ТЕМА: ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Задачи урока: формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в чем состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы.
Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; демонстрационные карточки с изображениями дикорастущих и культурных растений, молочные продукты и мед для дегустации (распознавания по вкусу). У учащихся — фигурки различных животных, принесенные из дома; клей, ножницы.
Предварительная работа. Дети приносят в класс фигурки и небольшие игрушки, изображающие животных, если они имеются дома.
Ход урока
1.Организационный момент
Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, сосредоточить внимание.
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать.
2.Повторение изученного
Цель: Повторить материал о дикорастущих и культурных растениях.
- Мы уже познакомились с дикорастущими и культурными растениями. Чем они отличаются друг от друга?
Затем учитель показывает детям демонстрационные карточки с изображением растений обеих групп (дикая яблоня, яблоня сорта Антоновка, пшеница, одуванчик, береза, крапива), а дети определяют, что это за растение, дикорастущее оно или культурное.
3.Изучение нового материала
Цель: Познакомить с понятиями «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека.
1.Музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных»
-Растения делятся на дикорастущие и культурные, а животные-на диких и домашних. Подумайте, каких животных называют дикими, а каких — домашними. (Ответы детей.)
- На прошлых уроках мы уже встречались с домашними животными. Назовите их. (Собака, кошка.) Чем они отличаются от диких? Кто их дикие предки?
- На сегодняшнем уроке мы изучим новую группу домашних животных — животных «сельскохозяйственных».
-А сейчас откройте учебники на странице 80. Представьте, что мы оказались во дворе сельского дома. Рассмотрите рисунок. Найдите на нем диких и домашних животных.( Дети классифицируют изображенных животных и проверяют себя по Приложению (с. 93).
-Дети, а как вы думаете, все ли животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние? А будет ли домашним воробей: он часто встречается вблизи жилья человека ? (Он домашним животным не является.)
- Не все животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние, а только те, которых специально разводят люди.
-Также домашние животные — это не только звери, но и птицы и даже насекомые (пчелы). На рисунке видно, что пчел разводят люди, которые построили для них домики — ульи.
-А теперь вы, дети, приведите другие примеры диких и домашних животных (примеры уток, индюков, кроликов, лошадей)
2.Далее проводится игра «Клубочек». Дети, передавая друг другу волшебный клубочек, называют по очереди дикое или домашнее животное.
4.Физкульминутка.
Проводится под музыку заставки к телепередаче «В мире животных». Выполнение танцевальных движений. Учитель дает команды. Дети должны выполнить движения в соответствии с командой.
-Зайчики! Дети прыгают, имитируя зайца.
-Лошадки! Дети ударяют ноги об пол, как будто лошадь бьет копытом.
-Раки! Дети пятятся, как раки.
-Птицы! Дети бегут, раскинув руки (имитация полета птиц). Можно на месте махать широко расставленными руками.
-Цапля! Стоят на одной ноге.
-Лягушка! Приседают и скачут вприсядку.
-Собачки! Дети сгибают руки (имитация движения, «когда собака служит») и лают.
-Курочки! Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят звуки «ко-ко-ко!»
-Коровки! Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят звуки «му-му!» В конце игры учитель отмечает самых внимательных.
5.Закрепление изученного.
Цель: Закрепить знания детей, полученные при изучении нового материала
1.Полученные знания применяются и закрепляются при выполнении заданий № 1, 2, 3 в рабочей тетради (с. 64—65).
2. Затем проводится работа с иллюстрациями на с. 81 учебника.
- Дети, определите, какой продукт питания или предмет одежды изображен на фотографии, назовите животное, от которого он получен.
- Как сделаны эти продукты? (Сыр, творог, масло, сметану, йогурт сделали из молока, мед взяли из улья и т. д.)
Далее организуется распознавание по вкусу некоторых продуктов.
- Перед вами молочные продукты и мед. Их нужно определить с завязанными глазами и сказать, какой продукт не имеет отношения к корове.
После этого по вопросам на с. 81 дети рассказывают о домашних животных, имеющихся в их семье, об уходе за ними.
3. Работа с разворотом «Моя коллекция» (с. 82—83 учебника).
- Дикие животные могут поселиться у нас в доме, но в виде красивых и забавных фигурок или игрушек. Рассмотрите фотографии, сравните настоящую лягушку, настоящего медведя с изображающими их фигурками. Сколько фантазии проявили люди, изготовившие их! Как много радости могут доставить эти необычные коллекции: одна фигурка рассмешит, другую захочется погладить, а с третьей — поговорить (есть ведь и говорящие игрушки). Лягушка в верхнем ряду слева — это лягушка-колокольчик. Ее соседка, очень похожая на настоящую лягушку, сделана по специальному заказу мастерами знаменитой дымковской игрушки! А с деревянной лягушкой, в которую вставлена палочка, связано особое поверье: если палочкой поводить по ее спинке, в доме прибудет денег.
4.После работы с разворотом учебника дети рассматривают принесенные в класс фигурки и игрушки, изображающие разных животных, обмениваются впечатлениями.
-Разделите их на две группы и назовите тех и других.
6.Итог урока
Цель: Закрепить полученные знания на уроке.
-Объясните ключевые понятия на голубой плашке учебника (с. 80). Итак, дикие животные живут сами по себе, «дико», а домашних разводят люди.
7.Дома предлагается выполнить задание № 4 в рабочей тетради (с. 65).