Конспект занятия по нравственному воспитанию
в старшей группе № 2
«Доброта нужна всем людям…»
Провела воспитатель
Геккер Е.В.
Цель: Формирование у детей социально - нравственных качеств, осознания детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.
Задачи: 1. Развивать умения проявлять доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим, умение сопереживать.
2. Формировать представление о добре и зле. Закрепить представление о добре и зле с использованием мимики. Усваивать нравственные понятия через игровую деятельность.
3 Развивать у детей художественные способности и эстетический вкус.
Предварительная работа: беседы с детьми «Добрый человек какой он?», « Почему нужно помогать друг другу?» чтение художественной литературы А. Барто «Вовка добрая душа»,рассматривание иллюстраций «В мире доброты»,познание «Учимся играть и работать дружно», «Учимся дарить тепло близким людям»,аппликация «Сердечко для мамы», дидактическая игра «Добрый – злой».
Словарная работа: Стремление, желание.
Материал: Яблоко, машинка,кубики, варежка, стихотворение «Добрым быть совсем не просто», «Доброта», фонограмма песен « Дорогою добра» , о дружбе.
Ход занятия.
Воспитатель – Ребята обратите внимание ,какой сегодня прекрасный день, какое у нас хорошее настроение! Давайте с ними поздороваемся с гостями.
Ребята посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу улыбки, чтобы на душе было радостно и спокойно.
А скажите пожалуйста , что такое доброта? ( ответы детей).
Воспитатель – Доброта это стремление человека делать добро, это желание быть добродушным, ласковым, жалостливым.
Ребята, а как вы думаете доброту можно потрогать? А у не есть цвет, запах? (ответы детей). А доброту можно увидеть? Да. В поступках, в действиях, в чувствах.
Сейчас Ясмина прочитает нам стихотворение «Закон доброты»
Подумайте сами, ребята,
случается так почему –
котенка один обижает,
другой лечит лапку ему.
Один воробья из рогатки
старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,
с земли воробья подобрал.
Один ранит палкой лягушку,
в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки
мальков перенес в водоем.
Подобных примеров немало,
подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
у всех доброта в сердце есть!
(Е. Андреева)
В жизни люди и взрослые, и дети совершают разные поступки, и хорошие и не очень.
А сейчас давайте посмотрим сценки и подумаем, как же нужно поступить в этой ситуации.
Сценка 1. Два мальчика. Один ест яблоко . А другой смотрит.
- Вкусно? Вот если у меня было яблоко, то я бы тебя угостил.- Как жалко, что у тебя его нет.
Воспитатель – Ребята как вы думаете, как поступил мальчик который ел яблоко? Почему? Как бы ты поступил на его месте? (ответы детей)
Сценка 2. Лева принес новую машинку. Вместе с Тимуром стал строить гараж. Приходит Кирилл и отбирает машинку .
Воспитатель - Как поступил Кирилл? Как бы вы поступили на его месте?
Сценка 3. Холодно. Аделия потеряла варежку, у неё замерзла рука. Подошел Карим и протянул ей свою варежку.
Воспитатель – Какой поступок совершил Карим? А как бы вы поступили? (ответы детей)
Воспитатель – В давние времена слово «добро» произносили мягко, нежно.
Добро тебе, добро от тебя. Как это верно.
- А если человек не добрый , какой он? (ответы детей) злой, жадный, драчливый, равнодушный , трусливый.
А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Добрый злой». Игра «Добрый – злой» Мы с вами будем показывать мимикой и жестами доброту и злость. (девочки мимикой и жестом показывают лицо доброе, мальчики злое и наоборот.
Ребята, какое лицо вам больше понравилось?.(ответы детей).Поднимите, пожалуйста руки, кому понравилось злое лицо, Гузель посчитай пожалуйста. А кому понравилось доброе лицо. Амин посчитай пожалуйста. Вот видите ребята, добро победило зло.
Чтение стихотворения «Добрым быть совсем не просто»
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Физминутка. Звучит музыка, дети разбиваются на пары, соединяют ладошки друг с другом перед собой.
— У каждого человека должен быть друг, не правда ли ? Уверенна, что у вас есть друзья. Подумайте хорошенько и скажите , кого можете назвать своим другом ?
Кто же такой друг? ( Друг –это тот с кем интересно, тот кто не обижает, во всем слушается, охотно делится игрушками и сладостями).
Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.
Мостик дружбы
(Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться (не завидовать), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).
Чтение стихотворения «Доброта»
Быть добрым значить отдавать
Тепло своё другим
Быть добрым значить понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать
Заботясь о других
Конечно доброму трудней
И всё же посмотри
Как много у него друзей
А злой всегда один
Итог занятия.
Воспитатель – Ребята, а скажите пожалуйста ,а было ли вам тепло, спокойно, интересно сегодня. А что вам больше всего понравилось? (ответы детей.) Звучит песня «Дорогой добра»