«Зимний фестиваль знаний 2025»

Доклад "От читательской грамотность к ОГЭ"

Доклад на тему "От читательской грамотность к ОГЭ"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

(СЛАЙД 1)

«ОТ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ»


(СЛАЙД 2) Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что современное образование выполняет три важные задачи – обучает, воспитывает и развивает личность.

Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать. Что же такое функциональная грамотность?

Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

Требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы содержат отдельный блок «Работа с информацией», в который входят учебные действия, отражающие все этапы работы с информацией.


Государственная итоговая аттестация по программам основного общего образования в форме ОГЭ проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Знакомство и работа с КИМами диагностических заданий, направленных на проверку читательской грамотности для 5–9-х классов, позволят учителю понять, как можно сформировать/оценить навыки функционального чтения обучающихся, как выявить и скорректировать слабые позиции школьников, отражающиеся в неудовлетворительных результатах диагностики.

Одна из причин низкого результата выполнения выпускниками заданий на ГИА в 9 классе связана с неспособностью школьников, прочитав текст, понять его, правильно воспринимая содержание, авторский замысел.

(СЛАЙД 3) В связи с этим возникают у учителей вопросы: как же работать с текстом, чтобы развивать читательскую грамотность? Какие приемы с текстом помогут в освоении материалов ОГЭ, ЕГЭ? Далее мы сопоставим два основных понятия: чит грамотность и ОГЭ. Можете ознакомиться на слайде. Казалось бы, как сопоставляются они??? Перейдем к более детальному рассмотрению. (СЛАЙД 5) Структура и содержание КИМ. Три части

  • 13 заданий отличаются формой и уровнем сложности

  • Часть 1 сжатое изложение (задание 1)

  • Часть 2 (задания 2–12) задания с кратким ответом

  • Часть 3 (задание 13) – сочинение-рассуждение


Сейчас определим Читательские умения, которые необходимо применить на экзамене в 9 классе (СЛАЙД 6,7):

  1. находить и извлекать информацию;

  2. интегрировать и интерпретировать информацию;

  3. осмысливать и оценивать содержание и форму текста;

  4. использовать информацию из текста.

Как установили учёные, на успеваемость ученика влияет около много факторов. И фактор №1 – это навык смыслового чтения Смысловое чтение лежит в основе такого понятия как ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность. Она является основой для развития всех остальных видов грамотности. При переходе учащегося из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности.

В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность.

Подготовка к устному собеседованию в 9 классе проверяет лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции. Отмечается, что подготовкой к выпускному экзамену является весь процесс обучения русскому языку с 5 по 9 классы. Делаются выводы о том, что для успешной сдачи устного экзамена необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных приемов смыслового чтения.

Отработка стратегии смыслового чтения обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами. Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на любые вопросы: «О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор? Зачем автор написал текст?

Стратегии работы с текстом: 1. До чтения (приемы «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Батарея вопросов»). 2. Во время чтения («Чтение с остановками», «Чтение с пометами»), 3. «После чтения («Проверочный лист», «Вопросы после текста»).

Работа над заданиями начинается с последовательности действий при написании сжатого изложения текста: определение стиля, типа исходного текста; определение его темы и основной мысли; выявление микротем; составление плана (составляя план текста, ученик выполняет следующие операции, связанные с анализом структуры и содержания текста: проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, делит текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана друг с другом, выделяет главные мысли или микротемы и вокруг них группирует текст); запись ключевых слов, понятий производится во время повторного чтения в пункты плана; работа над черновым вариантом изложения.

Когда мы анализируем произведения, то убиваем сразу двух зайцев: готовимся сжато излагать текст и писать сочинение. В задании 13.3 предлагается сочинение-рассуждение на нравственную тему, например, «Что такое доброта?», «Что такое настоящая дружба?» Знание текста поможет в приведении нужных аргументов для подтверждения рассуждения.

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами.

Использование приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка значительно повышает заинтересованность обучающихся к предмету; повышает умение вести диалог при обсуждении проблемы.

Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно читательский багаж обучающегося является базой для написания качественного текста для успешной сдачи ГИА.
Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся, являющейся метапредметной. Поэтому не только на уроках русского языка и литературы возможно организовать подобную работу, так как содержание предлагаемого обучающимся материала направлено на формирование способов чтения с пониманием любого текста. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер. Обучающимся должен быть понятен тот результат, к которому они стремятся на пути овладения читательской компетентностью.

Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что особо важно в каждом образовательном учреждении создать систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя как основного фактора повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ОГЭ и ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами. Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя.















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее