ЦЕЛЬ: Закреплять правильное произношение и различение звуков «С» – «С’»; развивать фонематический слух. Продолжать учить делить слова на слоги; делать звуковой анализ слов.
Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ. Закреплять название диких животных и их детенышей.
Оборудование: предметные картинки со звуками «С» - «С’», карточки для звукового анализа слов, дидактическое пособие «Отгадай слово», тетради, ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
«Угадай, какие буквы спрятались»:
На доске наносятся буквы – «разорванные» на две части:
П Т К А О У Ы И
II. Знакомство с темой.
А) Отгадывание загадок:
Лежит под крылечком, хвост колечком (Собака).
Хвост пушистый, мех ворсистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса).
Сто одежек – все без застежек.
Б) Характеристика звука «С»: согласный, свистящий, твердый.
В) «Четвертый лишний»:
Василек, пион, гвоздика, ноготки – Василек.
Аист, цапля, дятел, гусь – Гусь.
Г) Характеристика звука «С’»: согласный, свистящий, мягкий.
III. Выделение на слух звука «С–С’»
Хлопаем 1 раз, если услышим «С», 2 раза – «С’».
Лисята, внучата, сом, щётка, собака, песенка, овсянка, квас, закат, посуда, сирень, шуба, самолёт, лесенка, осина.
IV. Воспроизведение слоговых рядов.
Са–са–ся ся–ся–са
Са–ся–ся ся–са–са
Са–ся–са
V. «Наоборот».
Са–са → ся–ся ас–ас → ась–ась осы → оси
Со–со → ос–ос → косы → коси
Су–су → ус–ус → квас → квась
Сы–сы → ыс–ыс → вес → весь
Сэ–сэ → ис–ис → носы → носи
VI. а) Подарим картинку Люсе и Соне (у каждого на парте)
б) Поможем Люсе и Соне разделить слова на слоги: (названия картинок).
Нарисовать столько , сколько слогов в слове и выделить «С» и «С’» в нужном квадрате синим и зеленым цветом.
VII. «Буратино»:
В гости пришёл Буратино и что-то с собой принёс. Хотите узнать?
Составление слов из слогов. (Бусы, сито).
VIII. Физкультминутка.
Буратино потянулся
Раз, нагнулся, два, нагнулся,
Три, нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик наш достать,
Нужно на носочки встать.
IX. Звуковой анализ слов (лиса, гуси)
На карточках ( у каждого на парте)
X. Игра «Большой – маленький». ( С мячом )
Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Пёс – пёсик песня – песенка
Нос – носик колесо – колёсико
Хвост – хвостик пылесос – пылесосик
Лист – листочек кокос – кокосик
Лестница – лесенка нанос – насосик
XI. Загадки: поднять соответствующую картинку.
Я, сознаюсь: я виновата и плутовата.
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса).
Под соснами, под ёлками
Живёт клубок с иголками. (Ёжик).
Серый байковый зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай,
И морковку ему дай. (Заяц).
Кто зимой холодной,
Ходит злой голодный? (Волк).
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь).
Как одним словом назвать их? ( Звери )
XII. Игра «назови семью».
Лис – лиса – лисята.
Волк – волчиха – волчата.
Заяц – зайчиха – зайчата.
Ёж – ежиха – ежата.
Медведь – медведица – медвежата.
Лось – лосиха – лосята.
XIII. «Кто как зиму проводит».
Лиса живёт в норе. Медведь спит в берлоге. Ёжик залез в норку. Заяц дрожит под кустом, Волк сидит в логове.
XIV. «Придумай новые слова».
Осенью листья падают на землю – это листопад.
Зимой на землю падает снег – снегопад.
С высоты падает вода – водопад.
Ночью в небе падают звёзды – звёздопад.
Пыль сосет – пылесос.
Сам летит – самолёт.
Сам катит – самокат.
XV. Итог. Произнесение, сопоставление «С», «С’».
Припоминание картинок, слов.
Вот со звуком «С» считалка:
Сад, песок, совок, скакалка.
Мячик скок, скок, скок,
Скок по саду на песок,
На совок и на скакалку
Очень быстрая считалка.
XVI. Рефлексия.