«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Дидактический материал для уроков русского языка, посвященных Д.И. Менделееву.

Тексты о жизни и личности великого ученого - готовый дидактический материал для проведения самостоятельной или коллективной классной работы. Данные тексты являются материалом для комплексного обучения языку и речи.

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием обучающихся: выразительное чтение, определение темы, идеи, типа речи и функционального стиля, затем даются вопросы и задания, проверяющие грамматические умения и навыки.

Задания к текстам составлены с учетом требований к Единому государственному экзамену по русскому языку.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ГАОУ СПО "Волгоградский медико-экологический техникум"

























ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ
ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА
МЕНДЕЛЕЕВА

(к вопросу о личности Д.И.Менделеева,
его человеческой сущности)

Дидактический материал

по русскому языку











Подготовлен преподавателем

русского языка Яковенко А.Г.























Волгоград. 2014 г.

Д.И.Менделеев родился 8 февраля 1834 года. В 2014 году исполнилось 180 лет со дня его рождения. Данному обстоятельству посвящены различные публикации во многих изданиях. Представленные тексты для лингвистического анализа воскрешают образ великого химика и гражданина, но мы должны понимать, что личность Д.И.Менделеева неисчерпаема и всегда будет служить примером величия человека, всего себя посвятившего служению науке, Отчизне.



Что мы знаем о Менделееве, кроме того, что им открыт периодический закон и создана периодическая система химических элементов? Каким был в жизни Дмитрий Иванович? По воспоминаниям современников, трудам, письмам, документам Менделеев предстает перед нами как целостная, неординарная, интересная личность.

Тексты о жизни и личности великого ученого - готовый дидактический материал для проведения самостоятельной или коллективной классной работы. Данные тексты являются материалом для комплексного обучения языку и речи.

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием обучающихся: выразительное чтение, определение темы, идеи, типа речи и функционального стиля, затем даются вопросы и задания, проверяющие грамматические умения и навыки.

Задания к текстам составлены с учетом требований к Единому государственному экзамену по русскому языку.























Увлечения Д.И.Менделеева





На открытиях великого уче(н? нн)ого Дмитрия Менделеева построена вся совреме(н, нн)ая химия. Но (не)многие знают что и в свободное от серьезной науки время он пор..жал окружающих своими талантами — мастерил ч..моданы великолепно играл в шахматы разгадывал тайну «лу(н, нн)ой краски» и даже совершил полет на воздушном шаре в городе Клин. 

Дмитрий Иванович никогда не покупал ч..моданы а мастерил их сам. Он подробно изучил все извес..ные в то время р..цепты пр..готовления клея. После долгих опытов пр..думал свою особую клеевую смесь.

Способ пр..готовления этого клея Менделеев держал в секрете.

А еще что(бы) (с,з)делать отличный ч..модан Дмитрий Иванович вн..мательно и долго отб..рал кожу для него. Кроме этого он стал настоящим специалистом по ш..лковым тканям так как тогда дорогие ч..моданы внутри отделывали ш..лком.
Прежде чем изг..товить ч..модан Менделеев часами пров..дил мат..матические расч..ты. И (не) зря. Такие зам..чательные у него ч..моданы получались что многие прин..мали его за мастера ч..мода(н,нн)ых дел равных которому нет.

Менделеев очень любил пари...ся в бане. От парилки он испыт..вал огромное уд..вольствие. Заб..рался на полок с веничком и пропаривал свое тело после чего любил пить трав...ой чай.

Одна из страстей Дмитрия Ивановича шахматы. В шахматы он играл прекрасно очень редко проигр..вал своих партнеров задерживал иногда до 4–5 часов утра. Его постоя(н,нн)ыми партнерами были В.А.Кистяковский (1865–1952), академик, физикохимик, С.П.Вакулов (1863–1949), химик работавший под руководством Менделеева, художник А.И.Куинджи (1842–1910) – очень близкий друг Менделеева и др.

Менделеев играет в шахматы
с художником А.И.Куинджи
(фотография 1882 г.)

Страстью Менделеева были книги. Поп..дая в его кабинет пос..титель оказывался в царстве книг которые лежали везде где была точка опоры на полках вдоль стен на столах диване на полу. Литература была практически по всем отр..слям знаний научные журналы энц..клопедии на всех языках произведения философов подпольная революционно-политическая литература книги о пут..шествиях альбомы по истории иску(с,сс)тв художественная литература.

В минуты когда надо было отвлеч(?)ся от серьезных мыслей он любил читать приключенч..скую литературу – из жизни индейцев, произведения Жюля Верна, Рокамболя. Такие книги он сч..тал хорошим отвлекающим средством. Дмитрий Иванович был тонким знатоком поэзии много стихов знал наизусть. Его любимые произведения «Тьма» Байрона поэзия Пушкина Майкова Тютчева.

Менделеев был хорошо знаком с И.С.Тургеневым а Александр Блок стал его зятем ж..нившись на дочери от второго брака Любе.

Д.И.Менделеев
в своем рабочем кабинете

Менделеев был большим ц..нителем живописи. Признанием его сопричас..ности к иску(с, сс)тву было избрание действительным членом Академии художеств и членом Совета академии художеств.

К музыке Менделеев то(же) был (не)равнодушен воспринимал ее эмоц..онально хорошо чувствовал.

К сож..лению неизме...ым атрибутом уче(н, нн)ого была привычка к курению. Курил он практически (не)прерывно. Когда писал то(же) курил пуская огромные клубы дыма держа пап..росу или увес..стую самокрутку в левой руке. При неорд..нарной внешности в густом табачном дыму он представлялся сотрудникам «магом ч..родеем алхимиком умеющим пр..вратить медь в золото и добывать жизне...ый эл..ксир».

Д.И.Менделеев очень любил природу много пут..шествовал. Его пут..шествия обычно были связаны с научными интересами изучением промышле...ости России (на Донбассе он изучал каме...ый уголь, на Кавказе нефть, на Урале мета(л, лл)ургию заводы), с пос..щением родных мест лечением. Он был во Франции Швейцарии Германии Италии Испании Англии Финляндии Чехословакии Польше Египте Алжире.



Задания к тексту


1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выбирая нужный вариант, расставьте недостающие знаки препинания.

2. Определите основную мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите функциональный стиль текста и тип речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие факты из жизни Д. И. Менделеева вас удивили?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подберите синонимы к словам: мастерил, огромные, маг.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Приведите из текста 2-3 примера многозначных слов. Запишите их значения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Приведите из текста примеры метафоры, сравнения, инверсии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Разберите по составу слова: разгадывал, физикохимик, работавший, представлялся, лечением.

9. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов: химия, смесь, париться, считал, очень.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. В предпоследнем абзаце текста найдите предложение с вводным словом, выпишите его и выполните синтаксический разбор.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Подъем на научный олимп

Отец Дмитрия Менделеева в год рождения сына в 1834 году ослеп и вскоре л..шился работы в гимназии. В 1837 году ему была сделана оп..рация и зрение во...тановилось но место в гимназии было уже занято. Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновреме...о и вести (не)большой стекля...ый завод доставлявший скромные средства к существованию и заботи...ся о детях которым дала прекрас...ое по тому времени образование.

По вечерам Мария Менделеева соб..рала их в гости..ой играла на фортепиано или читала вслух. Впрочем Митя и сам рано выучился читать - в четыре года - и жадно погл..щал книги из библиотеки отца.

Оторвавшись от чтения мальчик бежал в лес наблюдать за жизнью зверей и птиц. Или приходил на стекольный завод и завороже...о смотрел как струя ра..плавленного стекла превращае..ся в чашки и графины. Может быть именно тогда он и увлёкся химией наукой о чудесных превр..щениях веществ.

В 1841 поступил в Тобольскую г..мназию. Успехами Дмитрий бл..стал только в первых классах г..мназии. Потом учёба перестала его увл..кать и он хорошо учился только по тем предметам которые ему нравились и легко давались математике физике истории и литературе.

Менделеев поступает в Педагогический институт где встречает выд..ющихся уч..телей умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке.

По окончании курса в институте Менделеев вследстви.. пошатнувшегося здоровья занял место учителя сначал.. в Симферополе затем в Одессе. Пр..бывание на юге поправило его здоровье а в 1856 году он возвратился в Санкт-Петербург где защитил ди...ертацию на степень магистра химии. В 23 года он становится доцентом П..тербургского ун..верситета где читает лекции по органической химии.

В 1864 году Менделеев был избран профе...ором П..тербургского технологического института. В 1865 он защитил ди..ертацию, а в 1867 получил в ун..верситете кафедру неорганической химии которую и занимал в течени.. 23 лет.

С этим пери..дом времени совп..дает наиболее полный расцвет научного творчества и педагогической деятельности Менделеева. Он открывает периодический закон (1869) и изл..гает его в ряде мемуаров выпускает «Основы химии».

В 1887 году он подн..мается на воздушном шаре в городе Клин для наблюдения полного солн..чного затмения. Он уд..ляет много внимания нефт..ной промышленности; в 1876 году предпр..нимает пут..шествие в Америку (по поручению правительства) для ознакомления с постановкой там нефт..ного дела неоднократно посещает кавказ..ие месторождения ведет ряд любопытных работ по и..ледованию нефти.

В 1888 он изучает экономическое состояние Донецкого каме...оугольного района вы..сняет огромное его значение для России.

В 1890 Менделеев покинул Петербургский университет. Оторва..ый от науки Менделеев зан..мается практическими задачами. Морское и вое..ое министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе.

Всякое дело за какое бы ни брался Менделеев каким бы узко специальным оно ни было он захватывал широко и стремился глубоко проникнуть в сущность поставле...ого вопроса. Всюду он умел быть ор..гинальным.

Работая в обл..сти точных наук особенно химии и физики он пр..давал огромное значение числовым данным и потратил (не)мало усилий и остроумия на выработку методов как для добывания этих данных путем экспер..мента так и для их математической обработки.

Бе..примерные заслуги Менделеева перед наукой получили пр..знание со стороны всего учёного мира. Он был членом почти всех академий и почетным членом многих ученых обществ.





Задания к тексту


1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выбирая нужный вариант, расставьте недостающие знаки препинания.

2. Определите основную мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите функциональный стиль текста и тип речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что нового вы узнали о жизни Д. И. Менделеева?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Разберите по составу слова: успевала, выучился, чудесных, месторождения.

6. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов: заботиться, вслух, степень, лекция.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Приведите примеры слов (словосочетаний), употребленных в тексте в переносном значении.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Подберите к трем словам из текста антонимы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выпишите из третьего абзаца первое предложение и выполните синтаксический разбор.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как автор называет химию? Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с автором?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





































































Ученый-энциклопедист





Памятник Д.И.Менделееву на родине великого русского ученого
в с. Верхние Аремзяны вблизи г. Тобольска (скульптор Н.Распопов, 2004 г.)


Менделеев был ученым-энциклопедистом. Все кто его знал отмечают многогра...ость его натуры многоплановость его деятельности которая выходила далеко за рамки чистой науки. Л.А.Чугаев выдающийся русский химик писал о Менделееве Г..ниальный химик первокла...ный физик плодотворный и...ледователь в области гидродинамики метеорологии геологии в различных отделах химической технологии (взрывч..тые вещества, нефть, учение о топливе и др.) и других сопредельных с химией и физикой дисц..плинах глубокий знаток химической промышле...ости ...

Он любил и ув..жал физический труд. В первое время когда ученый пр..обрел имение в Боблово (Клинский уезд) в 1865 году ставшее для семьи Д.И.Менделеева дачей он сам зан..мался сельскохозяйстве...ыми работами.

Привычка труди...ся с полной самоотдачей неут..лимая жажда знаний любовь к науке про..вились у него еще в студенческие годы.

Менделеев был человеком эрудирова...ым разносторо...им знатоком самых различных обл..стей знаний.

На своих лекциях по неорг..нической химии которые всегда соб..рали полную аудиторию он часто углублялся в область физики механики астрономии астрофизики геологии агрономии физиологии техники истории химии... непр..менно обобщая факты подводя слушателей под какие(то) филосо..ские мирово...ренч..ские концепции. Любил он при этом и пофантазировать помечтать на химические или общественно важные темы.

В.Е.Грум-Гржимайло слушая лекции Менделеева восх..щался его умением формировать у студентов химическое мышление. А лекции Менделеева были всегда глубокие содержательные яркие уб..дительные ориг..нальные. Читались они страс..но и проникнове..о.

Менделеев и Россия. Эти два слова в сознании совреме...иков Менделеева были символами одного и того (же).

Россию Дмитрий Иванович любил бе..предельно Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благосл..вляет, освещает и объед..няет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств.

Узнав что на английском языке вышло очередное издание «Основ химии» он написал в предисловии к русскому изданию в 1906 году: «...мне стало очевидным, что этою книгою пользуются английские и американские студенты, чего, признаюсь, ожидать никак не смел, и что глубоко тронуло мое русское сердце».

Менделеев верил в будущее России призывал разрабатывать ее богатства. Переж..вал что за границей мы закупаем костный клей, соду... т.е. то, что можно производить самим и даже экспортировать.

Дмитрий Иванович прил..жил много усилий к тому что(бы) отстоять приоритет русской науки в деле открытия периодического закона.

Он всячески защ..щал на различных уровнях власти идею о необходимости индустриализац..и сельского хозяйства. А как переж..вал и плакал Менделеев когда в январе 1904 года в начавшейся русско-японской войне погибла часть русской эскадры. Не о своем 70-летии думал Дмитрий Иванович а о судьбе России.



Задания к тексту


1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выбирая нужный вариант, расставьте недостающие знаки препинания.

2. Определите основную мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите функциональный стиль текста и тип речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Почему Д. И. Менделеева называют ученым-энциклопедистом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Разберите по составу слова: многоплановость, русский, пофантазировать, слушая.

6. Как вы понимаете значение следующих слов: благо, приоритет, эрудированный (человек), оригинальные (лекции), экспортировать. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов: все, любовь, яркие, мирного.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Приведите из текста примеры сложных слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выпишите из текста слова с орфограммой "З/С на конце приставок".

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Найдите в тексте простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Выпишите это предложение и выполните синтаксический разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


























Неординарная личность Д.И. Менделеева

В Менделееве соч..талось два заметных начала доброта и крутой нрав. Вспыльчивость вспышки возбуждения граничащего с гневом призн..вались всеми кто его знал. Однако Дмитрий Иванович был отходч..вым: покричит-покричит (без зла!), пов..рчит, наговорит, потом отойдет.

Менделеев всегда твердо стоял на своем был п..следовательным и непр..клонным в своих решениях.

Независимость в суждениях взглядах про..влялась и в том что он (не) признавал рангов чинов что иных ш..кировало а сановников возмущало. Он как (то) сказал Я ведь не из этих, нынешних, которые мягко стелют. Это (не)умение кривить душой про..влялось во всем.

Добрым советом ходатайством материально он был всегда готов оказать помощь людям. Зач..стую инициатива шла прямо от него. А это требовало и времени и душевного бе..покойства и средств а то и просто муж..ства. Его про..ьбы как правило имели успех. Младшим служащим установил об..зательную прибавку к жалованью по случаю рождения ребенка обеспечил их бе..платным помещением (с отоплением и осв..щением), добился ассигнования на строительство квартир для служащих Главной палаты мер и весов. Он даже пр..грозил отставкой если Государстве...ый совет не утвердит кредиты на строительство квартир для сотрудников.

Менделеев был скромным и простым в обращении человеком (не) любил н..каких цер..моний славы орденов наград (а их у него было множество). Ему нравилось обща...ся с простым народом.

Обращение к нему «Ваше высокопревосходительство» что соответствовало чину ген..рала (не) переносил и обрывал на (полу)слове допускал только обращение по имени и отчеству. Обычно пос..тителей об этом предупр..ждал.

Скромность Менделеева про..влялась во всем. Одевался он очень просто дома носил широкую суконную куртку пошитую по его же фасону. Модой (не) интерес..вался доверял своему постоянному п..ртному.

Умере...ый в одежде, он был умерен и в еде. Как св..детельствует его жена Анна Ивановна обедал он всегда в 6 часов вечера довольствуясь буль..ном ухой рыбой. Сам любил пр..думывать для себя еду отварной рис с красным вином ячневую кашу поджаре...ые лепешки из риса и геркулеса. И что уд..вительно, временами одно из этих блюд он просил подавать каждый день мес..цами. Идеи новых блюд см..няли друг друга и имели успех у знакомых. Поскольку Менделеев сладкого (не) любил то как правило третье блюдо игн..рировал. Даже чай пил почти (не) сладкий. Чай он любил страс..но, заваривал сам, по своему способу, этому обучил и жену. С чаем связан метод самол..чения который прим..нял Дмитрий Иванович при пр..студах. Он (на, о)девал халат на меху высокие м..ховые сап..ги вып..вал чай (крепкий и сладкий) л..жился на д..ван и засыпал выгоняя хворь потогоном.

Внешний облик Менделеева в различные пери..ды его жизни дон..сли до нас многочисле...ые фотографии п..ртреты и скульптуры. Портреты Менделеева писали И.Е.Репин М.А.Врубель И.Н.Крамской Н.А.Ярошенко.

Дли...ые ни..падающие до самих плеч (серебристо) пушистые волосы напоминающие львиную гриву большая борода высокий лоб сосредоточе...о (с, з)двинутые брови густые ресницы проникнове...ый взгляд синих чистых и ясных глаз, могучая, широкоплечая, немного сутуловатая рослая фигура пр..давали внешнему облику Менделеева черты неповторимости выразительности, сравнимые с м..фическими героями далекого прошлого.

Портрет Д.И.Менделеева
(художник И.Репин, 1885 г.)

Речь Менделеева (не) была гладкой легкой. Нач..нал он всегда вяло т..жело запинался делал паузы подб..рая нужные слова. Он говорил, точно медведь валит напролом сквозь кустарник вспоминал В.Е.Чешихин. Но в его речи всегда была увере...ость убежде...ость строгая аргументация – логикой, фактами, экспер..ментом, ра(с, сс)четами, плодами аналитической работы. По напору и глубине мысли по богатству содержания по способности увлеч(?) и захватить аудиторию по умению уб..дить и воодушевить слушателей (с, з)делать их своими единомышле...иками по образности и меткости речи можно утверждать что Менделеев был бл..стящим хотя и своеобразным оратором.




Задания к тексту


1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выбирая нужный вариант, расставьте недостающие знаки препинания.

2. Определите основную мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите функциональный стиль текста и тип речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что нового вы узнали о личности Д. И. Менделеева?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Разберите по составу слова: доброта, наговорит, рождения, освещением.

6. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов: решениях, мягко, сладкий, общаться.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Приведите из текста примеры слов, иллюстрирующих орфограмму "Чередование гласных в корне"

________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8. Определите спряжение следующих глаголов: покричит, стелют, нравилось, просил, применял.

9. Найдите в тексте и выпишите устойчивые выражения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Из последнего абзаца выпишите второе предложение и выполните синтаксический разбор.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее