(слайд №1)
Доклад на тему: «Психологический комфорт на уроке как фактор успешной самореализации личности ученика»
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления : «Психологический комфорт на уроке как фактор успешной самореализации личности ученика». В самом начале своего вступления я предлагаю вам пройти небольшой психологический тест, который называется.
Тест «Психогеометрия» (слайд №2)
Треугольники, Квадраты, Прямоугольники, Круги и Зигзаги,
Посмотрите на пять фигур, изображенных на картинке. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: это — «я»! Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями! Это ни к чему не приведет. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением.
(слайд №3)
Квадрат. Если вашей основной формой оказался квадратно вы — неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы,— вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение: «рождены, чтобы быть лидером». Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
Прямоугольник. Для вас, Прямоугольники, вряд ли будет неожиданностью то, что вы сейчас прочтете. Вы и так все про себя знаете! Дело в том, что Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это, так сказать, временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. (слайд №4)
Круг. Геометрически круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг в качестве своей основной формы, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.
Зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят вас численностью.
(слайд №5)
Притча
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой ученики будут чувствовать себя «как дома».
Цитатой к своему сегодняшнему выступлению, я взял слова
Владимира Абрамовича Караковского: (слайд №6)
...Из всех показателей оценки школы
главным следует считать самочувствие в ней человека.
Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
В. А. Караковский
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с учениками. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ученик либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.
Что такое комфорт?
(слайд №7)
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома».
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ученика и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние наших учеников. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье не только учеников, но и учителей.
(слайд №8)
Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:
- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);
- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.
(слайд №9)
Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:
-неуверенность в себе;
-повышенная утомляемость;
-замедленность темпа деятельности;
-повышенная потребность во внимании;
-повышенная двигательная активность;
-трудности в переключении с одной деятельности на другую.
(слайд №10)
У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:
-физическая и психологическая напряженность труда;
-постоянное оценивание со стороны различных людей;
-высокий уровень ответственности;
-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
-разные стили управления педагогическими кадрами.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с учениками, другими учителями, радуется ли он успехам своих учеников и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Создание ситуации успеха это один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке. (слайд №11)
Критерии психологического комфорта урока:
Отсутствие усталости у учащихся и учителя
Положительный эмоциональный настрой
Удовлетворение от сделанной работы
Желание продолжать работу
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?
Обязательно учитывать физиологические, эмоционально-личностные особенности учащихся, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.
(слайд №12)
Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостно. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с учениками, общаться в доброжелательной форме.
Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (По слова Василия Александровича Сухомлинского.)
Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
Начинайте урок энергично. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания.
Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы.
Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учащихся, но делайте это не слишком часто.
Обращайтесь за помощью к самим ученикам.
Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами. Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога при встрече с учениками должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.
Еще один показатель, определяющий климат, — отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: так, скажем, неудачный ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом рождает совершенно иной отклик — сочувствие, огорчение, стремление помочь.
Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.
(слайд № )
3