задач, с нумерацией чисел, их свойствами, новыми геометрическими фигурами и их свойствами, построением геометрических фигур, новыми единицами мер и измерениями и т.д. т.е. получают новую информацию. На этом этапе выполняются упражнения под руководством учителя с комментированием своих действий, т.е. осмысляется воспринятый материал.При объяснении важно правильно выбрать наглядные средства и умело их использовать.
Целесообразно, чтобы после объяснения учителя сильный ученик еще раз воспроизвел его рассказ.
Первичное закрепление новых знаний и включение их в систему имеющихся у учащихся знаний.
Используются методы: практических работ, работа с учебником, элементы программирования. Задания выполняются под руководством учителя, при его строгом контроле, чтобы не закрепить ошибочного понимания материала, предупредить возможные ошибки учащихся. Далее закрепление знаний происходит в различных ситуациях, при решении различных умственных учебных и практических задач. Привлекается и разнообразный наглядный и дидактический материал.
Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний учащихся под руководством учителя и в самостоятельной деятельности.
На этом этапе урока происходит выработка умений и навыков измерения и вычерчивание фигур, решения задач, нахождение значений числовых выражений, сравнение чисел и т.д. именно в этой части урока полученные знания учащиеся учатся применять в различных ситуациях, при решении учебных и практических задач. Большое место на данном этапе урока отводится самостоятельной работе учащихся. Учитель подбирает виды самостоятельной работы с учетом возможностей каждого ученика, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход.
Этому во многом способствуют поиски рациональных приемов вычислений, решение нестандартных задач. Вариативность упражнений, составление выражений и задач, сравнение, сопоставление чисел и выражений, конкретизация абстрактных математических понятий, выделение главного и т. д. Учитывая быстрое забывание учащимися знаний, на этом этапе урока важно постоянно воспроизводить главное из ранее пройденного материала
Задание на дом.
Домашнее задание должно быть небольшим (составлять не более 1/3 работы, выполненной на уроке) и доступным для самостоятельного выполнения всеми учащимися без исключения. Домашнее задание надо задавать до звонка. Необходимо, чтобы учащиеся не только записывали в дневник задания, но и успели посмотреть, что задано на дом. Иногда требуется и дополнительное разъяснение того, как нужно выполнить домашнее задание.
Подведение итогов занятия
При подведении итогов занятия важно добиваться от учащихся выделения того главного, что было на данном уроке. Этому помогают вопросы учителя. Он спрашивает, что нового узнали на уроке: какое новое правило, свойство, какие новые вычислительные приемы и т.д.
Структурные компоненты и их порядок могут меняться. Так же не все компоненты могут входить в одно занятие.