Тема: "Дифференциация звуков [з] – [с] в слогах, словах и предложениях"
Цели:
Коррекционно-развивающие:
закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;
уточнять характеристику звуков [З] и [С];
развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;
обогащать словарный запас;
развивать оперативную и слуховую память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
Образовательные:
упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных.
Воспитательные:
развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: компьютер, карточки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент
Педагог здоровается с учащимися.
– Сейчас мы будем выполнять гимнастику. Посмотрите на эти картинки.
Педагог показывает детям картинки с изображением разных эмоций (слайды).
– Какие настроения выражают эти лица? (Огорченное и грустное, строгое и сердитое, удивленное и восхищающее, веселое и радостное).
Выполнение мимических упражнений.
– Какое настроение у вас сейчас? Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.
2. Работа со словами-паронимами
– Ребята, внимательно прочитайте слова: коса – коза (слайд).
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу).
– А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками).
– Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот? (Изменится смысл слова).
3. Сообщение темы занятия
– Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы и звуки [З]-[С].
4. Сравнение звуков по артикуляции
Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды).
– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).
– Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
5. Характеристика звуков.
– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой С).
– На что похожа буква С? (На половину овала, луну).
– Сейчас мы с вами поиграем в игру, вам нужно определить место звука в слове и поднять соответствующую цифру.
Словарный материал: сок, сосулька, лиса, действие, астра, рассказ.
– Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой З).
– На что похожа буква З? (На змею, половину восьмерки)
Пальчиковое упражнение (слайд)
Словарный материал: зима, азбука, базар, слеза, пузырь, звук.
Вывод: Звуки [З]-[С] – парные (слайд).
6. Физкультминутка для глаз.
7. Составление и чтение слогов со звуками [З]-[С]
Учащиеся самостоятельно составляют и читают слоги по слоговой таблице.
8. Работа по карточкам.
9. Игра «Закончи слово»
СА – ЗА
Речевой материал: паруса, кукуруза, заноза, оса, береза, лиса (слайды).
СЫ – ЗЫ
Речевой материал: полосы, козы, часы, розы, усы, волосы (слайды).
10. Игра «Четвертый лишний» (слайд)
Материал: сова, сосулька, замок, собака
Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.
10. Физминутка «Раз, два, три»
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.
11. Работа с книгой
14. Итог занятия
– Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас? (слайд)