МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»
Тема: «Создание интегрированного пространства образования для высоких образовательных достижений учителя и ученика»
Выполнила:
учитель физики высшей
квалификационной
категории Новикова В. Г.
Медногорск 2013г.
Сегодня можно констатировать вступление системы образования в принципиально новый этап своего развития, что является в равной мере и объективной необходимостью, и закономерным скачком, подготовленным всем предшествующим развитием и объективными требованиями к образованию со стороны обновляющегося российского социума, заявленными не только на уровне государства, но и потребителями образовательных услуг. Школа перестает быть единственным источником информации для школьника. Последние стратегические документы системы образования РФ (ФГОС ОО, ФЦПРО на 2011-2015 г.г. и др.) открывают новые возможности для взаимодействия в системе образования. В основе ФГОС ОО лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС ОО – принцип вариативности образования, предполагает создание «личных пространств» на основе выбора. Эти инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа). Система образования сегодня рассматривается не просто как открытая система, а как образовательное пространство, в рамках которого появляется возможность выбора у всех участников образовательного процесса. Можно рассматривать разные механизмы построения такого пространства.
Образовательное пространство – педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (класса, школы, УДОД, двора, микрорайона, города и т.д.). Основной механизм создания такого образовательного пространства – организация взаимодействия учреждений, коллективов, педагогов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к образованию.
Образовательное пространство – система взаимосвязанных педагогических событий. Основной механизм такого пространства – «со-бытие» детей, организация их совместной деятельности в двух вариантах: наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных незабываемых дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для отдельной личности; способ совместного бытия, совместного проживания детей и взрослых на основе сотрудничества, сотворчества, диалога, который базируется на общих ценностях, позволяет достигать общую цель и т.д.
Образовательное пространство – совокупность образовательных программ. Рассматривается как совокупность многоуровневых программ, удовлетворяющих образовательные запросы в рамках образовательного пространства региона. Основной механизм создания такого образовательного пространства - формирование пакета образовательных программ (в том числе и дополнительного образования детей), отражающий запросы заказчиков, которые фактически участвуют в его создании.
Образовательное пространство – пространство детства. Это пространство начала поиска смысла жизни, определяющее реальное развитие ребенка. Оно может рассматриваться как совокупность разных пространств: социальной среды (включая мир семейных отношений), культурной среды (включая систему образования), информационной среды, природного мира, пространства чувств ребенка.
Вариативная часть основной образовательной программы школы на каждой ступени образования может быть также обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия: пространства взаимодействия общего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы, совместная проектная деятельность и др.; пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки, факультативы, школьные научные общества и др.; пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.
При этом возникает необходимость решения определенных стратегических задач, среди которых мы выделяем следующие:
рассмотрение региональной системы образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка, его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни;
рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания школьников, при этом, отбор целей, содержания и форм образовательной деятельности должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации, позволяющих полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся;
обеспечение непрерывности развития ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);
определение важнейшим компонентом образовательной среды информационного пространства, нахождение в котором позволит школьнику осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней;
обеспечение взаимодействия субъектов системы, предполагающего координацию их деятельности и ведущего к интеграции их усилий и достижению целостности образовательного пространства и оптимизации управления им.обеспечение социально-педагогического сопровождения развития обучающегося, включающего в себе помощь и поддержку, стимулирование самостоятельности обучающегося в решении его проблем.
Одним из условий успешности является формирование общности трёх субъектов: учителя, ученика и родителя.
Для обеспечения высоких образовательных достижений требуется прежде всего создание интегрированного пространства «Учитель – ученик».
Чтобы изучить взаимоотношения между учителем и учеником, определить эмоциональное состояние школьника на уроках и выяснить, как это связано с профессиональной направленностью личности учителя, были проведены исследования «Предмет - чувство» и «Оценка профессиональной направленности личности учителя». Первое исследование помогло выявить, комфортно ли чувствуют себя школьники на разных уроках. Второе исследование определяло, к какому типу учителей (коммуникатор, предметник, организатор, интеллигент) относятся педагоги, работающие в обследованных классах. В результате исследования выявлено, что на уроках учащиеся испытывают больше положительных чувств и эмоций (радость, интерес, удовольствие), чем отрицательных (страх, скука, раздражение). Но норма – не более 10% отрицательных эмоций для нормального эмоционального самочувствия – не всеми достигнута. Выяснено, что существует взаимосвязь между профессиональной направленностью учителя и эмоциональным состоянием ученика на уроке.
В России идет социальный, духовный распад, особенно дурно влияющий на подрастающее поколение. Мы видим не коллективизм, а эгоизм, не соборность, а одиночество, не братство, а вражду. Школа сейчас словно зеркало отражает окружающий мир на детей, они ведут себя, подражая родителям, окружающим их людям, учителям. В данной ситуации отчетливо проступает необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками как носителями национального достоинства и национальной гордости, символа интеллигенции.
Необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя, преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета помочь им реализоваться как личностям.
Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Прежде чем достичь такого контакта - необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между учителем и учеником. Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому, мы видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с классом.
В настоящее время нет необходимости убеждать учителей в том, что каждый ученик обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и своей историей психического развития. Каждый ученик нуждается в понимании и полноценном общении. Проблема выбора стиля педагогического общения всегда стояла перед педагогом. В современных условиях жизни важным для школы является проблема демократизации взаимоотношений как важного аспекта для оздоровления обшей атмосферы в школе, для улучшения психологической обстановки и достижения наилучших результатов во всем процессе обучения. При отсутствии должного психологического климата ученик вправе не отвечать на вопросы. Но взаимоотношения учитель-ученик не позволяют ему отказаться от ответа. Но вполне достаточно одной его мысли об этом: мотивационный канал мгновенно блокируется. И мы получим то, что часто видим на уроках: ученик либо молчит, либо (это бывает чаще) выдает безжизненные ответы. Самое пародоксальное то, что учитель часто довольствуется этим и оценивает такие ответы положительно. Наша задача - научить детей учиться, научить их наиболее рациональным приемам. Поэтому можно использовать специальные памятки, которые помогают снять значительную напряженность в отношении ученика к предмету. Демократизация отношений и атмосфера общения важны и по другой причине. Дело в том, что обучение не должно и не может успешно осуществляться из-под палки. К сожалению, многим учителям и особенно молодым кажется, что напускная строгость поможет им навести порядок в классе. Возможно, порядок и будет поддерживаться, но лишь внешне. При обучении общению более важен и речевой компонент, учитель и ученик должны стать партнерами по беседе. “Современный урок должен стать уроком творческой дружбы”. Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным: иначе получится, что мы обучаем общению вне общения.
Можно возразить: но ведь все же основная задача урока - обучение, а не демократизация взаимоотношений? Да, конечно. И речь идет вовсе не о том, чтобы первое подменить вторым. Да и не нужно это, методически не выгодно, ибо реальное общение - это стихия, а всякий учебный процесс требует специальной подготовки. Методическая задача здесь состоит в том, чтобы придать обучению характер и форму общения. Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только в условиях демократизации взаимоотношений можно эффективно осуществить воспитательное воздействие на учеников. Добрые взаимоотношения - единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят умные мысли и добрые чувства. Актуальность этой темы заключается в том, что в данное время в школе все больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями. Все больше и больше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и учителей. Но, а то, как влияет стиль педагогического общения на эти проблемы, учителя не видят или не хотят видеть. Заняв одну позицию и выбрав одну модель поведения, они стараются придерживаться ее в дальнейшем, не смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь представление о том, какому стилю педагогического общения присуще то или иное поведение в конфликтной ситуации, то можно было бы избежать конфликтов, хотя бы некоторых из них. А от стиля педагогической деятельности так же зависит и общение между учителем и учащимися, что является неотъемлемой частью всего процесса обучения. Поэтому так важно знать, какой же стиль педагогического общения распространен сейчас в большей степени как каждый из стилей общения влияет на результат обучения. Из всех стилей решения конфликта учителя предпочитают равновесие, это следствие того, что учителя все-таки не являются и не хотят являться собственниками положения, они лучше уступят в чем- нибудь, не же ли пойдут на дальнейший конфликт продолжительного действия. Хотя нередко случается и такое.
Из большинства тех учителей, которые придерживаются авторитарного стиля, выбирают компромисс, как стратегию поведения в конфликте и компромиссный стиль решения конфликтных ситуаций.
Демократическому стилю присуще сотрудничество и приспособление, как стратегия поведения в конфликте и мягкий, примиренческий стиль решения конфликтных ситуаций.
Либеральному стилю руководства присуще избежание, как стратегия поведения в конфликте и уходящий стиль решения конфликтных ситуаций.
И еще хотелось бы привести цитату из закона об образовании:
"Система образования должна: 1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка.
2. Создавать условия приспособления системы образования к особенностям воспитанников.
3. Носить демократический характер управления образованием".
Обучение методически должно быть организованно так, чтобы оно было подобно процессу общения. Достичь максимального результата можно лишь создав психологический комфорт. Только в этом случае возможен перенос навыков и умений.
Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными, т.е. должен владеть навыками самодиагностики, без чего не может быть, сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизическим параметрам, отвечающий задачам личностного роста педагога и учеников.
Для положительного результата несколько вещей - интуиция, опыт и владение тактикой обучения, но не одно из этих качеств не должно стать преобладающим. Необходимо найти золотую середину.
Немаловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо развивать, такт как интуиция это результат длительной практической работы над собой.
Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях учителя, свобода здесь это хорошо осознанная необходимость.
Какой должен быть учитель по мнению учеников?
1) Он должен быть вежливым и дружелюбным.
2) Он признает правоту детей.
3) Он умеет посмеяться, повеселиться.
4) Он преподносит информацию интересно и необычно.
5) Доверяет.
6) Он тверд и справедлив и предъявляет одинаковые ко всем требования.
7) Он всегда держит ситуацию под контролем.
8) Он всегда готов прийти на помощь, готов выслушать и проявить заботу.
Умение учителя проводить своевременную диагностику и коррекцию выделенных аспектов взаимоотношений субъектов образовательного процесса является необходимым и важнейшим условием педагогической деятельности в системе образования.
В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш.А. Амонашвили выделил такие слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям". Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.
Современное общество предъявляет школе требование быть конкурентноспособной на рынке образовательных услуг, отвечать разнообразным и высоким требованиям населения к качеству образования. Без участия третьего субъекта общности – родителя – это невозможно. Педагогическому коллективу следует выявить социальный заказ родителей нашей школы в сфере образования и учитывать его при доработке Программы развития школы.
Для выполнения поставленных задач необходимо создавать комфортную образовательную среду. Именно она определяет становление и развитие субъектной позиции каждого участника образовательного процесса и складывает детско-взрослое образовательное сообщество как событийную общность «Учитель – ученик – родитель».
3