«Осенний фестиваль знаний 2024»

Диктанты на уроках сольфеджио. Методические рекомендации.

Методические рекомендации для педагогов ДШИ и ДМШ в работе над диктантами на уроках сольфеджио.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Диктанты на уроках сольфеджио. Методические рекомендации.

В средних классах учащиеся уже имеют навыки записи диктантов. Однако практика показывает, что многие ещё не овладели этим умением и педагогу нужно терпеливо работать над разными приёмами записи, чтобы помочь им. Слабые успехи в диктанте у многих учащихся происходят от недостаточно развитого интеллекта, от отсутствия сообразительности, а не от «плохого слуха». С возрастом дети умнеют, и работа над записью диктанта приобретает большее значение в развитии слуха. Поэтому музыкальному диктанту в средних классах должно быть уделено серьёзное внимание и достаточное количество времени на каждом уроке. Занятия диктантом должны быть систематическими.

Главная задача – закрепление полученных навыков. Материал для диктантов значительно усложняется, примеры делаются более длинными (6-8 тактов), что затрудняет их непосредственное запоминание. Поэтому особенно важно поработать над осознанием, над пониманием звучащей музыки до того, как начать запись. Лучше всего применять форму диктанта с предварительным анализом или запись по частям – эскизный метод.

Другие рекомендованные для третьего класса формы работы должны применяться и в четвёртом классе. Но такие диктанты, как устные, «минутка» должны занимать теперь меньше места.

Диктанты устные и «минутки» развивают память и быстроту соображения учащихся. Они проигрываются 2-3 раза, затем дети напевают их по памяти или подбирают на фортепиано и после проверки записывают в тетрадь. Возможно, к этим диктантам применить приём стенографирования.

В материале для диктантов рекомендуется использовать примеры для пения наизусть . Это большей частью образцы из музыкальной литературы, из опер, из классических произведений разных авторов. Учащиеся должны их запомнить, уметь напевать без названий нот, на слоги или с текстом. Цель этого приёма – накопление музыкальных впечатлений в «кладовой» мозга, запоминание их надолго, на всю жизнь. Время от времени педагог должен возвращаться к ним, проверять, как дети помнят эти мелодии.

С 4 класса начинается курс музыкальной литературы. И было бы очень полезно включить в сольфеджио некоторые примеры для запоминания из курса музыкальной литературы.

Эта форма работы должна способствовать и развитию чувства тональной окраски. Желательно, чтобы учащиеся запоминали пример в оригинальной тональности. С другой стороны, полезно уметь устно транспонировать мелодию. Опираясь на данную педагогом настройку ил на один первый звук.

В течение года некоторые из выученных мелодий следует записать по памяти. Причём педагог не играет их, он только называет, какую мелодию будут записывать, помогает установить тональность и первый звук. Запись проводится в полном молчании, исключительно по памяти. Это очень полезная форма работы, но многих она затрудняет. Видимо, запоминание опиралось на непосредственно звуковой образ мелодии, а осознание не подкрепляло его. Тем более полезно для развития внутреннего слуха разобраться в мысленно звучащем материале, без подкрепления его реальным звучанием.

В диктантах с предварительным анализом предлагается устно после первого прослушивания определить структуру мелодии, лад и размер. После второго или третьего прослушиваний педагог должен по звукам трезвучия или его обращений, секвенции и другие характерные интонации. Полезно включить их в настройку.

Эскизный метод записи имеет большое значение для дальнейшей работы над диктантом в старших классах. Применение этого метода позволит быстро записывать длинные диктанты, научит детей свободно ориентироваться в прослушанной мелодии, не пропевать её обязательно сначала, чтобы вспомнить тот или другой её мотив.

Подготовка к такой форме диктанта была в начальных классах, где рекомендовался приём записи по частям (чередуется запись, проводимая педагогом, и запись другой части мелодии – детьми). Основой эскизного метода является логическое осознание слушаемой мелодии. При этом запоминание непосредственно слуховое, неосознное (интуитивное) как бы отодвигает на второй план. Вырабатывается способность понять и записать звуки (части мелодии) даже тогда, когда учащийся ещё не может их пропеть вслух. Возрастает роль внутреннего слуха и слуховых представлений, развивается и укрепляется музыкальное мышление детей.

В основе логического осознания мелодии лежит правильно поставленный метод анализа. Применяемый обычно предварительный анализ недостаточен для эскизной записи. Необходимо научить детей осознавать в рамках общей структуры отдельные мотивы, обороты, ритмические фигуры, типы мелодического движения, ладовое положение отдельных интонаций, мотивов.

Вначале педагог в процессе анализа сам фиксирует внимание учащихся на отдельных деталях мелодии, как бы устно прорабатывает их. Затем предлагает набросать разобранный оборот в тетради, на отдельной строчке. После этого проигрывается весь пример, и учащиеся записывают его, используя имеющиеся эскизы отдельных деталей.

Одна из важнейших задач в работе над диктантом – развитие внутреннего слуха и памяти. Необходимо строго следить за тем, чтобы учащиеся не напевали мелодию во время записи, проверять запоминаемость примера до того. Как приступать к записи. Даже предварительный анализ полезно проводить по памяти после того, как пример был прослушан раза два непосредственно, без находящих вопросов.

Хороший приём для развития памяти после того, как пример был прослушан раза два непосредственно, без находящих вопросов.

Хороший приём для развития памяти – подбирание диктантов на фортепиано, а не запись их. Вообще навык подбирания, общения с фортепиано очень полезен для развития непосредственно слуховой памяти и должен быть использован на протяжении всего обучения в ДШИ, а не только младших классах.

На каждом уроке, педагог должен умело подбирать формы работы, разнообразить приёмы записи. При закреплении новых понятий, ритмов, тональностей можно дать два лёгких диктанта – «минутки» или устные, чтобы успеть показать это новое более разнообразно. При проверке усвоения – дать один более развёрнутый (длинный) пример с предварительным анализом. Эскизный (по фразам) и контрольные.

В соответствии с этим примеры в пособии сгруппированы не по разделам, а по разным приёмам. В процессе занятий следует чередовать примеры из разных разделов.

Форма проверки остаются те же: групповая. Индивидуальная, самостоятельная за фортепиано и контрольная. Многие педагоги используют взаимную проверку учащихся. Это приучает учащихся быть внимательными, видеть и свои и чужие ошибки, уметь проверить написанное.

Важно, чтобы у учащихся не возникало утомление от однообразной работы, чтобы не пропал интерес к этому навыку. Особенно это относится к тем, которым трудно даётся запись диктантов: они его не любят, боятся. Чередование разных приёмов поможет им овладеть некоторыми из них, почувствовать уверенность в своих силах. Психологически это очень важно. Ведь у многих неумение писать диктант приводит к тяжёлому травматическому состоянию, тормозит их музыкальное развитие.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее