Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП СУР с учеником 4-А Саливон Даниилом по теме: «Школьная жизнь. Дифференциация звуков [С] и [З]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».
Цель: Понять режимные моменты школьных занятий и отдыха, формировать представление о занятиях детей в урочное время. Вырабатывать дифференциацию звуков С-З, в слогах и словах, опираясь на зрительный, слуховой анализаторы. Сделать речь более интонированной.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
Закреплять зрительный образ букв С, З.
учить дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки перед гласными;
закреплять навык произнесения слов сложной слоговой структуры.
уточнение и сравнение артикуляции звуков [с]–[з];
развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений;
коррекционно-развивающие:
совершенствование артикуляционной моторики;
развивать фонематический слух и восприятие, анализ и синтез;
развивать навык словоизменения существительных;
развивать зрительную и слуховую память;
обогащать словарный запас по теме «Школа» как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться способами словоизменения;
развивать общую моторику (синхронизировать движения с речью).
коррекционно-воспитательные:
воспитывать у учащегося самоконтроль за речью и поведением;
воспитывать гуманное отношение и чувство любви к школе.
воспитание интереса к занятиям, усидчивости.
Оборудование: таблички, картинки, компьютер.
Речь учителя Предполагаемая речь ученика
1.Орг. момент.
- [Встань.] ( встаёт)
- Здравствуй, Даня! - Здравствуйте Людмила Ивановна.
- У нас сегодня гости. – Здравствуйте.
Поздоровайся с гостями.
-[Сядь.]
[Что ты сделал?] - Я сел.
-Сядь прямо и красиво.
- [Даня, какой сейчас - Сейчас урок развития слуха и речи.
урок?]
- [Какое сейчас время -Сейчас осень.
года?]
- [Какой месяц?] - Сейчас ноябрь месяц.
- [Какой был месяц?] - Был месяц –октябрь.
-[Какой сегодня день - Сегодня …..
недели?]
- Какое у тебя ( выполняет задание, показывает настроение? Покажи.
-Очень хорошо, что у картинку, соответствующую его
тебя сегодня хорошее настроению)
настроение. У меня тоже
хорошее настроение.
- [Подумай, что мы - Мы будем слушать( говорить, играть,
будем делать? ] заниматься и т.д.)
- Послушай, что мы
будем делать сначала,
что потом, что после
этого и находи нужную
табличку. Слушай
внимательно.
- Сначала [сделаем
артикуляционную гимнастику] ( слушает и находит нужные
таблички ).
- Потом [будем правильно
говорить звуки.]
- После этого [будем
слушать текст и отвечать
на вопросы.]
2.Артикуляционная гимнастика
3.- [Будем правильно говорить - Будем правильно говорить.
звуки. ]
-А зачем нам нужно …………..
правильно и красиво
говорить?
Послушай, с какими
звуками мы будем
сегодня работать.
[С, ] [ З ] С, З
- Найди эти звуки. ( ищет и показывает
звуки на «веере»)
- Посмотри, как я
произношу звуки.
С З ( повторяет за учителем) С З
( фиксирует внимание
ребёнка на артикуляции,
показывает профиль
произношения.(презентация
сравнить профили)
- Повтори слоги, говори
хорошо.
(презентация)
Составь слова
Назови времена года
Назови картинки
Кто лишний?
Образуй прилагательные
Закончи предложение
Кроссворд
(после презенгтации)
- Молодец, Даня.
3.Развитие звуко-буквенного
анализа.
Упражнение "Измени звук в слове".
- Я буду называть слова со
звуками З-С, а ты заменяй
эти звуки на парный.
Сайка-зайка
Лиса, роса,Захар, Сима, коза,
слить
Упражнение «Замени звук»
Первый звук в слове замени на З илиС
Губы, лайка, набор, ранки,
Дом, кефир, пелёнка
-[Что мы делали? ] - Мы красиво говорили.
-[Будем играть. ] - Будем играть.
- Игра называется (зайка, санки, коза, зонт, самолет, ваза, капуста,…)
« Заполни домики».
( картинки).
-Правильно.
- [Что мы делали? ] - Мы играли.
- Будем слушать.
4.Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке будем работать с текстом. Внимательно слушай предложения, выбирай табличку и повторяй предложение.
(разрезной текст)
Первого сентября ребята снова пришли в школу.
В девять часов утра звенит звонок и начинается первый урок.
На уроке ребята занимаются.
Урок продолжается сорок пять минут.
На уроках ребята читают, слушают и говорят, решают примеры и задачи, танцуют и рисуют.
После урока наступает перемена.
На перемене ребята отдыхают, играют.
Снова звенит звонок и начинается следующий урок.
-Из предложений составь текст и назови его.
(ребенок складывает текст и придумывает название)
-Раздели текст на предложения.
Первого сентября ребята снова пришли в школу в девять часов утра звенит звонок и начинается первый урок на уроке ребята занимаются урок продолжается сорок пять минут на уроках ребята читают, слушают и говорят, решают примеры и задачи, танцуют и рисуют после урока наступает перемена на перемене ребята отдыхают, играют снова звенит звонок и начинается следующий урок.
Дополни предложения:
Первого сентября …… снова пришли в школу. В девять …. утра звенит …. и начинается первый ….. На …… ребята занимаются. Урок продолжается ……… ……. минут.
Дополни слова:
На ур.ках р.бят. чи.а.т, с.ушаю. и г.вор.т, ре.а.т пр.мер. и зада.и, т.нцуют и р.су.т.
-Повтори за мной, соблюдая интонацию и ответь на вопросы:
Сколько сегодня уроков?
Сколько сегодня уроков?
Сколько сегодня уроков?
5.Подведение итога урока.
-Наш урок подходит к - Сначала мы слушали.
концу. Давай подведём - Потом мы …. .
итоги, что мы сегодня с тобой - ……………………….. .
делали?
- Даня, ты сегодня
занимался хорошо.
- Урок окончен.
- До свидания. – До свидания, Людмила Ивановна.
-Попрощайся с гостями. –До свидания.