Доклад: «Критериальное оценивание учебных достижений учащихся на уроках информатики в условиях обновленного содержания образования»
Цель:
-Дать общее представление о новой системе критериального оценивания учебных достижений учащихся на уроках информатики в условиях обновленного содержания образования
-Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения
Психологический настрой участников семинара на прослушивание доклада.
Задание №1: на листе формата А5 нарисовать снеговика. После группы обмениваются рисунками.
Задание №2: оценить работу коллеги (по пятибалльной шкале), сделать письменный комментарий, почему поставлена та или иная оценка. После группы возвращают рисунки назад.
- Все ли довольны полученной оценкой? Почему.
- Вот это и будет темой нашей встречи – Критериальное оценивание учебных достижений учащихся на уроках информатики в условиях обновленного содержания образования.
Доклад
В Государственной программе развития Казахстанского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и достижений учащихся на уроках информатики. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.
Традиционно в большинстве школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:
уровень учащегося относительно определенного эталона,
уровень учащегося относительно класса в целом,
уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период
При критериальном оценивании
ученик становится настоящим субъектом своего обучения
снижается школьная тревожность ученика
учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора
Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.
Что же такое “критериальное оценивание”?
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.
Так как программа по информатике предполагает создание проекта учащимися, выдается ряд возможностей критериального оценивания учащихся. Работу над системой критериального оценивания начала в 2012 году, думаю, что с помощью данной системы наиболее проще оценивать ученика при работе с проектами. В своем докладе я бы хотела показать свои критерии оценивания учащихся по проектам. Главное правильно спроектировать показатели чтобы учащийся мог самостоятельно оценить свою работу, причем каждая работа оценивается по ряду критериев.
К примеру общие критерии оценивания достижений учащихся по информатике в 9-11 классах .
| Критерии | Максимальный уровень достижений учащегося |
A | Знание и понимание | 3 |
B | Исследование | 4 |
C | Анализ | 4 |
D | Планирование | 4 |
E | Создание продукта | 5 |
| Итого | 20 |
Учащиеся должны научиться |
Критерии А «Знание и понимание» 0-3 баллов |
Узнавать необходимую информацию в тексте |
Воспроизводить и объяснять полученную информацию |
Анализировать информацию |
Переводить информацию на компьютерный язык |
Иметь представление о сущности и роли информации в современном обществе |
Приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека |
Ориентируется в различных формах представления информации |
Критерии В «Исследование» 0-4 баллов |
Определять проблему и выдвигать гипотезу, ставить цель исследования. |
Определять методы и способы исследования |
Правильно подбирать необходимую информацию |
Находить дополнительную информацию и самостоятельно применять ее для реализации поставленных перед ним учебных целей |
Представлять результаты исследования в различных формах |
Критерии С «Анализ» 0-4 баллов |
Анализировать соответствие продукта техническому заданию |
Проверять самостоятельно эффективность продукта на предмет ресурсоемкости |
Определять каким образом создан проект |
Оценивать свой продукт |
Учащийся может рекомендовать свои предложения по дальнейшему совершенствованию конечного продукта |
Подвести итоги анализа в различных формах |
Критерии D «Планирование» 0-4 баллов |
Составлять план решения проблемы, самостоятельно его описывать |
Эффективно планировать и организовывать собственную творческую деятельность |
Критерии Е «Создание продукта» 0-5 баллов |
Соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером |
Рационально использовать возможности программных средств |
Выполнять работу по плану и в указанный срок |
Правильно собрать и записать данные |
Разрабатывать несколько возможных вариантов продукта |
Решать задачи на компьютере и составлять анализ полученных результатов |
Умеет свободно использовать новые информационные технологии для пополнения собственных знаний и решения задач |
Создание конечного продукта соответствующего качества |
Общий уровень достижений учащегося переводится в отметку по следующей шкале:
Итоговый тест
| Критерии | Оценки | Сумма баллов | % |
А – 0-3 балла | «2» | 0-7 | 0-49 | |
«3» | 8-14 | 50-66 | ||
«4» | 15-21 | 67-83 | ||
«5» | 22-30 | 84-100 | ||
Практическая работа и творческий проект | В – 0-4 баллов D – 0-4 баллов Е – 0-5 баллов С – 0-4 баллов | «2» | 0-3 | 0-49 |
«3» | 4-6 | 50-66 | ||
«4» | 7-10 | 67-83 | ||
«5» | 11-13 | 84-100 |
Общие критерии оценивания достижений учащихся по информатике в 5-8 классах .
Оформление и выполнение проекта
| Название критерия оценивания | Баллы (0-2) | ||||||||
Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям |
|
|
|
|
| |||||
Рубрицирование и структура текста, качество схем |
|
|
|
|
| |||||
Наличие фона, сложность, соответствие содержанию, сочетание с текстом |
|
|
|
|
| |||||
Наличие колонок, грамотное расположение текста в колонках |
|
|
|
|
| |||||
Наличие фигурного текста, буквицы, заголовки, подзаголовки |
|
|
|
|
| |||||
Наличие рисунков |
|
|
|
|
| |||||
Маскирование |
|
|
|
|
| |||||
Общее восприятие страницы |
|
|
|
|
| |||||
Защита
|
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов. | Баллы (1-5) | ||||||||
|
|
|
|
| ||||||
Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, удержание внимания учащихся |
|
|
|
|
| |||||
Ответы на вопросы: полнота аргументированность, убежденность. |
|
|
|
|
|
Если я даю задание ученику, то сразу описываю требования к заданию, описываю критерии по которым будет выставлена оценка.
Например: Создание проекта «Школьный буклет»
Требования к созданию буклета
1. | Ученик планирует свою деятельность, самостоятельно описывает план решения проблемы |
2 | Ученик находит дополнительную информацию и самостоятельно применяет ее для реализации поставленных перед ним учебных целей |
3 | Ученик творчески выполняет работу |
4 | В работе использует 2 или более графических изображений |
5 | Цветовое решение выполнено эстетически |
6 | Используется фактическая информация. Правильная грамматика. |
7 | Идеи полностью раскрыты и описаны |
Критерии | Максимальный уровень достижения учащегося | ||
В | Исследование | 4 | |
D | Планирование
| 4 | |
Е | Создание продукта | 5 | |
Итого: | 13 |
Творческий проект
| Критерии | Оценки | Сумма баллов | % |
В -4 баллов D-4 баллов Е-5 баллов | 2 | 0-3 | 0-49 | |
3 | 4-6 | 50-66 | ||
4 | 7-10 | 67-83 | ||
5 | 11-13 | 84-100 |
Исходя из всего вышесказанного учащийся определяет проблему, делает выводы в сфере ИКТ, правильно подбирает необходимую информацию и самостоятельно планирует свою деятельность.
При любой работе конечно же сталкиваешься с плюсами и минусами. В своей работе Критериального оценивания я выделила:
“плюсы”
Снижение тревожности.
Сравнение собственных достижений с эталоном.
Объективность.
Прозрачность.
Единство требований.
Многогранность.
Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля
“минусы”
Трудоемкость.
Издержки адаптационного периода
После многократных таких уроков учитель может получить более высокий результат своего труда – учащегося, который может компетентно себя оценить, а учащийся – опыт практической деятельности, необходимый для дальнейшего развития.
То, чему мы учим детей, не должно отличаться от того, чему мы, взрослые, должны продолжать учиться сами. Можно сказать, что «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». (Эльберт Грин Хаббард).