«Осенний фестиваль знаний 2024»

Доклад на тему: «Формирование общих компетенций на уроках химии и биологии – как один из показателей современного образования»

Формирование общих компетенций на уроках химии и биологии - как один из показателей современного образования

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Ютановский агромеханический техникум им. Е.П. Ковалевского»










Доклад на тему:


«Формирование общих компетенций на уроках химии и биологии – как один из показателей современного образования»




Подготовила:

Прокофьева Т.П.

преподаватель

биологии и химии
















2017 г

Формирование общих компетенций на уроках химии и биологии – как один из показателей современного образования

В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход на новые стандарты в образовании. Эти стандарты подразумевают вместо простой передачи определенной суммы знаний и умений от преподавателя к обучающемуся, развитие способностей и умений, самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения проблем, работать с разными источниками информации.

Выпускник техникума должен уметь самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, быть коммуникабельным и контактным при работе в группах, уметь адаптироваться в меняющихся ситуациях. Современное образование должно создавать условия для формирования личности выпускника, имеющего опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, а это задача компетентностного подхода в образовании. Внедрение компетентностного подхода – важное условие повышения качества образования. Компетентностный подход – это направленность процесса обучения на формирование и развитие общих компетентностей. Цель современного образования - формирование компетентной личности обучающегося через освоение им ключевых образовательных компетенций.

Что такое компетенции и компетентность?

Компетенция – это отчужденное, заранее заданное требование (норма) к образовательной подготовке обучающихся, необходимое для его продуктивной деятельности. Компетентность – это совокупность личностных качеств обучающегося, обусловленных опытом его деятельности в различных сферах. Компетентность – это объективный результат освоения компетенций конкретной личностью. Формирование общих компетенций осуществляется в рамках каждого учебного предмета.

Одной из основных задач образования является – адаптация и социализация личности выпускника к тем условиям, в которые он попадает после окончания техникума. Поэтому обучение должно быть направлено на формирование у обучающихся общих компетенций.

Для успешной самореализации выпускник должен обладать следующими компетенциями (по А. В. Хуторскому): ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательна компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция и компетенция личностного самосовершенствования .

Формированию общих компетенций способствуют разные методы и приемы.

Например, ценностно-смысловую компетенцию можно формировать путем постоянного обращения к действительности. В рамках этой компетенции формируется способность человека видеть и понимать окружающий мир, осознавать роль химических явлений, прогнозировать направление научного использования знаний в практической деятельности человека. При проведении уроков химии и биологии я стремлюсь к тому, чтобы каждый обучающийся четко для себя представлял, что и как он будет изучать, что ему пригодится из изученного в последующей жизни. Для этого я использую следующие приемы:

- Перед изучением темы рассказываю о ней, а обучающиеся должны сформулировать по этой теме вопросы «почему?», «зачем?», «как?», «о чем?», «как это сделать?». Данный прием позволяет ученикам осмыслить, зачем они изучают этот материал, увидеть значение данной темы для повседневной жизни, для своей будущей профессии и т. п.

- Можно предложить обучающимся самостоятельно изучить параграф учебника и составить развернутый план-конспект. В этом случае перед ними ставиться задача – разбить параграф на части, в каждой части выделить главное, озаглавить каждую часть и выписать тезисами необходимый материал. В итоге у учащихся формируется умение выделять главное, конкретизировать материал, анализировать его, делать выводы.

- Можно использовать тестовые задания, содержащие упражнения с лишними или пропущенными данными или понятиями.

- Необходимо вовлекать обучающихся в предметные школьные олимпиады, которые включают решение нестандартных задач, требующих применение предметной логики, а не только знание материала предметного курса.

Учебно-познавательной компетенции можно отвести главную роль, т. к. степень ее сформированности определяет качество результата обучения. У обучающихся должны сформироваться интеллектуальные умения – целеполагания, анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, выдвижения гипотез, рефлексии и самооценки. Опыт учебно-познавательной деятельности формируется в условиях большой самостоятельности учащихся в процессе обучения. Значительно способствует формированию данной компетенции метод проектов, который на своих уроках мы часто применяем. Подготовка проектов формирует умения самостоятельно ставить цель исследования, конкретизировать ее до задач, выбирать формы деятельности, прогнозировать результаты. Можно предлагать обучающимся для решения нестандартные, занимательные, исторические задачи; проводить мини-исследования при проблемном способе изучения темы. Создание проблемных ситуаций, их решение приводит к развитию творческих способностей учащихся. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя определенный материал, сам получает из него новую информацию.

Информационная компетенция - это владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование. Для развития данного вида компетентности можно использовать приемы:

- Использование словарей, справочников при изучении новых понятий, терминов.

- Подготовка презентаций, дальнейшее применение их в учебной деятельности.

- Работа на уроке с разными УМК по предметам, чтобы обучающиеся находили необходимую для себя информацию, изучая разные источники.

- Использование Интернет-ресурсов, телевизора, СМИ при подготовке докладов, презентаций, сообщений, рефератов.

- Использование заданий прикладного характера. У учащихся будет формироваться не только информационная компетенция, но и накапливаться определенный жизненный опыт.

- Привлечение учащихся самим составлять всевозможные задачи на производственные, бытовые темы.

Коммуникативная компетенция – это умения работы в группах, овладение различными социальными ролями в коллективе, формируется через разные виды деятельности: игровую, интеллектуальную, исследовательскую. Это формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос или дискуссию, организовать работу группы, анализировать результаты деятельности. Обучающийся должен уметь представить себя, написать анкету, письмо, заявление.

Для формирования этой компетенции можно использовать приемы:

- Решение задач, запись уравнений реакций с комментированием, с подробным объяснением всех происходящих процессов.

- Устное рецензирование и обсуждение ответов других обучающихся.

- Сдача зачетов в устной форме.

- Работа в группах, в парах: совместно изучают определенную тему или решают задачи, обсуждают, спорят, приходят к определенному мнению или результату и высказывают свое суждение классу.

- Использование тестовых заданий со свободным ответом и устное его обсуждение.

- Различные ролевые игры.

- Использование метода проектов, который подразумевает работу в группе, где у каждого обучающегося есть своя деятельность.

Формированию социально-трудовой компетенции необходимо уделять особое внимание. Так как через определенное время им предстоит выполнять разные роли: гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, покупателя, клиента, семьянина. В данную компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, владения этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, а также знания и опыт в области профессионального самоопределения.

Развитию данной компетентности могут способствовать следующие приемы:

- Задания социально-трудового характера.

- Исследовательская деятельность.

- При проектной деятельности проведение анализа достоинств и недостатков полученного продукта.

Для развития компетенции личностного самосовершенствования эффективны разные виды урочной и внеурочной деятельности. Обучающийся овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.

С целью формирования данной компетенции можно применять такие методы:

- Самоконтроль и взаимоконтроль.

- Решение химических задач разными способами и нахождение более рационального способа.

- Самостоятельное составление тестовых заданий.

- Работа по карточкам-заданиям, где даны «лишние данные», отрабатывается прием самоконтроля.

- Исследовательская деятельность.

Формирование универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. При любой учебной деятельности у обучающихся может формироваться сразу несколько компетенций. Грамотная организация учебной и внеурочной деятельности способствует всестороннему развитию компетентной личности обучающегося, который сможет решить проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

- в познании и объяснении явлений действительности;

- при работе с современными техническими устройствами;

- во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков;

- в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, семьянина, покупателя, клиента, зрителя;

- при необходимости разрешения собственных проблем жизненного самоопределения, выбора образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Формирование общих компетенций является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания и умения.



















Использованная литература

1. Баранников, А. В. Содержание общего образования. Компетентностный подход. – М., ГУ ВШЭ -2012.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования (Электронный ресурс) / И. А. Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». - http://www. *****/journal/

3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2013. - № 2. – С. 58-64.

4. Хуторской, А. В. Общие компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2013. - № 5. С. 55-61.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее